ВТОРНИК, 24 АПРЕЛЯ 2018 ГОДА
285 17-11-2017, 00:07

Его величество закон

Концепция правовой политики РК на 2010-2020 годы, утвержденная президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, нацелена на модернизацию отечественного законодательства, укрепление основ государства, демократизацию политической системы, имплементацию норм ратифицированных Казахстаном актов международного права.

В документе ориентация на совершенствование законодательства и государственного управления сочетается с преемственностью правовой политики, принципом последовательной реализации потенциала норм Конституции и законодательства. Он также направлен на обеспечение правовыми средствами защиты прав и свобод граждан, национальных интересов страны, устойчивого развития общества.

По мнению специалистов, в данной концепции четко сформулированы основные направления совершенствования национальной правовой системы, базирующиеся на современных тенденциях ее развития, накопленном отечественном и мировом опыте, научно обоснованных представлениях о перспективах развития и путях модернизации казахстанского государства и права. В целом этот документ соответствует глобальным тенденциям и общепризнанным международным стандартам.
Так, с точки зрения развития национального права в концепции сделан акцент на необходимости принятия системных мер, обеспечивающих, с одной стороны, режим законности в стране и стабильность правовой системы, а с другой, последовательную модернизацию законодательства в контексте общей стратегии развития государства. Правовая система станет основой для выстраивания модели государственного управления на принципах результативности, прозрачности и подотчетности, что должно обеспечить защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства.
Следует отметить отдельные аспекты концепции и открывающиеся в связи с этим возможности. По оценке авторитетных экспертов, она более содержательна и, даже можно сказать, продвинута в сравнении с прежними документами такого рода, принятыми в нашей республике. Это свидетельствует об определенном прогрессе в юриспруденции, законодательстве, кадровом юридическом обеспечении государственных органов, о повышении правовой культуры, об успешной интеграции страны в международно-правовую систему. В то же время, как отмечается в концепции, «фундаментальные изменения, происходящие в мировой экономике и политике, процессы глобализации, а также внутренняя динамика развития страны не позволяют останавливаться на достигнутом».
Позитивным шагом стало внедрение в последние годы в законотворческий процесс независимой научной экспертизы. Однако еще немало предстоит сделать, чтобы повысить ее качество, полнее представить в ней современные научные аргументы и позиции, многоаспектный анализ перспектив и последствий подготавливаемого акта. Требуется укрепить экспертные службы парламента, более активно внедрять филологическую экспертизу, в том числе экспертизу переводов текстов законов, точности используемых терминов, понятий и т.д.
В концепции также ставится задача введения научной экспертизы проектов международных договоров. В условиях глобализации необходимо активнее участвовать в международном правотворчестве, при этом защищая национальные интересы, создавая своеобразные правовые амортизаторы для успешного вхождения нашей страны в мировое правовое пространство, пропагандируя и распространяя позитивный национальный опыт законотворчества, духовного и межнационального согласия и т.д.
Документ ориентирует на правовое регулирование 17 отраслей законодательства имеющимися в настоящее время кодексами. В перспективе возможны выделение новых отраслей и принятие новых кодексов. Но расширение их круга должно быть предельно обоснованным. Например, назревает необходимость подготовки Кодекса об образовании (или об образовании и науке), формируется новая отрасль права, которая призвана регулировать расширяющуюся и многоуровневую интеллектуальную сферу общественных отношений. Здесь накопились ведомственные нормативные правовые акты нескольких поколений, данная сфера требует более обстоятельного и стабильного, более консолидированного, а затем и кодифицированного законодательного регулирования.
В концепции предлагается широко и на постоянной основе привлекать к нормотворческой деятельности общественность, НПО и объединения, представляющие интересы частного предпринимательства. В последние годы при министерствах и ведомствах, в акиматах созданы экспертные советы, но многие из них, по мнению отечественных экспертов, работают формально. Поэтому необходимо всесторонне и критически обобщить работу таких советов для более активного включения их в экспертизу проектов нормативных актов. Нужно привлекать в них больше квалифицированных юристов, активных представителей общественности.
Еще одним направлением, на которое концепция правовой политики нацеливает в плане модернизации правовой основы деятельности государственных органов, является использование современных информационных технологий по мере совершенствования «электронного правительство». Развитие электронной формы законодательства, научной, популярной и учебной литературы, интернет-сайтов юридической направленности требует ускорения и повышения качества подготовки специалистов (особенно программистов со знанием права) для этой сферы, расширения соответствующей сервисной и издательской базы. Как отмечается в концепции, «оптимальным является функционирование Эталонного банка нормативных правовых актов в электронном формате. Одновременно необходимо введение в законодательство положений, предусматривающих электронный вид нормативного правового акта, что станет серьезным шагом в информатизации национального права». Со временем все большую роль будут играть электронные формы ведения делопроизводства в судах, публикации судебных решений.
В условиях постоянного обновления законодательства электронная форма стала наиболее оптимальной для его систематизации, а также для подготовки свода законов РК. Издание такого свода на бумажных носителях в ситуации, когда все большее распространение получают сетевые электронные технологии, малоэффективно, затратно и даже бессмысленно. Создание Эталонного электронного свода законов и поддержание его в постоянно обновляемом варианте представляется выполнимой в обозримом будущем задачей. Для ее решения требуются, прежде всего, кадры соответствующей квалификации, надлежащее техническое и программное обеспечение.
Концепция также ориентирует на создание правовых инструментов, способных придать дополнительный импульс развитию институтов гражданского общества и реализации их инициатив. Активизация политических партий, НПО, различных общественных объединений — объективная необходимость в процессе демократизации. В этой связи требуется дальнейшее поэтапное совершенствование законов о партиях, о выборах, об НПО, о СМИ.
Не теряют своей актуальности вопросы формирования органов местного самоуправления (ОМСУ), передачи им некоторых полномочий, которые сегодня закреплены за госорганами низового уровня. Для этого нужно в законодательстве более четко разграничить функции государственного и местного самоуправления, предусмотреть реальные финансовые и иные гарантии деятельности ОМСУ, укрепить их статус и расширить полномочия, осуществить определенную децентрализацию функций местных госорганов.
Важное значение отводится институту уполномоченного по правам человека, повышению эффективности его деятельности. Этот институт, возможно, требует своего конституционного закрепления, расширения полномочий с учетом закрепленного в Основном законе страны приоритета прав и свобод человека и гражданина.
Концепция предусматривает в дальнейшем «расширять сферу применения партнерско-содействующих, функционально-клиентских, сугубо охранительных принципов». В сфере административного права предполагаются расширение перечня оказываемых публично-правовых услуг, формирование в связи с этим нового правового института, совершенствование стандартов оказания услуг.
Еще одно важное направление – укрепление правовой основы системы госслужбы. Здесь к приоритетам отнесены более точное разграничение политической и административной государственной службы, формирование новых и совершенствование действующих институтов управления человеческими ресурсами, внедрение прогрессивных методик отбора работников, новых принципов оплаты труда и мотивации, а также более эффективных систем оценки работы с учетом конечного результата.
Как показывает анализ, концепция содержит в себе большой потенциал, связанный с дальнейшей модернизацией и демократизацией правовой системы Казахстана. Однако необходимы активная и квалифицированная работа по ее реализации, постоянный контроль за выполнением плана намеченных мероприятий и, возможно, своевременная корректировка концепции с учетом меняющихся условий.
В целом этот документ позволит теснее связать в единую систему юридическую науку и практику, правотворчество и правоприменение, юридическое образование и правовое воспитание, а также создать дополнительные возможности для комплексного, планового и конструктивного взаимодействия государства и гражданского общества.

Автор: Андрей Песков

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение