ЧЕТВЕРГ, 23 НОЯБРЯ 2017 ГОДА
1191 1-09-2017, 00:00

ЕНТ: решив одну проблему, оно породило другие

«Наши школы готовят «мозги» для других стран», – утверждает депутат мажилиса парламента, член Коммунистической народной партии Казахстана Ирина Смирнова, комментируя скандал вокруг двух взаимоисключающих, изданных буквально на «коленке» приказов Министерства образования и науки РК об итогах распределения государственных грантов.

ЕНТ и рейтинг акимов

– Казалось бы, все правильно: объединение выпускных и вступительных экзаменов в единый формат ЕНТ дало возможность, сдав всего лишь один экзамен, поступить в университет, а главное – искоренить коррупцию при зачислении в вузы, – рассуждает депутат от КНПК, в прошлом директор одной из школ-гимназий Алматы. – За дело взялись столь серьезно, что результаты ЕНТ стали учитываться даже при составлении рейтингов акимов. Цель опять же вроде бы благая: хотели усилить заинтересованность первого руководителя города или региона в развитии образования. Но получилось – как получилось. А именно: города и области кинулись мериться между собой баллами выпускников, по результатам тестирования стали делать административные выводы в отношении директоров школ и учителей. В итоге образовательная система, подстроившись под ЕНТ, сконцентрировалась на тщательной подготовке к ней.

– А что же в этом плохого?

– Дело в том, что сам учебный процесс стал после этого никому не интересен. Теперь всех волновал только один вопрос – количество баллов. Это привело к тому, что учеников 9-х классов, которые показывали не очень хорошие результаты, начали разными способами выдавливать из школ. Всем остальным, чтобы гарантированно поступить в вузы, нужно было вызубрить назубок только пять предметов. Вернее, четыре: язык (казахский – в русской школе, русский – в казахской), хотя и входит в ЕНТ, идет как бы вне зачета. С введением ЕНТ задача школы заключалась уже не в том, чтобы дать учащемуся обширные и глубокие знания по всем дисциплинам, привить ему навыки самостоятельного поиска знаний и самостоятельного мышления, а в том, чтобы он вызубрил четыре предмета. По ним теперь и оценивалась работа «всех заинтересованных лиц» – управлений образования, администраций школ и учителей. И это же давало выпускнику возможность поступить в вуз на грантовой основе. Цена вопроса столь высока, что на школьника со всех стороны оказывается огромное давление. А отсюда и суицидальные настроения, и проблемы в семьях.

Единственный плюс ЕНТ заключается в том, что действительно удалось в целом победить коррупцию. У того, кто зубрил хотя бы эти четыре предмета, появился шанс в честной борьбе выиграть грант и учиться дальше бесплатно. А на нас, директоров школ, наконец-то перестали давить посредством телефонного права. До этого нам могли позвонить во время экзамена «большие люди» и потребовать, чтобы у такого-то ученика была обязательно пятерка.

С нынешнего года ЕНТ разделили на две части – «выпускную» (в школе) и «вступительную» (для зачисления в вузы). Я считаю это правильным. Однако как бывший педагог я вынуждена была обратиться с депутатским запросом к министру образования и науки, чтобы школьных учителей не приглашали для проведения второй части ЕНТ. При поступлении в вуз проводятся совершенно другие экзамены с совершенно другими приоритетами. То есть, закончилась школьная жизнь и – точка. Дальше для выпускника начинается другой этап – самостоятельный.

То же самое с «Алтын белгi» – никакого «продолжения банкета». Единственная привилегия – при двух одинаковых результатах приоритет отдается обладателю этого знака.

Кого мы теряем?

– Лично вы, будучи директором школы, мирились с зубрежкой вместо нормального изу­чения предмета?

– А я что – исключение? Хотя прекрасно осознавала, что из-за этого учащиеся не могут в полной мере освоить другие предметы, страдает воспитательная работа.

Ведь при поступлении в вуз по результатам ЕНТ никоим образом не учитываются творческая составляющая ребенка, его нравственные качества, участие в общественной жизни школы, занятия спортом, в конце концов.

Когда мы, учителя, порой заикались о том, что нужно бы помочь одиноким пенсионерам или же просили выйти на субботник по уборке территории родной школы, дети и родители, делая испуганные глаза, отвечали, что им некогда. Сегодня у них занятия с репетитором по математике, завтра – по истории Казахстана и т.д.

 К счастью или к несчастью, не все с этим мирятся. Некоторые талантливые дети, не желая участвовать в гонке за баллами «методом тыка», уезжали учиться в другие страны – в Россию, Прибалтику, Китай, Германию, где не требуется сдача ЕНТ. А там, понимая, что к ним приехала очень качественная молодежь, создают ей все условия для поступления в университеты. Например, представители ведущих вузов той же России – Новосибирска, Томска, Иркутска, Санкт-Петербурга, Москвы, Казани – каждую весну проводят выездные олимпиады в разных городах Казахстана. И уже в марте наши лучшие выпускники знают, студентами каких вузов они станут через полгода. Я говорю это, опираясь на собственный опыт. Не назову точную цифру, но порядка 30 процентов выпускников той школы, где я была директором, каждый год уезжают за рубеж. С одной стороны, это хорошо, когда десятки тысяч молодых казахстанцев получают высшее образование в других странах. В конце концов, это показатель работы наших учителей. Но вот вернутся ли эти юноши и девушки обратно? Не знаю. А ведь государство в свое время затратило на них огромные средства. Содержало в детских садах (к примеру, по программе «Балапан» на каждого казахстанского детсадовца выделяется больше 20 тысяч тенге ежемесячно), бесплатно лечило, давало бесплатное школьное образование…

Наверное, когда-нибудь мы начнем по-настоящему ценить каждого человека, коль об этом уже заговорили на уровне государства. Я имею в виду последнее Послание президента страны, где говорится о необходимости модернизации сознания казахстанцев. Болезни роста, которые выражались в том числе и в бездумном разбрасывании самым дорогим – людьми, похоже, останутся позади.

Болезни роста

– Но откуда растут корни у столь пренебрежительного отношения к человеческому капиталу?

– 25 лет независимости – это очень мало, чтобы научиться всему и сразу. Как у молодого человека, так и у государства бывают эти самые болезни роста. Но рано или поздно наступит понимание значимости каждого члена своей семьи. Так вот, что касается выпускников. То, что другие страны берут на себя расходы по обучению нашей молодежи, – это, повторюсь, плюс для нас. Но будет еще лучше, если те, кто уехал за знаниями, затем вернутся домой. А для этого нужна государственная программа, которая бы предусматривала создание условий и возможностей для их возвращения.

– Вы как бывший учитель, конечно же, внимательно отслеживали последний скандал с грантами. Чем же он был спровоцирован?

 – Получилось так, что некоторые обладатели знака «Алтын белгi» оказались в числе получивших государственные гранты, хотя на вступительном ЕНТ они набрали меньше баллов, чем их конкуренты, не имевшие такого знака. Естественно, последние обратились с жалобами в МОН. И министерство не нашло ничего лучшего, чем, моментально отменив свой же предыдущий приказ, объявить, что распределение грантов будет осуществляться по-другому. Однако постоянные шарахания головного ведомства чреваты тем, что нижестоящие организации будут признавать за собой право на принятие таких же непродуманных и волюнтаристских решений.

– Как вы думаете, министр должен после этого уйти в отставку?

– Думаю, ему надо, прежде всего, разобраться со своими службами. Ведь в этом ведомстве работают специалисты, окончившие заграничные вузы по программе «Болашак». Они должны были провести анализ, предусмотреть разные варианты и оценить их возможные последствия. Но, похоже, в министерстве этим не занимаются. Взять хотя бы ситуацию с началом нового учебного года. Сначала было решено, что школьная линейка состоится 1 сентября. Следом вышел второй приказ, согласно которому она должна пройти 2 сентября, в субботу. Но по новому положению ученики 1, 2, 5, 7 классов в субботу не учатся. Значит, часть детей должна будет пойти в школы во внеучебный день. И мне непонятно, почему, зная об этом, не назначили школьные линейки на 4 сентября, понедельник?

Министерство образования должно принимать очень взвешенные и продуманные решения, поскольку речь идет о жизни и судьбах не только каждого человека, а страны в целом. Ведь именно это ведомство призвано заниматься формированием человеческого капитала.

– Вопрос в преддверии начала нового учебного года. В школах требуют единую форму. Но в одной, к примеру, признают только прямые юбки синего цвета, а в другой – свободного фасона. О каком единообразии в таком случае может идти речь?

– Я за единый стандарт и по цвету, и по фасону. Когда работаешь в государственной школе, то хорошо видишь, что один ребенок недоедает, а другой размахивает 20-тысячной купюрой. И одна общая форма может сгладить социальное неравенство. Более того, если бы школьную форму шили по единым стандартам, то это дало бы мощный толчок развитию нашей легкой промышленности. А то ведь сегодня форму одного цвета, но разных фасонов закупают в Китае, Кыргызстане, Турции, России. В общем, все на этом деле поднаторели, кроме нас самих.

– Есть ли просвет в конце туннеля под названием «современная школа»?

– Учите своих детей сами.

На фото Ирина Смирнова

Автор: Сара САДЫК

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение