ВОСКРЕСЕНЬЕ, 25 АВГУСТА 2019 ГОДА
4866 10-06-2016, 00:05

Кому в нашей стране не нужны уроки истории?


Если казахстанское общество в целом встревожено земельным вопросом, то сообщество историков обеспокоено неожиданной вестью об упразднении с нового учебного года классической университет­ской дисциплины "История Казахстана" и введении нового курса "Современная история Казахстана" для всех специальностей высшего образования. Причем без каких-либо внятных официальных объяснений.

Одни вполголоса говорят, что в школах изучается история Казахстана, и этого, мол, достаточно. Но в школах изучаются также математика, физика, химия, география, информатика, занимаются физкультурой, но никто не предлагает убрать их из вузовских программ. К тому же в университетах история Казахстана преподается совершенно на ином научно-теоретическом уровне.

Другие утверждают, что невозможно трехтысячелетнюю историю Казахстана изучить за три кредита. Но изучают ведь куда более сложную пятитысячелетнюю историю мировой философии за те же три кредита.

Третьи, озираясь по сторонам, многозначительно кивают наверх: мол, секвестирование курса - это указание "самого"…

Учебный курс "История Казахстана" в средних школах и вузах страны был введен во время "хрущевской оттепели" благодаря усилиям профессора Ермухана Бекмаханова, несмотря на яростное сопротивление тоталитарного режима. Он же написал первые школьные учебники, и этот предмет обрел статус полноценной академической дисциплины. При нем же на историческом факультете КазГУ была открыта первая в мире кафедра истории Казахстана.

В советское время ведущими учебными дисциплинами в вузах были научный коммунизм, научный атеизм, история КПСС и история СССР периода социализма. Мы, тогда молодые преподаватели, втайне мечтали о том, что когда-нибудь отечественная история получит такой же статус. И наши надежды сбылись только после обретения независимости.

Тогда, в начале 1990-х, во всех вузах был введен обязательный предмет "История Казахстана" в объеме трех кредитов с формой итогового контроля в виде государственного экзамена на первом курсе. За минувшие 25 лет этот курс окончательно оформился в одну из главных и востребованных учебных дисциплин, занял подобающее национальной истории место в системе высшего образования.

Были открыты самостоятельные кафедры истории Казахстана, подготовлены необходимые кадры, изданы учебники, научные монографии, подготовлена пятитомная академическая "История Казахстана", принята государственная программа "Мадени мура". 1998-й был объявлен Годом нацио­нальной истории, в 1999-м вышел труд Нурсултана Назарбаева "В потоке истории". Это придало мощный импульс всему образовательно-воспитательному процессу.

В прошлом году широко отмечалось 550-летие образования Казах­ского ханства как решающего этапа в истории нашей государственности. Но не успели стихнуть фанфары, как вдруг, словно гром с ясного неба, прозвучало известие о замене "Истории Казахстана" новым предметом "Современная история Казахстана".

Спору нет, надо знать историю нашей независимости, важнейшие события и достижения этого периода, биографию президента РК. Но нельзя ведь тысячелетнюю историю страны сводить лишь к последним 25 годам. Они лишь как миг в долгой истории народа, который, по определению Мухтара Ауэзова, "как трагический странник, кочевал по степям и столетиям" в поисках Жер-Уйык, где обрел бы родину и свободу.

В мировой исторической науке принято всесторонне изучать современность по прошествии 50 лет - во избежание субъективности, чтобы справедливо исследовать его, дать ему взвешенные оценки. Для чего необходима определенная историческая дистанция. Сегодня же с учетом наших реалий можно легко впасть в чрезмерное восхваление этого периода нашей истории, что может затем сыграть негативную роль в формировании сознания молодого поколения. Поскольку история, к сожалению, - одна из самых нестабильных и непостоянных наук в силу своей тесной зависимости от власти и текущей политики.

Например, старшее поколение хорошо помнит, как раньше широко изучали в вузах "исторические решения" очередного партийного съезда или труды Брежнева "Малая земля" и "Целина". Сегодня же о них предпочитают не вспоминать, хотя пожелтевшие газеты тех времен хранят имена многочисленных авторов не в меру хвалебных статей.

Новый курс "Современная история Казахстана" охватывает период не с 1991-го, а почему-то с начала ХХ века, хотя это уже не будет "современной историей". С таким же успехом его можно было бы начинать и с XVIII, и с XIX веков. Все столетия нашей трагической истории имеют равное значение. К тому же из ста лет ХХ века 70 лет занимают история СССР и Казах­ской АССР/ССР, т.е. эпоха социализма…

Не лучше ли в таком случае начать преподавание истории Казахстана хотя бы с середины XV века, когда образовалось Казахское ханство?

Кстати, в России, Кыргызстане или Узбекистане и не думают отказываться от изучения в вузах нацио­нальной истории. Конечно, "у каждой юрты свой закон", но не мешает иногда обратиться к опыту соседей. Мы же, как всегда, бежим впереди паровоза.

Поэтому считаю преждевременным введение искусственного курса "Современная история Казахстана", по которому, кстати, нет даже нормального учебника. Предлагаю на первом курсе бакалавриата, как и раньше, оставить классический курс отечественной истории, а новую дисциплину под названием "Современный Казахстан в потоке всемирной истории" или "Казахстан в глобальном мире" постепенно вводить на первом курсе магистратуры, что выглядело бы вполне логично.

Можно было бы также чтение общего курса "История Казахстана" вести на казахском языке на всех отделениях (казах­ском, русском и англий­ском), как это практикуется, например, в КБТУ.

Хотелось бы также подчеркнуть, что история Казахстана - это не только учебная дисциплина, она имеет прямое отношение и к вопросам национальной безопасности.

 В нашем правительстве сидят одни министры-технократы, обучавшиеся в разных нархозах и сельхозах, мыслящие только экономическими категориями. В их представлении все есть товар (земля, нефть, газ, цветные металлы и т.д.), который имеет конкретную цену и который можно выгодно продать. Этим они отличаются от наших предков, для которых земля была не рыночным товаром, а национальным достоянием, обильно политым кровью народа. Которые и без всяких Гарвардов с Оксфордами хорошо понимали, что можно торговать скотом (как сегодня нефтью), но нельзя выставлять землю (как верблюда-дромадера) на аукцион для продажи, особенно иностранцам.

То есть у наших чиновников нет должного исторического сознания и исторического мышления. Поскольку в школах и вузах они, видимо, плохо изучали или вообще не изучали отечественную историю. К тому же среди чиновников сегодня немало "болашаковцев", обучавшихся за границей по устаревшим учебникам Милтона Фридмана и напрочь лишенных какой-либо исторической памяти. Поэтому неудивительно, что они своими непродуманными действиями, не просчитав последствий, довели общество до раскола по земельной проблеме и по вопросу о судьбе отечественной истории.

Все это лишний раз свидетельствует о важности изучения национальной истории в вузах для формирования исторического сознания и государственного подхода во внутренней и внешней политике. Иначе не избежать холодной и гибридной "войны" в обществе, и так накаленном до предела. Но, как известно, пока гром не грянет, чиновник не перекрестится.

На заседании УМО РУМС в КазНУ 2 июня т.г. ученым-историкам отвели всего две недели (!) на обсуждение и выработку консолидированного мнения по данному вопросу. Хотелось бы надеяться, что в итоге верх возьмут благоразумие и справедливость. Иначе мы превратимся в манкуртов, в "мамбетов", "не помнящих родства".

Считаю уместным напомнить нашим чиновникам назидание вождя индейского племени навахо Белого Оленя: "При рождении ты плакал, а мир радовался. Проживи свою жизнь так, чтобы при твоей смерти мир плакал, а ты радовался". А еще хотелось бы вспомнить бессмертные строки Александра Пушкина:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному

пепелищу,

Любовь к отеческим гробам…

Именно эти два великих чувства помогли казахскому народу выстоять в суровых испытаниях своего времени - в борьбе с Джунгарским ханством, Цинским Китаем, имперской Россией и другими агрессорами.

Земля и национальная история - это последнее святое, что осталось у нас после поспешного перехода к западному рыночному обществу, где все продается и покупается. Хотя либеральная модель общества и экономики давно зашла в тупик и изжила себя.

Наверное, Бекмаханов не раз перевернулся в гробу, узнав об упразднении в вузах курса истории Казахстана, за что он боролся всю жизнь.

Все эти события настоятельно диктуют необходимость принятия специального Закона "О национальной истории", который оградил бы её от покушений технократов-реформаторов. Поскольку именно история Отечества является главным государствообразующим фактором и играет важную роль в формировании общеказахстанской идентичности.

Мурат Абдиров, доктор исторических наук, профессор

Комментарии