Государственная канцелярия Китая по делам интернет-информации запретила национальным СМИ публиковать материалы, основанные на сообщениях в соцсетях. Это очередной эпизод в масштабной кампании по ужесточению надзора за Интернетом, которая ударит и по соцсетям, и по медиа, полагают эксперты. И после того как главой государственного управления Китая по вопросам киберпространства стал один из ключевых соратников Си Цзиньпина, контроль над Сетью будет только усиливаться.
Директива под названием «Извещение о дальнейшем укреплении контроля и пресечении ложной информации» была опубликована на этой неделе. Документ разработали для «дальнейшей борьбы и предотвращения публикации ложной информации в Интернете», пишет «Синьхуа». По мнению чиновников, интернет-издания не должны «слепо гнаться за сплетнями» и публиковать новости без предварительной проверки. Теперь журналисты обязаны следить не только за новостными порталами, но и фильтровать контент в редакционных микроблогах, таких как Twitter и Weibo, и каналах изданий в онлайн-мессенджерах наподобие WeChat. Также запрещено тиражировать «гипотезы или предположения, чтобы исказить факты», подчеркивается в документе.
Эксперты отмечают, что распоряжение госканцелярии стало лишь очередным эпизодом в череде многих прочих инициатив. «В Китае проводится широкая кампания, направленная на ужесточение контроля над всей информационной средой в лице соцсетей и СМИ. Директива госканцелярии – лишь один факт в этой масштабной кампании по приручению всех медиа, включая сетевые, – заявил «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер. – Кому больше повредит эта инициатива – соцсетям или СМИ? Я думаю, и тем, и другим».
Новость о директиве появилась спустя неделю после того, как Сюй Линь возглавил государственное управление Китая по вопросам киберпространства (ГУВК) вместо своего прежнего начальника Лу Вэя, который по совместительству занимал пост замглавы отдела пропаганды в Компартии. Бывший посол США в Китае Джон Хантсмен ранее включил Лу Вэя в топ-100 самых влиятельных политиков планеты, отметив: «Поскольку Китай стремится стать глобальной киберсилой, Лу может держать ключи к его будущему, определяя, «открывать кислород» в Сети в XXI веке, или нет».
Именно Лу Вэй, возглавив структуру в 2013 году, стал инициатором масштабной кампании по подавлению «слухов» в Сети. Это совпало с выслеживанием и преследованием известных гражданских активистов и популярных интернет-пользователей, которым вменяли уголовные обвинения.
«ГУВК реализует решения, принятые сверху. Смена руководства не предполагает смягчения интернет-политики Китая», – выразил уверенность профессор коммуникаций в Пекинском университете иностранных языков Цяо Му, пишет South China Morning Post. Новый руководитель департамента Сюй считается одним из ключевых сторонников Си Цзиньпина.
В декабре 2015 года газета писала со ссылкой на экспертов, что цель Китая – контролировать и цензурировать Интернет вне зависимости от того, что там говорится. ГУВК отведена руководящая роль в Интернете. В настоящее время интернет-операторы обязаны блокировать передачу любого сообщения с запрещенной законом информацией. Год назад в КНР создали специальные отряды полиции, занимающиеся обеспечением кибербезопасности на сайтах крупных интернет-компаний. Наконец, китайские пользователи по-прежнему лишены доступа к популярным зарубежным сайтам Google, Facebook, что сделано «для обеспечения безопасности в условиях растущих угроз, таких как терроризм, а также для препятствования распространению слухов».
Евгений Медведев