ЧЕТВЕРГ, 23 НОЯБРЯ 2017 ГОДА
4902 10-11-2017, 00:05

НИШ: трудные уроки

В прошлом номере нашей газеты (№43 от 3 ноября с.г.) был опубликован материал «Назарбаев Интеллектуальная школа»: гладко было на бумаге…». Речь в нем шла о некоторых проблемных моментах в работе «Назарбаев Интеллектуальной школы» (НИШ), расположенной в алматинском микрорайоне «Горный Гигант». При этом мы четко оговорили, что рассчитываем на продолжение разговора, и сегодня предлагаем вниманию читателей позицию руководителя данной школы Олега Пака, который согласился ответить на наши вопросы.

– Согласны ли вы с точкой зрения, что в вашей школе практикуется потогонная система обучения? Насколько такой подход отвечает современным требованиям?

– Мы живем в постоянно меняющемся мире, в котором обучение детей по-старому становится невозможным. Система выжимания пота вообще неприменима в педагогической работе. У нас учатся мотивированные, креативно мыслящие дети, которые принимают самое непосредственное участие в школьной жизни.

В образовательном процессе используется системно-деятельностный подход, который обеспечивает академическую подготовку и развитие самостоятельности учащихся на основе сочетания учебной, проектной и исследовательской деятельности. При таком подходе ребенок не только получает знания, у него формируются навыки исследования и самостоятельного обучения.

Результаты собеседований, которые психологическая служба проводит с учащимися нашей школы, показывают, что большинство проблем возникает вследствие неправильного распределения времени и нагрузки самими школьниками. Социальные сети и компьютерные игры являются серьезной помехой в учебе, из-за них успеваемость некоторых школьников становится ниже, чем она могла бы быть. На самом деле, многие наши дети не только хорошо учатся, но и успевают принимать участие в общественной жизни школы, успешно заниматься спортом, готовиться к предметным олимпиадам.

Стоит отметить, что наша НИШ является школой полного дня, поэтому предусмотрена внеурочная деятельность: занятия в кружках и спортивных секциях, индивидуальная работа. Это позволяет соблюдать баланс между академической подготовкой и творческой разгрузкой.

Вместе с тем мы постоянно работаем над оптимизацией учебного процесса. Например, в этом году разработаны дополнительные элективные курсы, организовано обучение педагогов и учащихся стратегиям тайм-менеджмента, навыков которого не хватает нашим детям.

– Назовите количество выпускников вашей школы, которые поступили в вузы на гранты. Сколько процентов это составляет от общего числа выпускников?

– Наша школа открылась в 2014-м, поэтому первый выпуск учащихся 12-го класса (161 человек) был в прошлом году. Все выпускники поступили в высшие учебные заведения: 30 человек (18,6%) – в «Назарбаев Университет» (29 –Foundation, 1– первый курс), 93 (58 %) – в другие казахстанские вузы, 38 (23,6%) – в зарубежные вузы. 135 выпускников (84%) обучаются по гранту.

– Какие методики работы с одаренными детьми используют педагоги НИШ? Какие конкретные результаты они принесли?

– Наши учителя стремятся раскрыть интеллектуальный потенциал детей через применение казахстанского и международного опыта. Мы изучали труды казахстанских ученых Ж.Аймаутова, А.Байтурсынова, обучали учителей на тренингах CTY (Центр талантливой молодежи Университета Джонса Хопкинса, США), CITO (Центр педагогических измерений, Нидерланды), МЭСК (Международный экзаменационный совет Кембриджа). Обучать может все – техника постановки вопросов, интеграция предметов, обучение на основе концептов, нестандартно построенный урок, проектная деятельность. Главное – чтобы все предлагаемые варианты мотивировали ребенка, служили вызовом, который так необходим в обучении одаренных детей.

Одаренность не всегда «лежит на поверхности», поэтому учителям необходимо постоянно совершенствовать систему выявления, развития и поддержки талантливых мальчиков и девочек. Опора на казахстанские традиции, проведение исследования практики в действии (Action research), исследования урока (Lesson study) помогают педагогам найти эффективные методы и стратегии работы с учениками, имеющими завышенные академические потребности. С целью максимальной самореализации учеников для каждого из них просчитывается индивидуальная траектория успеха, позволяющая дифференцированно выстраивать задания, систему оценивания, цели обучения. Применяемые принципы ускорения, углубления, усложнения программы дифференцируют подходы к обучению и делают этот процесс увлекательным и творческим.

В нашей школе работает целая плеяда замечательных педагогов, имеющих богатый личный опыт работы с одаренными детьми. Среди них Кизбаева Бактыгуль Аскеровна, Кронгарт Борис Аркадьевич, Калкулов Саидхужа Бабанхужаевич, Абдрахманова Мара Кабылдиновна, Папазова Ирина Павловна и многие другие. Администрация школы заботится о том, чтобы их опыт перенимали молодые учителя.

Безусловно, использование инновационных подходов дает свои результаты.

Школе всего три года, в течение которых показатели результативности участия наших детей в различных интеллектуальных конкурсах значительно выросли. Многие из них занимаются научными исследованиями под руководством учителей НИШ либо ученых, работающих в алматинских вузах. Показателем плодотворности такой работы являются 45 призовых мест, завоеванных на различных конкурсах научных проектов республиканского и международного уровня.

По итогам республиканской предметной олимпиады школьников Казахстана мы завоевали 2 золотые и 6 бронзовых медалей. В общей сложности на олимпиадах республиканского и международного значения в прошлом учебном году наши ученики были удостоены 44-х наград. В том числе можно назвать два призовых места на ХII Азиатско-Тихоокеанской астрономической олимпиаде школьников (Ишимова Алуа, Амангелди Ислам). А Бекжан Динмухаммед стал призером IX Президентской олимпиады по естественно-математическим предметам.

Наши учащиеся добиваются успехов на различных соревнованиях по робототехнике (45 медалей), крупнейшими из которых являются IX Всероссийский фестиваль «Робофест-2017» в Москве, всемирные олимпийские игры FIRST GLOBAL Challenge в Вашингтоне.

В этом году ученик 11-го класса Қажымурат Акназар стал обладателем золотой медали на 48-й Международной физической олимпиаде в Индонезии. Всего за время учебы в нашей школе он завоевал 4 золотые, 4 серебряные и 2 бронзовые медали на олимпиадах республиканского и международного уровня. Он также является автором научных исследований по математике, с результатами которых выступал на научных конференциях в России, Германии и Гонконге.

Команда «Flash», состоящая из четырех школьниц (две из них – Дияра Бейсенбекова и Аружан Кошкарова – ученицы нашей школы), получила гран-при за разработку мобильного приложения QamCare на международном конкурсе программирования «Technovation Challenge» в Cиликоновой долине (США). Эта разработка направлена на решение одной из самых важных социальных проблем, связанных с безопасностью женщин и детей.

Задачей нашей школы является создание оптимальных условий для развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей. Приведу только один пример. В прошлом учебном году 20 учащихся нашей школы сдавали экзамен SAT – стандартизированный американский тест по отдельным предметам. Максимально возможное количество баллов – 800 по одному предмету. Согласно статистике, лишь один человек из двух тысяч сдающих набирает 800 баллов по каждому из двух предметов. Так вот, Ахмет Гулдана набрала 800 баллов по каждому из трех предметов: математике, физике и химии. Еще девять учеников набрали 800 баллов по каждому из двух предметов. Все они благодарны учителям школы за подготовку. При этом никто из них не является олимпийцем.

Достижения наших учащихся на республиканских и международных аренах являются не только показателем работы их непосредственных тренеров, но и результатом тех подходов к обучению, которые мы реализуем в НИШ. Также несомненна заслуга в этом родителей.

– Чем можно объяснить ежегодное ужесточение оценочной системы в вашей школе? Какие при этом преследуются цели?

– Интеллектуальные школы являются экспериментальными площадками, где разрабатываются и апробируются инновационные образовательные практики. Система критериального оценивания – это абсолютно новый опыт для школ. Речь идет о совершенствовании системы оценивания на основе результатов успеваемости и качества знаний, мониторинга, исследований.

Формативное оценивание – это безотметочное оценивание, посредством которого осуществляется сбор данных в ходе обучения и преподавания, предоставление учащимся постоянной информации о том, как идет обучение, на каком этапе достижения целей обучения находится учащийся, что необходимо сделать для достижения более высоких результатов. Вместе с этим осуществляется корректировка организации учебного процесса.

Внедрение безотметочного оценивания требует переходного периода. Мы перешли от традиционного 5-балльного к критериальному оцениванию. Результаты проведенных исследований и накопленный опыт послужили основанием для постепенного совершенствования и перехода к международной практике оценивания.

Опыт формативного оценивания, полученный учащимися в НИШ, позволит им быстрее адаптироваться к обучению в высших учебных заведениях.

– Как отражаются такие подходы на морально-психологическом настрое детей?

– Наши специалисты проводят исследования среди учащихся и выпускников на предмет их удовлетворенности обучением в интеллектуальных школах. Большинство респондентов высказывают удовлетворенность и основным преимуществом называют фокусирование образовательной программы на развитии критического, междисциплинарного мышления, коммуникативных и социальных навыков. Формулирование целей перед каждым учебным разделом, по их мнению, способствует обретению навыков целеполагания и достижения поставленных задач, что очень необходимо в жизни после школы. Также учащиеся отмечают, что возможность выбора предметов и введение нового предмета «Global Perspectives», заставляющего думать критически, являются несомненными преимуществами программы. Как считают выпускники, преподавание на трех языках дает им серьезную фору перед сверстниками, способствует расширению информационного поля.

Наряду с положительными аспектами учащиеся также выделяют вопросы, требующие решения. К ним можно отнести развитие навыков программирования и тайм-менеджмента. И над этим мы уже работаем.

– Как администрация вашей школы реагирует на претензии со стороны родительской общественности? Можно ли привести примеры конструктивной реакции на критику?

– Мы оперативно реагируем на вопросы со стороны родителей, обсуждаем их и в случае необходимости принимаем решения. Мамы и папы имеют возможность участвовать в жизни НИШ через родительские комитеты, через участие в бракеражной и других комиссиях при школе.

Для мгновенной обратной связи и быстрого получения информации организована система конференций в мессенджере WhatsАpp. Участниками одной из них являются все члены административно-управленческого персонала и председатели родительских комитетов классов. Конференция не является официальной перепиской, однако позволяет быстро оценивать ситуацию и при необходимости принимать соответствующие решения.

Отвечая на данный вопрос, я бы не стал применять слово «претензии» – это всегда конструктивные предложения и дельные советы. Мы были и остаемся сторонниками открытого диалога и сотрудничества между школой и родителями. Очень важно отметить, что администрация НИШ постоянно чувствует поддержку со стороны родителей. В свою очередь, мы поддерживаем все инициативы родителей, направленные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и улучшение психологического климата в школе.

Например, совсем недавно мы получили хорошие советы, касающиеся домашних заданий, по результатам рассмотрения этого вопроса разработана специальная политика. В прошлом учебном году по инициативе родителей были проведены соревнования между командами родителей и учителей по футболу, волейболу, настольному теннису и шахматам. Родительская общественность является неотъемлемой и чрезвычайно важной частью школьного сообщества.

– Какие учебные программы и методики, разработанные в стенах НИШ, уже используются в общеобразовательных школах Казахстана?

– На основе концептуальных подходов определения содержания образования Интеллектуальных школ (ценностно-ориентированный, коммуникативный, деятельностный и интегрированный подходы), рабочими группами, в составе которых были учителя общеобразовательных и интеллектуальных школ, ученые Национальной Академии образования им. Ы. Алтынсарина и вузов страны, разработаны Стандарты и учебные программы обновленного содержания образования. Согласно графику перехода на обновленное содержание образования МОН РК внедрение данных программ начато в 1, 2, 5, 7 классах всех общеобразовательных школ страны.

При этом следует отметить, что программы НИШ направлены на углубленное изучение предметов естественно-математического цикла и по содержанию значительно отличаются от обновленных программ общеобразовательных школ. Например, такие предметы, как «Глобальные перспективы», «Казахстан в современном мире», в обычных школах не изучаются. В учебный процесс НИШ внедрены различные элективные курсы, изучение второго иностранного языка (немецкий, французский, китайский) и т.д.

– Сколько детей покинули стены НИШ за последнее время? Что является основной причиной ухода детей из вашей школы?

– Согласно постановлению правительства РК, отчислению подлежат учащиеся, имеющие три и больше троек. В 2016-2017 учебном году из нашей школы по причине неуспеваемости был отчислен лишь один ученик; в связи с переездом в другой населенный пункт – 5; в связи с переездом за границу – 5; по состоянию здоровья – 2; в связи с трудностями в обучении – 3; по семейным обстоятельствам – 6. За первую четверть нынешнего учебного года выбыли 7 человек, из них трое перешли в другие школы города Алматы.

Автор: КЕНЖЕ ТАТИЛЯ

Комментарии

Author Айбек
Редактировать / Удалить/ Цитировать
10-ноя-2017, 07:44

Ну по ответам, если они соответствуют действительности, результаты школы с 3-летней историей впечатляют. А в прошлый раз такой негатив был. Может хоть какое-нибудь заключение напишите

Author Алия
Редактировать / Удалить/ Цитировать
10-ноя-2017, 08:14

Не понимаю почему все накинулись на эту школу. Вроде хорошие результаты показывает. Если бы ситуация была так плоха как пишут, никто бы наверное не шел в НИШ

Author Бауыржан
Редактировать / Удалить/ Цитировать
10-ноя-2017, 11:51

Я не пойму некоторых людей которые дают своих детей в НИШ требуя от них максимального усилия при этом не обращая внимания на возможность ребенка. Дети разные, у всех вкусы и предпочтения меняются. Родитель вместого того чтобы понять, почувствовать ребенка, стремится сделать из него идеала своего воображения, из за каких либо личностных не удач. Да, я понимаю что каждый в ответе за хорошее воспитание и образование своих детей, но зачем мучать ребенка не согласовав с ним планы, а потом винить в этом школу. Я тоже родитель и мне тоже хотелось бы чтобы мои дети учились в НИШ-е, поэтому, не зная и не понимая всю систему ничего конкретного не могу сказать в адрес НИШ.

Оставить мнение