ВОСКРЕСЕНЬЕ, 5 ФЕВРАЛЯ 2017 ГОДА

Эксперт: никому пока не стоит спешить в ЕАЭС

298 10-05-2016, 07:07

Об интересах России и Китая в Таджикистане и о том, почему нашей стране не стоит пока торопиться вступать в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), «АП» узнала у директора евразийской программы Международного дискуссионного клуба «Валдай» Тимофея Бордачева.

- Тимофей Вячеславович, в одном из своих интервью вы подчеркнули, что у России и Китая в Центральной Азии разные интересы: у Москвы – безопасность и трудовые ресурсы, у Пекина – энергоресурсы и возможность развивать свое производство. Между тем в последние годы стало активизироваться таджикско-китайское сотрудничество в сфере безопасности. Как вы думаете, что это значит?

- На мой взгляд, это хорошие тенденции. Нет ничего плохого в том, если наши таджикские друзья будут взаимодействовать с нашими китайскими друзьями. Если это сотрудничество будет направленно на повышение стабильности Таджикистана, если Таджикистан благодаря такому сотрудничеству будет сильнее, то для нас это объективно лучше. В китайской терминологии отношения между Москвой и Пекином сейчас - это идеальная форма сотрудничества между великими державами; в российской: наши отношения - это стратегическое партнерство. Так что никаких проблем нет. Вопрос состоит только в том, насколько мы будем согласовывать наши экономические интересы в регионе. Российские экономические интересы в этом регионе сейчас представлены меньше, чем китайские. Китай приходит сюда с инвестициями в разные отрасли экономики. Россия в этом отношении более сдержанна, во всяком случае сейчас. Поэтому я думаю, что военное сотрудничество Китая с Таджикистаном и Пакистаном – странами, которые граничат с Афганистаном, наиболее серьезным источником нестабильности, - это позитивный момент.

- Но в перспективе Китай может заменить Россию в военном сотрудничестве с нашей страной.

- А что в этом плохого? Повторю, Китай – это дружественная России страна. На южных рубежах СНГ есть некоторые участки, которые потенциально уязвимы для проникновения экстремистских сил: на таджикском направлении, узбекском и туркменском, дальше идут степи и пустыни вплоть до российско-казахстанской границы. Нам важно, чтобы эти участки были укреплены. Я не думаю, что в этих вопросах мы должны рассуждать в рамках какого-то геополитического соперничества России и Китая. Зачем это нужно? И России, и Китаю прежде всего важна безопасность этого региона, а кто будет ее обеспечивать - это второй вопрос.

- Эксперты клуба «Валдай» в марте предположили, что Таджикистан в ближайшем будущем может превратиться в джихадистское государство, при этом отметили, что предотвратить это можно с помощью российской экономики. Российская экономика сейчас переживает определенные трудности, многие проекты России в нашей стране фактически заморожены. Каким образом Россия может спасти ситуацию?

- Конечно, самым надежным способом борьбы с социально-экономической напряженностью является создание рабочих мест. Россия в период высоких цен на нефть и до сегодняшнего момента была огромным рынком труда для таджикистанских граждан. Да, сейчас наблюдается некоторый спад, но пройдет определенное время, и рабочие места будут в целом восстановлены. В России не наблюдается тенденции заполнения рынка труда другой рабочей силой. Что касается Китая, то здесь у наших китайских друзей возникает большая сложность в том, чтобы понять, каким образом продолжать инвестиционную активность в стране, чтобы способствовать созданию рабочих мест. Пока это происходит в меньшей степени, чем хотелось бы.

- Как правило, китайская сторона не создает рабочие места в странах, куда инвестирует.

- Китай реализует задачу внутреннего развития. В этой стране колоссальная недозагрузка предприятий в области дорожного строительства, производства строительных материалов и строительства вообще. При норме загрузки мощностей на 85-90% средняя загрузка в Китае составляет 80 процентов. Во время бурного инфраструктурного развития в Китае была серьезно разогрета вся индустрия. Теперь все эти мощности нужно куда-то девать, поэтому Китай экспортирует свои ресурсы, выдает кредиты государствам для того, чтобы эти средства шли на оплату деятельности китайских компаний. Но в любом случае китайское присутствие в регионе можно только приветствовать.

- Сразу после того, как случился украинский кризис, вы призывали Россию задуматься об эффективности своей внешней политики на постсоветском пространстве. В чем вы видели недостатки российской политики?

- С моей точки зрения, самое важное в отношениях между Россией и странами бывшего СССР - это налаживание сотрудничества в сфере образования. Для меня это важно,  потому что я частично работаю в этой сфере, руковожу образовательной программой для магистров в Высшей школе экономики (ВШЭ). Половина ребят, которые учатся по этой программе, - выходцы из стран СНГ, в том числе и из Таджикистана. Образовательный обмен не должен заканчиваться на базовом университетском образовании; необходимо создавать сеть образовательных программ и школ, в которых мы могли бы рассказывать национальным элитам о существующих традициях на территории постсоветского пространства, о том, что такое современная Россия, объективно говорить о том, что дает сотрудничество с нашей страной. Если бы российская сторона каждый год приглашала профессионалов из разных сфер деятельности стран-партнеров, то это был бы большой вклад в наши отношения. Не стоит забывать и о том, что сегодняшние выпускники университетов родились уже не в СССР. Это очень важный момент.

Чудо, что Россия после 90-х годов сумела сохранить те отношения, которые у нас есть. Российское присутствие в странах СНГ сегодня выше того, которое можно было предположить в 1991 году, когда мы сами отталкивали от себя партнеров. Конечно, теперь все не так просто.

- К вашему мнению прислушались?

- Хотелось бы большего. Но меня радует тот факт, что сейчас, несмотря на экономические трудности, образовательные российские программы для иностранных граждан сохраняются. Пытаются развивать дипломатию на экспертном уровне с партнерами из стран бывшего СССР. Но по объективным причинам пока внешняя политика России все-таки отвечает на внешние вызовы и угрозы, например на кризис в сфере европейской безопасности или на события на Ближнем Востоке.

- Таджикистан неоднократно обращался к российской стороне с просьбой отправить сюда учителей русского языка или открыть совместные школы с русским языком обучения, однако эти просьбы не были услышаны.

- К сожалению, в российской внешней политике есть такая сложность - отсутствие последовательной работы. Мы прекрасно решаем острые ситуации, но пока не готовы к

медленной и кропотливой деятельности. Почему русские плохо играют в футбол и хорошо играют в хоккей? Потому что футбол - это медленно, хоккей - быстро. Это национальный менталитет, который оставляет отпечаток и на развитии международных отношений.

- И таджикские, и российские эксперты уверены, что Таджикистан в конце концов станет участником Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Даже называют сроки, в которые это вступление произойдет – не позднее трех лет. В то же самое время участницы этого союза сейчас испытывают некоторые экономические трудности. Как вы считаете, подходящий ли момент для вступления нашей страны в это объединение?

- Давайте начнем с того, что в современном мире выжить, не являясь частью какого-либо сообщества, практически невозможно. И сейчас формируется целый ряд таких сообществ. Конечно, лидерами в их создании являются наши западные партнеры, в свою очередь Россия и Китай пытаются развивать сотрудничество в Евразии. Это сотрудничество может и должно принимать разные формы углубленности; это могут быть более свободные отношения, ориентированные на развитие свободной торговли. А могут быть более организованные, углубленные отношения, направленные на развитие совместного регулирования экономической деятельности и обеспечения четырех свобод: передвижения товаров, людей, капиталов и услуг. В данный момент граждане стран - участниц ЕАЭС на российском рынке труда обладают одинаковыми правами с гражданами России. Это важнейшее достижение. Почему я обращаю на это внимание? Потому что у нас есть много проблем в развитии этого союза. Во-первых, проблемы, связанные с тем, что, кроме Беларуси, все остальные страны ЕАЭС являются членами ВТО или вели переговоры о вступлении в этот альянс. Если сравнивать период, когда формировалась европейская интеграция, то ЕАЭС создается в принципиально новых условиях. Мы не можем требовать друг от друга механически регулировать торгово-экономические отношения с другими партнерами. Хотя мы все помним, как 15 лет назад, когда в свою решающую фазу вступила подготовка к расширению Европейского союза за счет восточноевропейских государств, одним из критериев возможности вступления в ЕС стало требование сократить торговлю с другими странами в пользу увеличения торговли с европейскими государствами. Разве это рыночный механизм? Это настоящий протекционизм. Мы находимся, к сожалению, в тех условиях, когда мы этого делать не можем, потому что это будет противоречить нашим договоренностям. Это большая трудность. Потому что падение цен на энергоресурсы, сужение внутренних рынков негативно воздействуют на торговлю внутри сообщества. Эти проблемы нужно решать. Существует порядка 60 дополнительных соглашений в рамках ЕАЭС, которые ждут своей ратификации.

Нурсултан Назарбаев называет этот этап строительством первого этажа. Мы должны построить этот первый этаж, после чего решать вопросы присоединения к альянсу других членов. Вместе с тем мне кажется, что ЕАЭС мог бы задуматься о выработке особого типа соглашений с теми странами, которые потенциально могут рассматриваться в качестве будущих участников союза, - соглашений, которые могли бы подготовить наших партнеров к вступлению. Чтобы, например, Таджикистан входил в союз постепенно.

Сейчас Таджикистан, не являясь членом ЕАЭС, тем не менее участвует в работе Евразийского банка развития. Это позитивный опыт. Точно так же мы могли бы работать и по другим вопросам. Мне кажется, это наиболее подходящая модель, потому что все-таки та интеграция, которая развивается в ЕАЭС, ориентируется на европейский опыт и состоит именно в снятии нетарифных барьеров. Это не просто либерализация торговли, а совместное регулирование экономической деятельности.

- То есть нам не стоит спешить?

- Спешить не стоит никому, но работать над тем, чтобы в перспективе вступление в союз было наиболее выгодным, нужно уже сейчас. У ЕС существуют соглашения об ассоциации с Украиной, Молдовой, Грузией; почему бы нам с Таджикистаном не выработать соглашения подобного формата? Создать почву для интеграции и тем самым обеспечить для Таджикистана наиболее выгодные условия участия в этом союзе.

news.tj

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты

Ваш email:
Конфиденциальность гарантирована
Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера





Выбор главного редактора
Фото и видео
Лучшие материалы
472
Казахстан против России: кто выиграет Универсиаду?
    
$ 337.37
378.29