ПЯТНИЦА, 23 ФЕВРАЛЯ 2018 ГОДА
890 28-04-2017, 00:10

Код жизни академика Нысанбаева

…В суровом 1937 году в семье Нысанбая и Рысты, простых тружеников села Караултобе Сырдарьинского района Кызылординской области, родился долгожданный мальчик. Его детство прошло в исторически значимых для казахов местах, где размеренная гладь степенно текущих вод Сыр-Дарьи несет в себе закодированную память о былых событиях великой истории. Кажется, что, долго и проницательно вглядываясь в медленно текущие воды, обязательно увидишь картины величавого прошлого. А стоит погрузиться в эти воды, как увидишь и становление юного аль-Фараби, и призывное звучание мелодий Коркыта, рожденных в поисках земли обетованной, и зарождение свободного духа степного края.

Трудно жилось семье – сказывались последствия голода тридцатых годов, смертью прошедшего по территории Казахстана, репрессий тоталитарного режима, жертвой которых стал отец Нысанбай, тяготы военного времени, когда в глазах матерей и стариков угас блеск, и взгляд, казалось, застыл в ожидании вестей с фронта… Непрос­тое, отягощенное бременем несчастий и невзгод время наложило отпечаток на поколение мальчишек и девчонок, слишком рано узнавших, что такое несправедливость, зло, голод, боль утрат. И тем самым навсегда потребовало от них быть непоколебимыми и твердыми, уметь бороться и не сдаваться, видеть свет в конце туннеля и безмерно любить и дорожить близкими. А кроме того, во что бы то ни стало добиться лучшей и достойной человека жизни, идти к своей мечте и цели, быть упорными, настойчивыми и преданными своему делу.

Эти качества будут отличать Аблумалика и в средней школе, и во время учебы на физико-математическом факультете Кызылординского педагогического института им. И.В. Гоголя (сегодня это государственный университет им. Коркыта-ата). Именно тогда впервые проявились те качества его ума и характера, которые необходимы для глубокой интеллектуальной работы, для сосредоточенности на достижении поставленной цели и для организации коллектива ученых на решение серьезных задач. Он принимал активное участие в работе студенческого научного общества, стал сталинским стипендиатом, проявил склонность к глубоким исследованиям в математике.

Его дальнейшая судьба оказалась прочно связана с научной деятельностью и работой в Академии наук. С 1960-го и по настоящее время Абдумалик Нысанбаевич трудится на поприще науки. Сначала он был старшим лаборантом Института химических наук Академии наук Казахской ССР (1960-1961), а с 1961-го навсегда связал свою жизнь с философией и флагманом казахстанской философской науки – Институтом философии и права АН КазССР, где прошел все стадии научного роста – от старшего лаборанта до директора.

В стенах этого института сформировались научный статус и особенный философский почерк Абдумалика Нысанбаевича. Он выбрал сложную для ученого стезю философии, интерес к которой был определен серьезными математическими изысканиями, фундированными историческим развитием философии еще со времен Пифагора и Платона и поддержанными такими великими именами, как Декарт, Лейбниц, Рассел и другие. Предметом его интереса стали диалектические идеи в математике, вопросы методологии математического познания, синтез философии с математикой.

Молодой ученый стремился постичь глубинные пласты выбранной им науки. Старательно и целенаправленно изучал новейшую философскую литературу. Год от года философская культура и расширяющаяся методологическая база исследований А.Н. Нысанбаева совершенствовались в общении с выдающимися учеными Казахстана и зарубежных стран. Прежде всего с коллегами из Института философии Российской академии наук – И.В. Кузнецовым, Э.В. Ильенковым, Б.М. Кедровым, А.Ф. Зотовым, В.А. Лекторским и многими другими. Будучи локомотивом философской науки в нашей республике, институт сыграл важную роль в развитии общественных наук, внес огромный вклад в проведение фундаментальных философских исследований своей разработкой проблем диалектической логики. Знаменитая казахстанская школа диалектиков стала одним из авторитетнейших научных центров огромной страны. Она завоевала высокий статус на всем советском пространстве и за рубежом, показала общественную и идеологичес­кую значимость философии. В течение ряда лет институт являлся символом интеллектуальной мощи философии и высокого статуса общественных наук в Казахстане.

Атмосфера творчества и целеустремленного научного поиска, сопряженная с жаркими дискуссиями, неустанной полемикой и яркими дебатами, способствовала тому, что молодой ученый получил стимул к тщательной методологической работе, фундаментальному изучению первоисточников и классической философской литературы. На высоком профессиональном уровне он защитил кандидатскую (1964, г. Москва) и докторскую (1975, г. Алма-Ата) диссертации на темы: «Значение принципа соответствия для раскрытия природы истины в математике» и «Диалектико-логические принципы синтеза и развития математического знания».

Пытливым ученым были написаны основные разделы и главы в фундаментальных исследованиях по диалектической логике(1967-2007), среди которых особое место занимает четырехтомная «Диалектическая логика». Знаковыми работами того периода стали монографии «Развитие познания и математика» (1971, в соавторстве с Г. Шляхиным) и «Диалектико-логические принципы построения теории» (1973, в соавторстве с Ж.М. Абдильдиным).

Эти научные исследования вызвали живой и неподдельный интерес научной общественности. Они получили резонанс в прессе и активизировали научные поиски, так как отвечали внутренней логике развития самого научного знания. Работа «Диалектико-логические принципы построения теории» в 1974-м была удостоена первой премии им. Ч.Валиханова. За цикл монографических работ «Исследование основных принципов материалис­тической диалектики и их роли в научном познании» в 1984 году А.Н. Нысанбаеву совместно с Ж.М. Абдильдиным, М.С. Сабитовым, А.А. Ивакиным была присуждена Государственная премия Казахской ССР в области науки и техники.

Абдумалик Нысанбаевич сформировался и вырос как яркий представитель казахстанской школы философии. Его неординарные идеи и новаторские положения были озвучены в многочисленных докладах на всемирных философских конгрессах и международных научных конференциях, прошедших в ряде зарубежных стран – ФРГ и Канаде, Франции и КНР, России и Турции, Иране и Египте…

Особую значимость научно-исследовательская и научно-организационная деятельность Абдумалика Нысанбаевича приобрела в годы независимого развития Казахстана. В течение двадцати лет он был бессменным директором института. А.Н. Нысанбаев принял эстафету руководства крупнейшим в стране научным центром философии в трудном 1991 году, когда наше молодое государство решало сложнейшие исторические задачи переходного периода и перестройки общественных отношений. Казахстан, включая его научное сообщество, преодолевая кризисные явления и прилагая огромные усилия, пытался дать адекватные ответы на новые вызовы и угрозы времени. Прежние устои рушились, административно-командная система управления терпела крах, моноидеология безвозвратно уходила в прошлое, а вместе с ней ослабевали роль и значение философии. Финансовые проблемы заставили многих ученых сменить род деятельности, ряды научных сотрудников редели, молодые уходили в бизнес, наступала стагнация науки.

Но даже в эти сложные для философии времена убежденность и уверенность в ее необходимости, преданность ей не покидали Абдумалика Нысанбаевича. Свобода открыла прежде наглухо закрытые двери в мир. Свежий ветер перемен свидетельствовал о новом выборе народа Казахстана. Качественно иной жизненный этап, связанный с кардинальной переоценкой ценностей, потребовал нетривиальных решений и мобилизации интеллектуальных сил, чтобы направить их на формирование новой мировоззренческой парадигмы. Необходимо было идти в ногу со временем, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, перестраивать работу института, ответственно решать главную проблему – создавать основы нового самосознания казахстанского общества и нового мировоззрения, соответствующего эпохе независимости.

А.Н. Нысанбаев, понимая актуальный запрос времени и осознавая непреходящую ценность свободы, направил творческую инициативу института на изучение новой мировоззренческой парадигмы, требующей отбросить догматическое мышление и в поисках истины обратиться к опыту диалога Востока и Запада, осмыслить духовно-нравственный опыт казахского народа, тюркскую и исламскую культуры, их мыслительные традиции. Он смело берется за неизвестные прежде казахстанской философии темы, громко говорит о замалчивавшихся ранее феноменах «казахская философия» и «тюркская философия», создает новое структурное подразделение в институте – отдел истории казахской философии. Результатом его усилий становятся издание пятитомника «Мыслители казахской степи», ряд международных конференций, посвященных проблемам казахской философии, а также выпущенные под его научным руководством энциклопедические издания: «Мухтар Ауэзов», «Коркыт-ата», «Курмангазы», «Республика Казахстан: хроника 10 лет», «Казах», «Двухтысячелетняя степная поэзия», международная энциклопедия «Туркестан» и другие.

Сохранившийся высокий теоретический уровень коллектива, интенсивная и организованная в новом парадигмальном ключе исследовательская деятельность института, возглавляемого Абдумаликом Нысанбаевичем, позволяют ему получить все большую международную известность, а оригинальный подход и обновленный методологический инструментарий – создавать интересные и многообещающие труды в новых научных направлениях. Работы А.Н. Нысанбаева получают высокую оценку и вызывают общественный резонанс в тюркском мире. Закономерным итогом его плодотворной деятельности становится престижная международная премия «За вклад в тюркский мир».

Поиски новых концептуальных схем, мировоззренческих и методологических установок меняют лицо института. Они выводят его исследовательские проекты и научные обсуждения на актуальные проблемы диалога культур Востока и Запада, сравнительного анализа западной и восточной науки, исламской духовности, диалога национальных культур Центральной Азии в глобальных процессах современности, а также на другие темы, ранее не входившие в орбиту исследовательских программ института. Об этом говорят издания тех лет: «Методология науки в контексте взаимодействия восточной и западной культур»
(1998), «Наследие аль-Фараби и мировая культура» (2001), «Глобализация и диалог конфессий в странах Центральной Азии»
(2001), «Тюркская философия: десять вопросов и ответов» (2006) и многие другие.

Благодаря усилиям
А.Н. Нысанбаева на новый уровень исследовательских задач и ожиданий выходит научное изучение энциклопедического наследия Абу Насра аль-Фараби. Это становится приоритетным направлением историко-философских исследований в институте. Продолжается переводческая работа и осуществляется издание на казахском и русском языках ранее не публиковавшихся в нашей стране трактатов великого мыслителя. Публикуются монографии «Философия аль-Фараби и исламская духовность» (2005), «Аль-Фараби и развитие восточной философии» (2005), «Мир ценностей аль-Фараби и аксиология XXI века» (в 2-х частях, 2006), «Наследие аль-Фараби и современная философия взаимопонимания» (2011) и другие. Новым словом в казахстанском фарабиеведении становится издание с 2003 года философско-политологического и духовно-познавательного журнала «Аль-Фараби», рекомендуемого Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК для публикации основных результатов научной деятельности по философским и политическим наукам.

В орбиту своего нового научного поиска и философской рефлексии А.Н. Нысанбаев включает актуальные проблемы и вызовы глобализации, дискуссионные вопросы демократизации Казахстана, вопросы становления института президентства и гражданского общества, формирования казахстанской модели межэтнического согласия и взаимопонимания. Он глубоко изучает противоречивые и сложные процессы, происходящие в модернизирующемся казахстанском обществе, тщательно анализирует ростки нового и прогнозирует сценарии будущего, смело выдвигает новаторские идеи и теоретические конструкции, вводит в дискурс казахстанской науки новое направление – диаспорологию.

В его работах «Человек и открытое общество» (1998), «Казахстан. Демократия. Духовное обновление» (1999), «Духовное наследие и социальная трансформация в Казахстане» (2002, на англ. яз.), «Философия взаимопонимания» (2001), «Глобализация и устойчивое развитие» (2002), «Культурное наследие и социальная трансформация в Казахстане» (2004, издана в США) раскрываются многие вопросы политической и культурной казахстаники. В них как отечественный, так и зарубежный читатель найдет много интересного. Все они выполнены на высоком научно-теоретическом уровне, отличаются логикой и последовательностью изложения, демонстрируют широту и масштаб исследовательского взгляда, всесторонность и целостность изучения предметной области.

Заинтересованное внимание широкой общественности вызвали книги: «Н. Назарбаев: Казахстан – территория мира и согласия» (2005), «Россия и Казахстан в XXI веке. Опыт модернизационных реформ» (2005), «Независимость. Демократия. Гуманизм» (2005), «Общенациональная идея Казахстана: опыт философско-политологического анализа»
(2006), «15 лет независимого Казахстана: становление нового общественного сознания» (2006).

Особо следует отметить чрезвычайно значимое для современного Казахстана направление научно-организационной деятельности А.Н. Нысанбаева – участие в реализации национального стратегического проекта «Культурное наследие» (2004-2011). В его рамках подготовлена 20-томная серия «Мировое философское наследие», 20-томная серия «Философское наследие казахского народа с древнейших времен и до наших дней», 10-томное собрание сочинений аль-Фараби.

Являясь председателем секции философии и психологии общественного совета по реализации государственной программы «Культурное наследие», А.Н. Нысанбаев не только осуществлял научное руководство, но и принимал активное участие в написании вступительных статей, научном редактировании текстов и переводов. Благодаря его неиссякаемой энергии и умению организовать работу социогуманитарное образовательное пространство Казахстана пополнилось значительным философским материалом на государственном языке. В образовательный фонд молодого поколения казахстанцев вошли бессмертное достояние мировой философии, сокровища казахской философской мысли и мыслительная традиция аль-Фараби. Многие произведения мировой философии и творчества аль-Фараби впервые заговорили на казахском языке и тем самым обрели новых своих читателей.

Талант А.Н. Нысанбаева заключается не только в продуктивном, новаторском научном творчестве, но и в удивительной способности быть мобильным, инициативным, постоянно востребованным и адекватно отвечать на вызовы судьбы, времени, обстоятельств. Его неутомимая жажда открытий и познания, панорамность мышления, организованность, дисциплина, собранность и неутомимость в достижении поставленных целей позволили Абдумалику Нысанбаевичу стать академиком Национальной академии наук, создателем и президентом Казахстанской академии социальных наук, академиком Международной академии информатизации, членом иностранных академий – России, Украины, Кыргызстана.

На протяжении всей своей многогранной деятельности он всегда был социально активным, участвовал в работе многих общественных, государственных и партийных организаций. Постоянно общался со студенческой аудиторией, ведя диалог с ней в аудиториях и на кафедрах вузов, где он преподавал и руководил, со страниц учебников и учебных пособий. А.Н. Нысанбаев всегда держал в фокусе внимания образовательный процесс и много сил отдал созданию учебников и учебных пособий нового поколения, разработке инновационных образовательных программ и педагогических технологий.

Абдумалик Нысанбаевич занимал пост главного редактора Казахской энциклопедии (1997-2003), был членом редакционных коллегий ряда казахстанских и зарубежных журналов, собраний сочинений А.Х. Маргулана и Ж.М. Абдильдина, а также главным редактором журналов «Известия НАН РК. Серия общественных наук» и «Аль-Фараби».

А.Н. Нысанбаев отмечен многими высокими наградами нашей страны и зарубежья. Ему вручены ордена «Достык» (1998) и «Парасат» (2004), юбилейные медали, присвоены звания «Заслуженный деятель науки и техники Казахстана»
(1994), «Заслуженный деятель науки Кыргызской Рес­публики» (1995). Он избран почетным членом Ататюркского культурного центра Турецкой Республики, является обладателем Президентской премии мира и духовного согласия (Турция, 1998), награжден золотой медалью Джалаледдина Руми (Турция, 2000), серебряной медалью «За вклад в развитие философии» Института философии Российской академии наук (Москва, 2010). Международная академия наук и высшего образования по итогам Национального первенства по научной аналитике наградила его DIPLOMA «SOPHIST» (Лондон, 2012).

Сегодня Абдумалик Нысанбаевич, как всегда, активен. Свидетельством тому является новое издание им своих трудов – 10-томного собрания сочинений. Он полон больших планов и новых задумок, с радостью ждет международные и республиканские конференции, чтобы вновь встретиться с друзьями-коллегами, обсудить интересные ему темы современного обществознания. Он горячо любим родными и близкими, глубоко и сердечно предан единственной любимой женщине, верному спутнику жизни, наполняющему его жизнь счастьем, радостью и поддержкой, – Зейнеш Ашеновне, с которой они вместе вот уже более 50 лет.

Сердечно поздравляем дорогого Абдумалика Нысанбаевича с его юбилеем. Желаем аксакалу казахстанской философской науки крепкого здоровья и долгих лет творчества!

 

Зарема Шаукенова,

директор Института стратегических исследований

при Президенте РК, член-корреспондент НАН РК,

доктор социологических наук, профессор

 

Галия Курмангалиева,

главный научный сотрудник Института философии,

политологии и религиоведения КН МОН РК,

доктор философских наук

Автор: Зарема Шаукенова

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение