ПОНЕДЕЛЬНИК, 23 АПРЕЛЯ 2018 ГОДА
2248 30-09-2016, 00:10

Из-за акимов с их кортежами постоянно возникают пробки на дорогах

Пробки на дорогах уже сами по себе являются источником негативных эмоций, но когда их создают vip-кортежи, то это уже причина для массового недовольства граждан и даже протестов, как это было с «синими ведерками» в России. Однако в Казахстане этот очаг социального раздражения упорно игнорируется.

Если провести опрос среди казахстанцев, живущих в городах, на предмет того, как часто они застревали в пробках, образовавшихся вследствие перекрытия дорог для проезда чиновников-руководителей, то выяснится, что для большинства из них это вполне обыденная ситуация.Водители и их пассажиры в любой момент рискуют оказаться узниками дорожных ловушек, устроенных vip-кортежами, и не суть важно, кто сидит за бронированными окнами и куда он направляется – по государственным делам или личным.

Причем, как показывает практика, транспортное заточение может продолжаться достаточно долго, если учесть, что временные рамки подобных перекрытий никак не регулируются. Соответствующим службам лишь спускают протокол и план основного маршрута, а вот когда по заблокированному участку дороги проедет важная персона – точно не известно. Возможно, по пути ему вздумается сделать остановку, сменить маршрут, или возникнут другие непредвиденные обстоятельства... Говорить о том, какие неудобства при этом испытывают горожане, думается, излишне. Опытные таксисты даже научились вычислять режим работы и маршрут следования местных акимов, чтобы успеть объехать создавшиеся по их вине заторы.

Можно понять, когда улицы перекрывают в целях безопасности президента РК (ЧП с ним - угроза стабильности в стране) или во время официальных визитов глав иностранных государств. Но зачем охранять, к примеру, тех же акимов, в чем их ценность? Хорошо еще, если кортеж состоит их двух-трех машин, но ведь зачастую это целая вереница транспортных средств, в том числе с сотрудниками службы охраны и правоохранительных органов. И даже в этом случае возникает вопрос: что им мешает двигаться в общем потоке, а заодно воочию наблюдать за тем, как работают реформы в транспортной сфере?

Однако казахстанские чиновники «двигаются» вместе с народом только в исключительных случаях и обычно в «показушных» целях. Причем их редкие поездки в общественном транспорте или, не дай бог, на велосипедах – еще одна головная боль для горожан, которым в такие дни сложно добраться до пункта назначения даже пешком. Мы уже не говорим о массовых мероприятиях с участием высоких персон, когда расчищается любое движение в радиусе нескольких кварталов, да еще и выставляется оцепление по всему периметру.

Яркий пример общественного недовольства подобным явлением продемонстрировал три года назад житель Павлодара: он показал средний палец ехавшему навстречу автомобильному кортежу, в котором находился тогдашний председатель сената Кайрат Мами. В комментариях к этой новости многие пользователи признавались, что и сами использовали непристойные жесты, нецензурную лексику и даже «осигналивали» проезжающие мимо «мигалки». Впрочем, этот инцидент вызвал широкий резонанс в обществе по другой причине: многие посчитали, что наказание в виде пяти суток ареста, которое вынесли моментально задержанному молодому человеку, было скорее демонстративным, нежели адекватным. Ведь обратись с похожим заявлением в суд простой гражданин, его бы даже слушать не стали.

Но вот что любопытно: нам не удалось найти ни одного примера, когда бы в Казахстане участников vip-кортежей привлекли к ответственности за нарушение правил дорожного движения (коих явно предостаточно), не говоря уже о расследовании всевозможных ДТП с их участием. Разве что в прошлом году были наложены административные штрафы на водителей машин, которые находились в прославившемся на весь интернет свадебном кортеже сына заместителя главы КАП МВД РК Бахытжана Балташева. Но это, скорее, исключение. Как правило, в Казахстане спецномера и «мигалки» делают служебные машины и их владельцев фактически неуязвимыми перед законом и дарят чувство безнаказанности.

Помнится, однажды водителя мэра Нью-Йорка Билла де Блазио уличили в нарушении ПДД. Согласно данным камер наблюдения и видеорегистраторов, он дважды превысил ограничение скорости на 10 и на 15 миль в час, дважды не выполнил требования знака «стоп» и не использовал поворотники при перестроении. Эта новость в тот же день стала достоянием общественности, а водителя временно лишили прав…

Вообще, в международной практике методы безопасности (частичное или полное освобождение маршрутов движения дорожной полицией) распространяются только на кортежи глав государств, правительств и религиозных конфессий, которым может угрожать опасность расправы. Согласно информации российской Ассамблеи автомобилистов, в Великобритании премьер-министр и члены правительства вообще не должны иметь в сопровождении более четырех автомобилей, и двигаются они только в общем потоке. В Германии мотоциклисты из кортежа Ангелы Меркель могут перекрыть только перекресток и только на 30 секунд, не более. Кортеж американского президента тоже может позволить себе лишь перекрытие перекрестков, тогда как все остальные американские чиновники лишены такого права. В Италии кортеж премьер-министра движется исключительно в общем потоке, и ради него никогда не перекрывается движение. Зато таким правом обладает Папа Римский. В Испании перекрыть движение могут для кортежа короля, но только если он движется по государственным делам. А во Франции президентский кортеж обязан двигаться в общем потоке.

Комментарий в тему:

Евгений Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности:

- Вопрос очень больной. С одной стороны, акимы или акимам таким образом, наверное, обеспечивают безопасность и удобства. Они же «важные» люди. Причем не только акимам, но и министрам, а иногда и другим начальникам, не считая разных иностранных гостей.

А в это время десятки, если не сотни граждан получают такой заряд негативных эмоций по отношению к власти в целом и к отдельным ее представителям, что никаких врагов не надо. Разу­меется, в ход идет нецензурная лексика на всех известных им языках. Мы часто говорим про социальные проблемы и напряженность, которые приводят к экстремистским проявлениям. Вот вам один из классических примеров подготовки почвы для таких всплесков.

«Слуги» народа, существующие на наши налоги, превращаются в «хозяев», которые периодически отравляют нам жизнь. У меня планы, я куда-то спешу, у меня бизнес горит или кто-то меня ждет, или мне надо срочно отвезти больного пожилого родственника в больницу, а я стою и жду, пока его «величество» акима или министра провезут в аэропорт или еще куда-нибудь.

В государствах, где уважают своих граждан, мне неизвестны законы, которые устанавливали бы правила перекрытия улиц, кварталов и т.д., а также перечень лиц, имеющих такие льготы. Двадцать лет назад я попал в «пробку» в Западном Берлине, а на соседней полосе в той же «пробке» стояла машина мэра Берлина без всякого полицейского сопровождения, причем сам мэр на заднем сидении работал над бумагами. По-моему, у нас в законах это тоже не прописано, разве что в каких-нибудь ведомственных правилах или инструкциях МВД.

А сколько полицейских на это отвлекают! Они же стоят по всему пути следования, вместо того чтобы регулировать дорожное движение там, где не работают светофоры, разрешать проблемы с дорожными «пробками» и заторами или обеспечивать соблюдение общественного порядка.

Недавно нас и наших соседей разбудили в три часа ночи, чтобы мы немедленно отогнали свои машины со стоянки на улице под окнами, потому как на следующий день аким нашего города должен был вручать новые автомобили больнице «скорой помощи». Кстати, купленные тоже на наши деньги. А назавтра весь квартал оцепили, и все должны были ходить пешком, включая больных, которые шли в эту самую больницу.

Интересно, а акимам и министрам не икается от количества «добрых» слов в их адрес по этому поводу?

Автор: Сауле Исабаева

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение