ВОСКРЕСЕНЬЕ, 17 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА
185 1-12-2017, 00:11

Экспортный потенциал АПК

Повышение экспортного потенциала сельскохозяйственной отрасли – одна из главных задач государственной программы развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы. К моменту завершения ее реализации объем экспорта продовольствия в денежном выражении должен достичь вырасти на 600 миллионов долларов. И это не мечты, а вполне обоснованные ожидания.

Казахстан имеет хорошие стартовые позиции для достижения этой цели. По поставкам за границу зерна и муки наша республика давно входит в число мировых лидеров, в последние годы усиливаются экспортные возможности масличного и мясного секторов. В плюс идет и то, что Казахстан является участником международных и регио­нальных организаций в области аккредитации, таких, как Тихоокеанское сотрудничество по аккредитации (PAC), Европейская организация по аккредитации (EA), Международный форум по аккредитации (IAF), Международное сотрудничество по аккредитации лабораторий (ILAC). Членство в них позволяет получить международное признание сертификации или регистрации систем, продукции, услуг, персонала и других программ по оценке соответствия, что существенно облегчает жизнь экспортерам сельхозпродукции.
Благодаря участию Национального центра аккредитации в ILAC лаборатории нашей республики могут использовать совмещенный лабораторный знак ILAC MRA на выдаваемых протоколах испытаний. Это способствует сокращению расходов и времени на дополнительные процедуры по подтверждению соответствия товара. По данным за прошлый год, 187 лабораторий в Казахстане использовали совмещенный знак ILAC MRA. Ими выдано свыше полумиллиона протоколов испытаний, из них почти 10 тысяч – за пределы Казахстана. Протоколы были выданы на рыбную, мясную, молочную, зерновую продукцию, а также на мед, природную, минеральную лечебно-столовую воду, муку, подсолнечник, шерсть овечью, кожевенное сырье и шкуры КРС. Это дало нашему бизнес-сообществу возможность сопроводить свою продукцию протоколами, признанными на международном уровне, для отправки в Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, Афганистан, Китай, Японию, Иран, Сербию, Испанию, Россию, Белоруссию, Азербайджан, Грузию, Польшу.
Впрочем, это только одна из мер, направленных на раскрытие имеющегося экспортного потенциала. Теперь отечественным сельхозпроизводителям и агропереработчикам предлагается при всемерной поддержке государства совершить настоящий и при этом четко выверенный рывок.
Авторы программы, проанализировав географическое расположение Казахстана, емкости рынка сельскохозяйственной продукции и транспортную доступность, пришли к следующему выводу. Ориентироваться нужно на такие рынки сбыта, как страны ЕАЭС и СНГ, а также Китай, Иран, Афганистан и ОАЭ, а ставку делать на востребованные ими зерно, масло семян, картофель и продукты их переработки, включая органические. Кроме того, наибольший экспортный потенциал, считают они, имеется по тем видам продукции, внутреннее потребление которых в настоящее время полностью обеспечивается собственным производством. Это, в первую очередь, говядина, баранина и свинина.
Чтобы Казахстан стал так называемой «хлебной корзиной» по производству зерна для всей Евразии и одновременно углубил его переработку (с созданием новой добавленной стоимости), авторы госпрограммы развития АПК предлагают наращивать объемы экспорта не только сырья, но и продуктов ее переработки, в частности, муки, макарон, круп, глютена. Они ожидают, что уже к 2021 году можно будет поставлять в страны, являющиеся традиционными импортерами казахстанской сельхозпродукции (Средняя Азия, Иран, Афганистан, Азербайджан) такие объемы муки, которые обычно получают при переработке 6,8 миллиона тонн зерна. Производство макаронных и крупяных изделий к 2021 году предполагается довести до 630 тысяч тонн, а их экспорт –до 180 тысяч тонн (против 77 тонн, отправленных за границу в прошлом году). Перспективными рынками сбыта здесь являются Китай, Афганистан, Грузия, Монголия, Таджикистан и Туркменистан.
Государство будет оказывать отечественным производителям поддержку в проведении отраслевых выставок как внутри Казахстана, так и за рубежом, а для того, чтобы помочь им выйти на внешние рынки, будет способствовать созданию сети оптово-распределительных центров. Они будут состоять из складов, павильонов и других помещений для оптовой торговли, в них будут сконцентрированы технологические операции по хранению, упаковке, сбыту и транспортировке сельскохозяйственной и пищевой продукции. При необходимости на их базе можно будет проводить таможенные, ветеринарно-санитарные, карантинные, санитарно-эпидемиологические и иные операции. Поначалу такие центры появятся в Алматы, Астане и Шымкенте, а к 2021 году – во всех регионах Казахстана. Там будут формироваться крупные партии сельскохозяйственной продукции для подготовки и отправки на экспорт.
Особая роль в развитии экспортного потенциала отводится АО «Продкорпорация», которое входит в состав холдинга «КазАгро». При тесном взаимодействии с АО «КазЭкспортГарант» и АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST», а также дипломатическими представительствами Казахстана за рубежом оно выполняет роль экспортного центра АПК. То есть анализирует ситуацию на внешних рынках и составляет дорожные карты освоения перспективных рынков сбыта, производит форвардный закуп продукции у сельхозтоваропроизводителей и формирует крупные экспортные партии, создает экспортные каналы сбыта для востребованной на внешнем рынке сельскохозяйственной продукции. Кроме того, в его функции входят предоставление страхования и гарантирования экспортных контрактов для производителей, продвижение зонтичных брендов, включая «KZ ORGANIC FOOD», оказание консультационных услуг по экспорту продукции, в том числе сопровождению контрактов.
Что касается других шагов, способных обеспечить наращивание экспортного потенциала, то, как и раньше, сохранится субсидирование инвестиционных затрат при строительстве и модернизации предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности с современным оборудованием, которые нацелены на выпуск конкурентоспособной экспортоориентированной продукции. Кроме того, государство намерено стимулировать создание экспортного бренда продукции переработки сельскохозяйственного сырья и пищевой промышленности, способствовать сертификации по международным требованиям тех отечественных предприятий, продукция которых ориентирована на экспорт, обучать и повышать квалификацию их руководителей.

Автор: Маргарита Вайда

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение