Почему акимы держатся за этот «совковый» пережиток?
12 апреля исполняется очередная годовщина проведения первого субботника. Так с 1919 года называли «добровольный, организованный и бесплатный труд на благо общества». В отличие от многих других традиций советского прошлого, безвозвратно канувших в Лету, эта сохранилась до сегодняшнего дня. Мало того, в Казахстане она даже разрослась вширь и вглубь.
От субботников – к месячникам
Поначалу субботник проводился раз в год, в апреле. В этот день производственники трудились на своих рабочих местах, как писали газеты, «многократно перевыполняя суточные нормы» и перечисляя заработанные деньги в специальный фонд, а все остальные участвовали в очистке и благоустройстве территорий населенных пунктов. Со временем количество субботников увеличилось, добровольный труд превратился фактически в принудительный, «отказников» могли наказать по партийной или комсомольской линии, лишить премий, притормозить их карьерный рост…
Ближе к закату советской эпохи отношение к таким «несознательным» гражданам несколько смягчилось, тем более что партийно-чиновничий аппарат начал понимать: весенний день год кормит, и будет лучше, если люди посвятят свои выходные работе на приусадебных и дачных участках. Ведь тогда задача продовольственного обеспечения стала одной из приоритетных в СССР (нужно было как-то снизить остроту дефицита продуктов питания в стране), а подсобные хозяйства и садоводческие товарищества появлялись как грибы после дождя.
…В первые годы независимости казахстанцев не сильно досаждали субботниками – после относительно короткого, но сильно повлиявшего на психологию советских граждан периода перестройки (1985-1991) они почувствовали себя «не тварями дрожащими, но право имеющими», с чем властям приходилось считаться. Однако по мере «закручивания гаек», возрождения авторитарных методов руководства (где-то с середины 1990-х) добровольно-принудительный труд снова стал возвращаться в нашу жизнь. Тем более что система коммунального хозяйства переживала сложные времена, денег на благоустройство населенных пунктов в казне не хватало, и, чтобы закрыть эти дыры, местные власти прибегли к старому проверенному способу.
Им это так понравилось, что даже в «тучные» годы, когда деньги в стране просто некуда было девать, они не стали отказываться от субботников. Мало того, на смену последним пришли месячники, затем двухмесячники, а кое-где даже трехмесячники (например, в Северо-Казахстанской области) по благоустройству и санитарной очистке. Иначе говоря, бесплатная уборка территорий силами не специализированных организаций, а обычных граждан переросла из разовой акции в нечто системное и постоянное. Возможно, не во всех регионах Казахстана, но во многих.
В данном случае акиматы беззастенчиво эксплуатируют тех, кто напрямую от них зависит. А таковых много – это все, кто получает зарплату из бюджетных средств, имеет госзаказы и вообще какие-то отношения с местными госорганами: гражданские (учителя, медики, работники социальной сферы, учреждений культуры и т.д.) и государственные служащие, представители бизнес-структур… Даже мелких частных предпринимателей можно заставить безвозмездно поработать «на благо общества» - механизмов принуждения более чем достаточно. И если, скажем, в Алматы местные власти побаиваются «давить» на горожан, поскольку тут люди еще как-то противостоят попыткам заставить делать что-то помимо их воли, то в глубинке у акиматов руки практически развязаны.
Без «пряников», но с «кнутом»
Например, в Кызылординской области в последнее время вообще стали проводить по два двухмесячника в год – весенний и осенний. В частности, в 2015-м для первого был установлен период с 14 марта по 16 мая, для второго – с 10 сентября по 10 ноября. То есть на протяжении четырех месяцев бюджетники и прочий трудозанятый люд должны были в честно заработанные выходные дни махать лопатами и метлами на улицах, во дворах. Причем не в своих жилых кварталах и не у своих служебных зданий, что еще можно было бы объяснить, а у чужих домов, магазинов, офисов и т.д., а также в парках и скверах, хотя за состояние последних отвечают совсем другие люди.
Месяц назад глава региона Крымбек Кушербаев издал распоряжение о проведении с 11 марта по 10 мая с.г. очередного весеннего двухмесячника по санитарной очистке, благоустройству и озеленению населенных пунктов. Это распоряжение на своих уровнях затем продублировали акимы районов, городов, поселков. И уже состоялись первые субботники (а для работающих шесть дней в неделю – воскресники), которых за время двухмесячника должно быть организовано не меньше восьми.
Народ, разумеется, ропщет, но открыто не возмущается – боится. Тем более что руководители предприятий и учреждений, которым очень не хочется получать нагоняй от чиновников вышестоящих департаментов и управлений, всегда имеют под рукой «кнут». Дело в том, что в регионе очень сложно устроиться на работу даже с небольшой зарплатой, и поэтому угроза увольнения («если что – на твое место у меня есть десять желающих») обычно действует безотказно.
Судя по той частоте, с которой проводятся субботники, особого эффекта они не дают: на очищенной территория уже совсем скоро опять появляется много нового мусора, и тем же бюджетникам снова приходится возвращаться на это место. Жильцы окрестных домов уже привыкли к тому, что кто-то придет и уберет за ними, поэтому не утруждают себя хождением к мусорным контейнерам и уж тем более благоустройством дворов и прилегающих улиц. Чем занимаются контролирующие санитарные службы, а также стражи порядка, которые обязаны пресекать такие факты, штрафовать нарушителей, – непонятно.
Как непонятна и роль предприятий коммунального хозяйства, которые подчинены акиматам и на содержание которых тратятся немалые бюджетные средства. Кстати, в этой связи вспоминается такая история. В первой половине «нулевых» годов хозяевами АО «Петро Казахстан», крупнейшего предприятия и основного налогоплательщика Кызылординской области, были канадцы (китайцы пришли в 2006-м). Однажды на стол президента АО, подданного Страны кленового листа, легло письмо из акимата с просьбой-требованием направить сотрудников компании на субботник. Переводчица долго не могла объяснить ему, что это такое, – все-таки не наш человек. Когда, наконец, до него дошло, он сказал следующее: «Передайте, что наша компания платит достаточно налогов для того, чтобы содержать коммунальное предприятие. Вот пусть оно и занимается уборкой улиц. А мои подчиненные в выходные должны отдыхать, быть со своими семьями, детьми, заниматься спортом…».
Двойные стандарты
Между прочим, подавляющее большинство сотрудников названной компании составляли и продолжают составлять граждане Казахстана, в основном жители Кызылорды и области. Получается, что иностранный работодатель проявил о них и их семьях гораздо больше заботы, нежели родная местная власть. Действительно, у людей в выходные дни есть масса других дел, связанных, в частности, с ведением домашнего хозяйства, укреплением здоровья, повышением культурного уровня и, что особенно важно, воспитанием детей. И выгоняя людей на субботники, акиматы лишают их возможности заняться такими делами, без которых человеческая жизнь неполноценна.
А заодно они расписываются в собственном бессилии. Поскольку, будучи неспособными организовать как следует работу подчиненных им коммунальных служб и контролирующих органов (которые должны наказывать тех, кто мусорит, загрязняет территории – да так, чтобы остальным неповадно было), они не находят ничего лучшего, чем переложить их задачи на других – тех, кого можно заставить работать бесплатно.
Между тем в статье 7 Трудового кодекса РК черным по белому написано: «Принудительный труд запрещен», а еще дается пояснение: «Принудительный труд означает любую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Принудительный труд допускается только вследствие приговора суда, вступившего в законную силу, и в условиях чрезвычайного или военного положения».
Можно ли сказать, что в нашем случае люди сами предлагают свои услуги? Нет. Это акиматы издают соответствующие распоряжения, а уже потом начинается организация месячников, двухмесячников, субботников с якобы добровольным, а на самом деле принудительным (хотя, возможно, и встречаются отдельные добровольцы-энтузиасты) участием граждан. Из этого следует, что у органов прокуратуры есть основания проверить, насколько законны подобные решения местных властей.
…В Советском Союзе было много всякого – и хорошего, и плохого. Но почему-то мы в Казахстане, легко расставшись с лучшими достижениями СССР (качественное школьное образование, приличный уровень медицины, бесплатные путевки в санатории и т.д.), продолжаем держаться за то, что отжило, что противоречит всем законам рыночной экономики. Точнее, не мы, а те, кто нами руководит от имени государства. Такая избирательность (или, иначе говоря, двойные стандарты) в отношении к советскому наследию наводит на грустные выводы…
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты