СРЕДА, 26 ФЕВРАЛЯ 2020 ГОДА
1559 11-06-2016, 05:54

Зачем Узбекистану национальная социальная сеть?


В последние годы в Республике Узбекистан с каждым годом возрастает количество пользователей сети «Интернет». В настоящее время их численность превысила тринадцать миллионов человек. Поэтому власти страны одной из основных своих задач считают развитие интернета. Безусловно, среди молодежи большой популярностью пользуются социальные сети, среди которых можно указать иностранные Odnoklassniki.ru, Facebook и Twitter.

По сообщению портала 365info.kz, в настоящее время в Узбекистане зарегистрированы 38 разных соцсетей, многие из которых не работают, так как не пользуются популярностью в стране. Лидером по количеству пользователей является соцсеть Muloqot.uz – около 172 тысяч пользователей, на втором месте расположилась деловая сеть Myjob.uz – 60 тысяч, третье место у образовательного портала Ziyonet.uz – 57 тысяч.

Власти страны не скрывают своей озабоченности по поводу увлечения молодых узбеков зарубежными социальными сетями. В них правительство видит прямую угрозу национальной безопасности. Необходимо отметить, что опасения не напрасны. Действительно, молодежь проводит много свободного времени в социальных сетях, где распространяются ложные учения об исламе с целью вовлечения их в ряды террористов, пропагандируются наркотические вещества, размещаются фото и видео порнографического содержания и многое другое, что может негативно влиять на не устоявшуюся психику интернет-пользователей. Так, по мнению представителей правоохранительных органов РУз, вербовка молодых людей запрещенными террористическими организациями ДАИШ и «Исламским движением Узбекистана» осуществляется посредством отправки разного рода текстовых сообщений и видеороликов радикального содержания в популярных социальных сетях в Интернете. В этих сложных условиях правительство страны пытается защитить молодежь. Это можно сделать с помощью контроля интернет-пространства.

В последние годы в правительстве Узбекистана стремились воплотить идею о закрытии доступа к популярным социальным сетям, как Facebook и Twitter. При этом прекрасно понимали, что для этого необходимо создать им достойную альтернативу. Со стороны властей республики была проведена плодотворная работа. Планировалось создать национальную социальную сеть. Для достижения этой цели к работе были привлечены видные эксперты в данной области.

В начале июня 2016 года в Узбекистане состоялась официальная презентация национальной социальной сети, запущенной в республике. Она была разработана на государственные средства и получила название Davra.uz. Слово «Davra» в переводе на русский язык означает «круг» или «общение в кругу». Разработчиком нового сервиса выступил центр UZINFOCOM, реализовавший проект при поддержке Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций страны.

Интерфейс ресурса на данный момент доступен на узбекском и русском языках. Социальная сеть имеет стандартные опции – это поиск своих родственников, коллег, партнеров, друзей и т.д.

В скором будущем создатели Davra.uz надеются стать наиболее популярными в Узбекистане. Для этого у нее есть хороший потенциал, так как создана на базе крупнейшей образовательной платформы Ziyonet и имеет хорошие технические возможности.

По данным разработчиков, сеть «дает возможность контроля контента на соответствие менталитету и законодательству Узбекистана». При этом, какие будут использоваться механизмы, авторы не уточняют. Считается, что данная социальная сеть полностью адаптирована под культуру и потребности населения Узбекистана.

Юзеры сети Davra.uz предназначены для компьютеров и мобильных телефонов. В этой социальной сети, как и с популярными аналогами в России, есть возможность создать группы по интересам. Так, например, на 8 июня в Davra.uz наибольшей популярностью обладают пять групп: «Потребитель.уз» (189 участника), «Фотолюбители» (115), «История и культура Узбекистана» (115), «Лайфхакинг» (107), «Ўзбекистон истеъмолчилари – Потребители Узбекистана» (105). Показатели невысокие, но ведь с момента создания прошло несколько дней. Конечно, эти цифры отличаются от миллионных показателей Facebook и других соцсетей. Но власти Узбекистана настроены серьезно. Если в ближайшем будущем правительство заблокирует популярные зарубежные социальные сети, то, скорее всего, многие молодые люди перейдут в Davra.uz, так как она содержит самые популярные опции. Контент социальной сети будет контролироваться на предмет запрещенных материалов: сцен насилия, порнографии, а также пропаганды терроризма и другой незаконной деятельности. Безусловно, появятся и свои противники, которые будут говорить: мол, «а как же свобода слова и т.п.?». Однако у узбекского правительства есть веский аргумент – защита национальных интересов, в том числе уберечь молодых людей от негативного влияния зарубежных социальных сетей…

Руслан Хадимуллин

berlek-nkp.com

Комментарии