ЧЕТВЕРГ, 19 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА
1484 16-12-2016, 00:41

Интернет-торговля в Казахстане: отечественные игроки против иностранных

В Казахстане не один год ломают голову над тем, как можно извлечь выгоду из онлайн-покупок, которые наши граждане активно совершают в иностранных интернет-магазинах. Да так, чтобы и отечественным предпринимателям не навредить, и нерезидентов не спугнуть. Но, судя по затягиванию решения данного вопроса, какую-то оптимальную формулу вывести никак не удается…

Тем временем львиная доля совершенных казахстанцами виртуальных платежей продолжает идти мимо государственной казны. По некоторым данным, в 2015 году за пределы страны ушли более 3 миллиардов долларов. Как объясняют эксперты, проблема заключается в том, что доходы зарубежных торговых площадок за счет покупок, совершенных нашими гражданами, считаются физически полученными за пределами РК, а потому не подлежат налогообложению в Казахстане. Более того, этой ситуацией активно пользуются и многие отечественные предприниматели, которые регистрируют свои компании в других странах мира, чтобы избежать налогов у себя на родине.

Идеи об уплате НДС иностранными ритейлерами в Казахстане озвучивалась неоднократно. Например, в апреле текущего года этим вопросом всерьез озаботились мажилисмены, которые предложили предоставить налоговые льготы отечественным интернет-продавцам и в то же время ужесточить условия работы для иностранных. Вроде бы все просто и даже справедливо, однако на деле такая схема может дать совершенно иной эффект, опасаются эксперты.

– Чтобы начать облагать налогами интернет-магазины, нужно иметь четкий механизм. А у нас его еще нет. Сами специалисты пока не понимают, как сделать лучше. Поэтому и мажилисмены не могут внятно и уверенно что-то сказать. Что касается их предложений всех «обложить»… Во-первых, это может не получиться чисто технически, а во-вторых, они рискуют одним махом отрезать от нашего рынка часть зарубежных интернет-компаний, которым эти «жесткие условия» могут просто не понравиться, – считает глава интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров.

По его словам, Казахстан отнюдь не одинок в поисках оптимальной модели налогообложения интернет-магазинов, особенно нерезидентов. Этот вопрос сейчас активно обсуждают во всем мире. Например, в Грузии зарубежных интернет-предпринимателей решили просто облагать таможенными пошлинами. В России придумали так называемый «налог на Google», то есть НДС в отношении компаний, торгующих на территории страны электронным контентом. В ЕС требуют легализации бизнеса. А в некоторых странах налоги на иностранные интернет-магазины и вовсе отсутствуют.

Эксперт советует чиновникам внимательно изучить международный опыт, но не затем, чтобы слепо его перенять, а для общего понимания ситуации и выработки собственного удобного и эффективного механизма. По его мнению, это как раз тот случай, когда в принципе неуместно копировать и даже сравнивать российский, китайский или любой другой рынок с казахстанским. Причем как по субъективным, так и по объективным причинам.

Во-первых, объясняет он, уровень инвестиций в интернет-магазины в Казахстане все еще очень низкий. Мало того что у нас высокие процентные ставки, так еще и местные банки не кредитуют «виртуальный» бизнес, поскольку просто не знают, как это делать.

– Одно дело, когда у вас есть машина или жилье, то есть материальные ценности, которые можно пощупать и определить стоимость. И совершенно другое – интернет-магазин, оценить который достаточно сложно и хлопотно. В этом плане отечественные предприниматели, конечно, сильно проигрывают нерезидентам. Ведь крупные иностранные игроки, такие, как eBay, AliExpress, Amazon и другие, где уровень инвестиций измеряется миллионами долларов или евро, имеют возможность вкладывать в инфраструктуру, организовывать обширную систему доставки товаров и т.д., то есть активно развиваться. У наших интернет-магазинов такие возможности появятся не скоро. И это нужно учитывать, – предупреждает Шавкат Сабиров.

По его словам, казахстанцам еще только предстоит учиться интернет-ритейлу, причем именно в плане массовых продаж, когда нужно реализовывать не сотни единиц товара, а десятки тысяч и более. Понятно, что правила и методы такой торговли принципиальным образом отличаются от того, что используется в любой другой. Мало просто выставить товар и указать его цену, нужно использовать дополнительные средства для привлечения пользователей. Причем этим должны заниматься квалифицированные специалисты, а не все кому захочется.

Вторая причина – это сравнительно малое количество пользователей (покупателей). «Когда интернет-магазин создают, к примеру, в России, там точно представляют себе рынок в 140-150 миллионов человек. А в Казахстане население составляет всего 17 миллионов, и неизвестно, когда твой бизнес окупится. То есть по сравнению с другими странами рынок интернет-торговли у нас, конечно, очень маленький. Отечественные предприниматели могут вкладывать в этот бизнес любые деньги, но продавать миллионами штук в день им все равно не удастся, – уверен наш собеседник.

Наконец, третья причина – это недостаточно развитая система логистики, которую мы все еще строим. «Понимаете, мы живем в колоссально огромной стране, где бывает очень сложно доставить товар от продавца до покупателя, к примеру, из Алматы в северные регионы. Затраты на логистику получаются очень высокими. Взять, к примеру, тот же Китай. У него тоже огромная территорию, но при этом очень высокая плотность населения. Поэтому китайские интернет-магазины, продавая более миллиона товара в день, могут позволить себе низкие цены и бесплатную доставку», – говорит Шавкат Сабиров.

В Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ) разделяют беспокойство своего коллеги и отмечают, что практическое отсутствие логистики в виде отработанной системы – основная проблема для отечественных интернет-магазинов. Она напрямую влияет на качество и сроки доставки товаров, а порой становится причиной удорожания его стоимости. Тогда как крупные ритейлеры, к примеру, Lamoda, имеют возможность создавать собственные службы доставки, фактически развивая два бизнеса и при этом защищая свой уровень сервиса.

Понятно, что крупным торговым площадкам гораздо легче завоевать внимание клиента еще и разнообразием предлагаемых товаров. Зато местные игроки, уверены в АКИБ, выигрывают в части доверия – казахстанцы с охотой делают покупки в магазинах, которые имеют в их городах офлайн-отделения, доступные номера поддержки и отечественный процессинг.

В этом плане контроль за деятельностью интернет-магазинов, по мнению Шавката Сабирова, безусловно, необходим. Но речь идет не о каких-то деликатных методах, которые нужно применять, допустим, к медиа-ресурсам (чтобы не затронуть свободу слова, не ограничивать их в деятельности), а о четком и хорошо организованном регулировании со стороны государства.

– Это нужно для того, чтобы, во-первых, потребитель был защищен и имел гарантии. Допустим, вы купили товар, а вам прислали какую-то гадость. Значит, должны быть правовые нормы, которые будут вас защищать. Иначе вы так и останетесь с потраченными деньгами и бесполезным товаром. Во-вторых, чтобы был контроль за движением денежных средств. Все платежные операции должны быть безопасными и законными. И, в-третьих, это защита личных данных. Ведь каждый раз, заходя на сайты, вы оставляете там свою персональную информацию, – поясняет Шавкат Сабиров.

Интересно, что при всех имеющихся сегодня проблемах специалисты АКИБ прогнозируют довольно светлое будущее интернет-торговле в Казахстане. По их мнению, электронная коммерция в стране будет бурно развиваться еще два-три года. После этого наступит этап стабильного роста, когда мы увидим увеличение абсолютных показателей. Относительный же рост составит около 20-30% в год. «Потенциал огромен, – заявляют в Ассоциации, – а в случае решения проблем, связанных с логистикой и налоговыми льготами, мы сможем увидеть еще более значимые показатели».

По прогнозам АКИБ, в текущем году объем рынка электронной коммерции в Казахстане превысит 1 млрд долларов. Для сравнения: в 2015-м составил 800 миллионов долларов. Как отмечают в Ассоциации, последние два года отечественные интернет-магазины успешно отвое­вывали долю рынка у зарубежных площадок. И если в 2012-м в Казахстане оставалось лишь 10% от всех карточных оплат казахстанцев в интернет-магазинах, то в 2014-м эта цифра составила уже 35%, а в 2016-м, по данным АКИБ, соотношение достигло 45% (местные игроки) к 55% (зарубежные площадки).

Кстати

Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики РК провел мониторинг интернет-магазинов, на которые чаще всего жалуются казахстанские потребители, сообщило ведомство в ответ на запрос МИА «Казинформ».

«Потребители в основном жалуются на ИП «СИНЕК» (СИНЕК О.Е), ИП «Билалов Рустем Викторович», ООО «Грин-Стайл», ООО «Ренова», ТОО «KZshopping», «OneShop», «Asiamarket.kz», «Alligator-kz.ru». В сети Интернет также много вирусных сайтов по заказу отдельных товаров», – говорится в ответе Комитета на запрос.

Казахстанцы заказывают в интернет-магазинах лечебные средства, антигельминтные препараты, косметику, лечебные браслеты, средства для похудения, часы, лечебные чаи и травы, видеорегистраторы, сотовые телефоны и сумки. При доставке товаров после оплаты выясняется, что товары не соответствуют заявленным требованиям и качеству. Потребители жалуются на то, что даже за возвращенные товары продавцы не возмещают уплаченные денежные средства.

«Результаты мониторинга направлены в Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК в соответствии с подпунктом 13) пункта 2 статьи 177 Предпринимательского кодекса РК», – отметили в Комитете по защите прав потребителей МНЭ РК.

Как ранее сообщалось, в адрес Комитета по защите прав потребителей МНЭ РК поступают многочисленные жалобы на мошенничество при электронной торговле, и в сети Интернет присутствует множество негативных отзывов в отношении недобросовестных продавцов

Автор: Сауле Исабаева

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение