Премьер Сагинтаев: зрелищ хватает, с хлебом напряженка
Пока Бакытжан Сагинтаев мечтает накормить китайцев, размышляя о том, как бы подсадить великого соседа на наше продовольствие, казахстанцы, согласно официальным статданным, стали есть меньше мяса и овощей. И то ли еще будет. Совсем недавно перечень социально значимых товаров, на которые правительство устанавливает пороговые значения цен, усох настолько, что из него выпали не только баранина, окорочка и масло, но и вермишель с крупами. Впрочем, суровая реальность ничуть не мешает премьер-министру витать в эмпиреях.
Совсем скоро исполнится полгода, как Бакытжан Сагинтаев возглавил правительство. Когда президент страны, объясняя свои кадровые решения, говорил о том, что рокировки обусловлены необходимостью адекватного реагирования на существующие вызовы, сомнений в правильности сделанного им выбора, по большому счету, не возникло. Под вызовами, конечно же, понималась прежде всего сложная экономическая ситуация. И в таких условиях Сагинтаев действительно казался тем самым человеком, на которого можно было, пусть с некоторой натяжкой, сделать ставку.
Во-первых, кандидат экономических наук, что, безусловно, важно для главы кабмина, в задачи которого входит выработка мер по противодействию кризисным проявлениям в экономике. Во-вторых, практик, имеющий опыт работы и в бизнесе, и на высоких государственных постах (руководил регионом и министерством, занимал при Кариме Масимове должность первого вице-премьера), а значит, не должен излишне фантазировать и впрягать в правительственный обоз лебедя, рака и щуку. И поначалу то, как рьяно приступил к своим новым обязанностям Сагинтаев, в какой жесткий оборот он взял своих подчиненных, не могло не внушать оптимизма. Напомним: первым его решением на посту главы кабмина стала отмена загранкомандировок для министров, с которыми он, создав «могучую кучку», собирался корпеть над реализацией президентских поручений.
«Они должны быть все исполнены качественно и в установленные сроки, поэтому всех нас ждет очень напряженная работа», – говорил он тогда. Но чем дольше Сагинтаев руководит правительством, тем чаще возникает вопрос: а в свои ли сани он уселся? Рьяность стала смахивать на имитацию бурной деятельности, а импонировавшая еще недавно жесткость – на попытку замаскировать собственное бессилие.
Вполне возможно, что как исполнитель Бакытжан Абдирович вовсе неплох, и если бы его руководство правительством пришлось на тучные годы, то он, скорее всего, мало чем отличался бы от своих предшественников. Но в нынешней ситуации слабость премьера и его команды не утаишь ни в одном мешке.
Безусловно, трудности Сагинтаева вполне понятны. Ему нужно не только адекватно реагировать на текущие вызовы, но и разгребать авгиевы конюшни так и несостоявшегося казахстанского экономического чуда, анонсированного его предшественниками. А это означает, что приходится складывать пасьянсы из кучи разнокалиберных «дорожных карт» и обещанных, но нереализованных проектов, попутно пытаясь подвести их под гордо реющие знамена «Нурлы жол». Но сегодня это практически невозможно: свободных денег на то, чтобы прикрывать регулярно оголяющиеся «тылы», не осталось, а без привычного наведения кастрюльной позолоты картинка получается настолько удручающей, что ее просто неприлично показывать в обществе, рвущемся в ряды самых развитых и конкурентоспособных стран мира. Конечно, можно было бы попытаться бесплатно навести тень на плетень, но назвать Бакытжана Сагинтаева генератором идей, стратегом, разрабатывающим превентивные меры, увы, язык не поворачивается. Во всяком случае, даже спустя полгода после прихода на пост премьер-министра он не поделился своим видением дальнейших перспектив развития страны. Сагинтаев, как и бывший глава правительства Серик Ахметов, предпочитает двигаться исключительно в русле, строго обозначенном уже принятыми госпрограммами, что фактически делает его премьерство сугубо техническим. И ладно бы так, но и тут нелады. Справиться с четко прописанными и профинансированными президентскими инициативами тоже не получается, о чем свидетельствует недавно учиненный им разнос акимам по поводу неосвоенных средств и связанных с этим последствий для конкретных проектов. Похоже, Сагинтаев избрал роль Великого Путаника и намерен блестяще играть ее на протяжении всего срока своего премьерства.
Получится ли? Вопрос, как говорится на засыпку. Пока ему особо похвастать нечем. К старательно разыгрываемым им мизансценам можно отнести постоянные командировки в регионы да бесконечные выпады в адрес подчиненных. То пусть акимы у него больше денег не просят, то министры должны «разводить» важные дела на междусобойчиках, не беспокоя занятых куда более важными вопросами премьера и его заместителей… Все это, конечно, выглядит зрелищно, но, по сути, ни о чем.
Уже очевидно, что Бакытжан Абдирович вряд ли сумеет отрезвить до сих пор пребывающий в угарном похмелье от некогда высоких цен на сырье госаппарат, который мог десятилетиями, ничем не рискуя, не только фантазировать за госсчет, но и ставить на отечественной экономике не поддающиеся логике опыты. А посему он как может, так и забивает образовавшиеся пустоты то криками, то бесконечным мельканием по регионам. Последнее, по идее, должно было окунуть премьера в реальную среду обитания населения, но, похоже, этого не произошло. Напротив, он все больше уподобляется Марии-Антуанетте с ее знаменитой фразой: «Если у народа нет хлеба, пусть ест пирожные». На это намекает его поездка в Семей. Там Сагинтаев просто «не въехал» в вопрос обеспокоенности населения состоянием окружающей среды и заявил буквально следующее: «Почему мы всё время должны говорить, что в Восточном Казахстане плохая экология? Надо прекращать так говорить. Этот тренд нужно менять… Природа здесь сумасшедшая, казахстанская Швейцария. Надо завлекать сюда людей. Ведь туристический потенциал Восточного Казахстана просто несравним. Сколько здесь красивых мест, рек, гор! Туристам можно показывать ещё ядерный полигон». Тут уж, как говорится, без комментариев.
Учитывая все нюансы деятельности кабмина, приобретающие очертания дутого пузыря, трудно не согласиться с экспертами, которые предрекают, что вопросов к правительству будет с каждым днем все больше и больше, «поскольку у людей начинает говорить холодильник, а не телевизор». Но смогут ли Сагинтаев и Ко дать народу хлеба, а не только зрелищ? Ответ на этот вопрос кажется очевидным.
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты