ПОНЕДЕЛЬНИК, 16 ИЮЛЯ 2018 ГОДА
4616 17-10-2016, 07:07

Экономика Казахстана вновь в поисках волшебной палочки

KZ RUS ENG

Хотя по понятным причинам правительство вряд ли рискнет публично ревизовать программные стратегии руководства страны, судя по ряду недавних знаковых событий, разработка неких альтернативных вариантов экономического развития все же началась.

А мир и не прогнулся под нас…

Хотя говорить о панических настроениях на самом «верху» пока преждевременно, но даже официальная статистика, не говоря уже о различных рейтингах авторитетных международных организаций, дружно показывает, что Казахстан вступил в затяжную полосу весьма серьезных проблем в национальной экономике. Даже если каким-то чудом цены на нефть вновь вернутся к рубежу в $100, на опыте нескольких последних лет уже стало понятно, что нынешний экономический курс властей нуждается в серьезной ревизии. И если в него не будут внесены в ближайшее время серьезные коррективы, то наша страна рискует и вовсе остаться в незавидном сырьевом прошлом вместо того, чтобы шагать в светлое постиндустриальное будущее.

Конечно, просчеты в стратегическом планировании наряду с недооценкой внешних и внутренних рисков не являются сугубо казахстанской «болезнью». В эпоху глобальной нестабильности с такими же проблемами столкнулись практически все государства мира, не говоря уже о большом бизнесе. Даже заглянуть в будущее на несколько лет вперед становится довольно проблематичным.

К примеру, на Астанинском экономическом форуме всего пять лет назад на самом высоком уровне было заявлено, что Казахстан ставит задачу к 2016 году войти в группу стран с высоким уровнем дохода за счет увеличения ВВП на душу населения до $15 тысяч. Казалось бы, статистическое обоснование для такого прогноза было безупречным – ведь с 1994 года, когда этот показатель составлял скромные $700, он вырос в 13 раз, перевалив за планку в $10 тысяч в 2011 году, когда было сделано это оптимистическое заявление.

Более того, в 2013 году Казахстан был близок к историческому свершению, ибо по данным официальной статистики ВВП на душу населения составил тогда $14,3 тысячи. Увы, после февральской девальвации 2014 года произошло снижение до $13,1 тысяч, а после августовской драмы прошлого года, официально именованной переходом к инфляционному таргетированию, - до $10,5 тысяч. В этом же году правительственный прогноз и вовсе предусматривает падение этого показателя до $6,9 тысяч – в 2,2 раза ниже уровня, заявленного в Астане всего пять лет тому назад!

Если взять главный на сегодня программный документ властей Казахстана – стратегию «Казахстан-2050», то из его преамбулы следует, что если в 2012 году, когда было оглашено послание главы государства, наша страна входила в пятерку наиболее динамично развивающихся стран мира. Теперь же главная задача – не впасть в рецессию вслед за Россией.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума тогда Казахстан поднялся с 72-го на 51-е место. А затем наша страна и вовсе продвинулась на 43-ю позицию, что дало повод считать практически решенной задачу вхождения в «Топ-50» наиболее конкурентоспособных государств мира. Увы, как уже сообщала наша газета, в свежем рейтинге ВЭФ Казахстан покинул эту группу, заняв 53-е место между Руандой и Коста-Рикой.

Можно напомнить также и о том, как сложно пошли в жизнь первые пункты раздела «Индустриализация и экономический рост» из плана нации «100 конкретных шагов». Напомним, что его 35-й и 36-й шаги предусматривают введение в рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения с целью их эффективного использования, упрощение процедуры смены целевого назначения земельных участков и передачи всех неиспользуемых угодий в государственный фонд для дальнейшей приватизации.

Соответствующие изменения в земельное законодательство были утверждены парламентом и подписаны главой государства, однако первым ответом на них стали не очереди из инвесторов, а митинги протеста в разных регионах страны. Во многом урезанной оказалась программа второй пятилетки индустриально-инновационного развития, а глава соответствующего министерства – Асет Исекешев – был отправлен акимом в столицу, чтобы решать там приземленные проблемы с ливневой канализацией и зловонным накопителем Талдыколь.

Явно тормозится программа широкомасштабной приватизации, из которой предлагают исключить целый ряд объектов, либо просто задерживают подготовку их к продаже. Вместо поддержки из Национального фонда казна начала возвращать деньги в него просто потому, что объем трансфертов из этой «кубышки» стал больше поступающих в нее средств, ведя к неминуемому ее истощению.

Даже начало добычи нефти на Кашагане и экспортных поставок с этого месторождения не повлекло выраженного оптимизма правительства. Там хорошо понимают, что с увеличением объемов поставляемого «черного золота» на мировые рынки цена на него будет только падать из-за избытка предложения. Не менее ясно осознают в Кабмине, что век двигателей внутреннего сгорания и угольных станций постепенно идет к неизбежному концу, угрожая оставить без работы сотни тысяч казахстанцев, занятых в «нефтянке» и других добывающих отраслях со всеми вытекающими отсюда тяжелыми социальными последствиями.

Пока только «проба пера»

Не удивительно, что в такой напряженной ситуации премьер-министр Бакытжан Сагинтаев устроил разнос министрам финансов и национальной экономики. С его слов, последние даже не приступили к исполнению сентябрьского поручения главы государства по инвентаризации всех подведомственных организаций министерств и акиматов. А обсудить более важные темы стратегического характера премьер показательно предпочел с группой независимых экспертов-экономистов, прилетевших из Алматы, - Жарасом Ахметовым, Галимом Хусаиновым, Меруерт Махмутовой, Канатом Нуровым, Рахимом Ошакбаевым и другими. Кстати, все они популярны в соцсетях, где охотно делятся своими суждениями и комментариями на экономическую тематику с пользователями, что стало своеобразным общественным феноменом.

Затем прошла еще одна встреча премьера с известными экономистами, на этот раз от Экспертного совета по экономике и финансам НПП «Атамекен». В составе этой группы были два экс-председателя Нацбанка – Ораз Жандосов и Анвар Сайденов, экс-министр экономики Жаксыбек Кулекеев, председатель «Банка развития Казахстана» Болат Жамишев, глава Ассоциации финансистов Казахстана Магжан Ауэзов, управляющий партнер «Tengri Partners» Ануар Ушбаев, старший партнер «Center for Strategic Initiatives» Олжас Худайбергенов и другие эксперты.

Понятно, что итогом первых «смотрин» участвовавших во встречах сторон не могла стать детально проработанная программа дальнейшего развития национальной экономики в условиях новой «нормальности». Тем не менее, сам факт того, что правительство пошло навстречу значительно разросшемуся за последние годы экспертному сообществу в сфере экономики, говорит о готовности властей Казахстана вести диалог здесь. К тому же участники первой группы экспертов, встретившихся с премьером, не стали делать секрета из своих программных предложений правительству. Так, г-н Хусаинов рекомендует государству отходить от поддержки производителей и поддерживать конечный спрос с тем, чтобы стимулировать предложение.

Другая рекомендация – усилить работу свободных экономических и индустриальных зон. В части курсовой политики Нацбанка эксперт считает необходимым иметь «умеренно крепкий тенге» в период инвестиционной фазы, утверждая при этом, что девальвация национальной валюты не дает конкурентного преимущества. В части реформирования налогообложения им предлагается радикальное изменение условий для малого и среднего бизнеса, переход к прогрессивному индивидуальному подоходному налогу, изменение налоговой системы по недропользованию и НДС. В банковском секторе, который г-н Хусаинов характеризует как «минное поле», рекомендуется провести институциональные реформы. Кстати, с его слов, на презентацию своих предложений экспертам было выделено 3-5 минут каждому.

Г-н Ахметов пояснил, что перечень мер, необходимых новому премьеру для вывода экономики с кризисного «дна», содержит огромное количество пунктов. В своем выступлении на встрече он предложил 9 предложений, включающих рост качества жизни казахстанцев, новые перспективы для увеличения доходов сельского населения, решение проблем развития городов, доступность рыночной информации и другие.

Из выступлений г-на Ошакбаева в СМИ со своими впечатлениями о встрече с премьер-министром следовало, что с ноября при правительстве начнет действовать формат совета по экономической политике с участием независимых экспертов, как это практиковалось ранее. В части курсовой политики он предлагает сделать значение обменного курса тенге к доллару заниженным, но при этом фиксированным хотя бы на год вперед, чтобы у бизнес и населения был горизонт планирования.

Другая серьезная проблема – несбалансированность бюджета, которая может привести к истощению международных резервов Казахстана в течение пяти лет. Чтобы этого не случилось, эксперт предлагает сократить текущие расходы бюджета с одновременным снижением налоговой нагрузки на бизнес и создать при этом отдельный бюджет развития с приоритетами человеческого капитала и инфраструктуры.

Другие предложения г-на Ошакбаева связаны со снижением присутствия государства в экономики, восстановлением ее кредитования, реализацией и расширением институциональных реформ, намеченных главой государства, увеличение расходов на образование как минимум вдвое. Предлагается им также создать экспертный орган, подчиненный напрямую премьер-министру, но независимый от правительства, для оценки эффективности предпринимаемых государством мер.

Как видно, в отличие от упомянутых выше стратегических документов Акорды с горизонтом видения на несколько десятилетий вперед экспертное сообщество предлагает пока секторальные реформы, рассчитанные в лучшем случае на ближайшие будущее и не увязанные еще в единый комплексный подход, присущий госпрограммам. Не приходится говорить и о некоем новом экономическом курсе, предлагаемом экспертами, который могло бы использовать государство в качестве волшебной палочки.

К примеру, можно сослаться на «шоковую терапию» начала 90-х годов прошлого века, позволившую ликвидировать хронический товарный дефицит советских времен. В качестве другого исторического примера приведем переломный для страны 1995-й год, когда было подписано почти 150 президентских указов, переломивших экономическую ситуацию в стране в пользу рыночных отношений. А ведь тогда Казахстан практически не располагал специалистами по рыночной экономике, тогда как сегодня их трудится в стране немало, в том числе и с дипломами ведущих западных университетов!

Автор: Тулеген Аскаров

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение