ПЯТНИЦА, 23 АВГУСТА 2019 ГОДА
2178 10-06-2016, 00:05

«Казахтелеком»: государственный язык – в центре внимания


Крупнейший отечественный оператор связи не только активно пропагандирует казахский язык, но и обучает ему своих сотрудников с использованием новейших технологий.

В конце мая в компании в рамках реализации Программы внедрения и развития государственного языка прошел конкурс на звания "Лучший руководитель организационно-контрольного отдела филиалов, владеющий государственным языком - 2016" и "Лучший руководитель отдела управления и развития персонала филиалов, владеющий государственным языком - 2016". В борьбе за почетный титул участвовали 33 человека со всего Казахстана.

Чтобы доказать жюри, что они на самом деле лучшие, конкурсантам предстояло выполнить ряд заданий. Все без исключения должны были за определенное время пройти электронный тест, вопросы для которого разрабатывались самой компанией с учетом спецификации работы и соответствуют государственному стандарту системы "КАЗТЕСТ". К слову, "КАЗТЕСТ" - это отечественный продукт, созданный в 2006 году по зарубежным аналогам типа TOEFL или IELTS. И нужен он для того, чтобы определить уровень владения казахским языком у граждан страны и иностранцев, работающих на ее территории.

Однако теорией дело не ограничилось. Было еще и практическое задание - подготовить документ, перевести его на другой язык и представить текст о своей работе. И при этом нужно было уложиться в контрольное время. Помимо знания языка и культурных особенностей также требовалось продемонстрировать знание стандартов компании - это правила работы с документами, кадровая политика, деловой этикет и так далее. Финальным аккордом конкурса стало домашнее задание в виде презентации на тему "Я и моя работа" на государственном языке.

"Нужно было знать и рабочие моменты, и акынов казахских, и традиции, и пословицы-поговорки. Совокупность вопросов очень обширная была, - рассказывает Зауре Хамзина, начальник отдела организационно-кадровой работы ДАИКТ, занявшая по итогам конкурса первое место. - Нам надо было заниматься и своей работой, и готовиться. Готовились все очень серьезно, шпаргалок не писали. Нам сказали: сотки не использовать, сумки не брать с собой. Мы являемся лидерами в своих филиалах, на нас все равняются. Так что мы не могли их подвести".

По словам Нагии Смагуловой, директора организационно-контрольного Департамента АО "Казахтелеком", внедрение и развитие государственного языка - очень важный элемент деятельности компании.

"Целью данного конкурса является дальнейшее обеспечение функционирования государственного языка в дело­производстве, расширение его сферы применения, а также популяризация его применения во взаимоотношениях между работниками АО "Казахтелеком", - подчеркнула Нагия Смагулова.

Внедрять казахский язык "Казахтелеком" начал еще в 1997 году, но на программную основу в компании перешли только в 2003-м. Сейчас реализуется программа, утвержденная решением Правления, и рассчитана она на 2011-2020 годы. В ней есть несколько направлений.

Первое - обеспечение полноценного применения казахского языка в системе документооборота. И с этой задачей компания успешно справилась: согласно данным "Казахтелекома", в филиалах доля документов на государственном языке составила 100%. Чтобы достичь такого результата, компания сформировала институт делопроизводителей, организовала выездные семинары для специалистов по внедрению и развитию казахского языка и делопроизводителей, а также ввела новое требование для всех своих работников - теперь каждый в обязательном порядке должен владеть государственным языком на том уровне, который требуется для выполнения должностных обязанностей.

Следующее направление - обучение сотрудников на безвозмездной основе. Тут есть несколько вариантов. Традиционный: для служащих организуют очные курсы. Изучение казахского языка занимает в среднем два-три часа в неделю. С 2011 года такое обучение прошли более 11 000 работников. Компания проводила также выездные курсы: раз в квартал по регионам. За 2011-2013 годы таких выездов было 12, охвачено более 640 работников. Для учебы без отрыва от производства открыли дистанционные курсы (по ним за все время существования программы обучились более 6 500 человек), внедрили электронные учебники, с 2013 года проводят вебинары (с их помощью свои языковые навыки улучшили около 1000 работников). Еще для удобства "учеников" есть внутрикорпоративный сайт "Тiлтаным", где собраны словари, термины, упражнения и шаблоны документов. Полный цикл обучения завершили 346 работников. А доля сотрудников, владеющих государственным языком на уровне С1, составляет 48,5%, что уже можно считать достижением.

Еще один способ популяризировать казахский язык - организация тематических мероприятий и конкурсов. Чем, собственно, "Казахтелеком" активно занимается. Начиная с 2011 года проведено порядка 15 таких мероприятий, большую часть которых компания организовала сама: на республиканском уровне или в региональных филиалах. Это и соревнования между командами КВН, и песенные конкурсы, и борьба за титул "Лучшего сотрудника, владеющего государственным языком". В прошлом году, например, впервые в республике среди всех филиалов провели конкурс на звание "Лучшего руководителя фронт-офиса АО "Казахтелеком", владеющего государственным, русским и английским языками". Целью конкурса стала не только поддержка и пропаганда идеи президента о триединстве языков, но и развитие языковых навыков сотрудников при общении с клиентами компании. Также прошли фестивали с участием разных компаний, на которых команда "Казахтелекома" занимала первое место.

Кроме того, компания работает над созданием терминологической базы на государственном языке. Специалисты перевели более 3 500 отраслевых терминов, из них порядка 2 200 уже утверждены Государственной терминологической комиссией при правительстве Республики Казахстан.

И, разумеется, особое внимание уделяется качественному обслуживанию потребителей. В соответствии с конституционными правами каждого гражданина компания отвечает своим клиентам на языке обращения - государственном и/или русском. Вся рекламная информация, все бланки оформляются на двух языках, а при необходимости еще и на английском.

Комментарии