Ерлан Сагадиев: через тернии в неизвестность
Совсем скоро Ерлан Сагадиев отметит юбилей – первую годовщину пребывания на посту главного в стране человека, отвечающего за образование и науку. Казалось бы, экзамен сдан. Странно только, что министру все чаще хочется влепить «двойку».
Так уж повелось, что практически каждая новая фигура, встававшая у руля отечественного образования, невольно становилась возмутителем общественного спокойствия, вторгаясь в устоявшийся уклад с деликатностью слона в посудной лавке. Не минула чаша сия, вопреки ожиданиям, и Ерлана Сагадиева.
Год назад мы писали о том, что при всей своей противоречивости он выгодно отличается от некоторых своих предшественников четким видением того, какой должна быть система, каковы ее минусы и как с ними бороться. Да, новый министр изначально тоже говорил о реформах, но, судя по его публичным выступлениям, простых, понятных и заточенных на конкретный результат. Словом, казалось, что Сагадиев представляет иной тип чиновника – молодого, уверенного, внутренне свободного, умеющего не только внятно излагать свои мысли на доступном для разных социальных групп языке, но и убеждать в правильности выбранного курса. Это не могло не обнадеживать. Тем более что направления, по которым он собирался двигаться, плотно входили в пазы, прорезанные президентом страны. Взять хотя бы то же трехъязычие или повышение конкурентоспособности выпускников казахстанских вузов. Но получилось как в той поговорке: заставь мужика богу молиться, он и лоб расшибет.
Тут стоит напомнить, что спустя два месяца после прихода Сагадиева на пост министра глава государства сделал «китайское предупреждение», заявив о том, что нельзя проводить реформы в образовании наобум: «С людьми надо посоветоваться. Эти изменения нужны для того, чтобы повысить качество образования. Все позиции должны быть услышаны. Непродуманные эксперименты недопустимы, никто нас не подгоняет». Но, похоже, у новой команды «преобразователей» в одно ухо влетело, в другое вылетело, а зуд реформаторства оказался направлен на выполнение пятилетки за три года.
Поэтому неудивительно, что практически все новшества Сагадиева и Ко значительная часть нашего общества восприняла в штыки. И не потому, что они не «пришлись ко двору». Как раз наоборот.
Судя по мнениям, высказанным экспертами, если мы на деле получим все то, что сегодня так активно пропагандирует и внедряет министерство под руководством Сагадиева, система действительно станет более эффективной, способной давать качественное образование. Но проблема в том, что сегодняшняя модернизация строится на прогнившем от времени фундаменте, и к чему это приведет в итоге – одному богу известно.
Если вдаваться в детали, то речь идет, во-первых, о дефиците педагогов высокой квалификации. Он был, есть и будет, несмотря на победные реляции чиновников о количестве преподавателей, регулярно повышающих свою квалификацию, до тех пор, пока профессия учителя не станет материально и социально привлекательной. А этого, увы, между строк заявленной реформы не читается.
Вторая проблема – устаревшие, а порой и просто некачественные учебники и учебно-методические пособия. Министерство, конечно, делает вид, что держит руку на пульсе, но есть серьезные основания сомневаться в этом. Хотя бы потому, что для наведения порядка в этой сфере нужно время – не год и даже не два. А его-то как раз и нет: реформа стартовала уже вчера. Вот и делайте выводы. Хотя, честно говоря, это совсем необязательно: от нашего мнения ничего не зависит. Сагадиев вопреки всему верит в успех уже случившихся и грядущих изменений, и свернуть его с этого пути может только президент или причины более прозаические – например, отставка. На чем зиждется вера министра в светлое будущее? Будете смеяться, но исключительно на нас с вами, на наших детях и внуках. «Нагрузки предстоят очень серьезные, но мы верим. Мы верим, что вы с этими нагрузками справитесь… Мы – уникальный народ…». Как тут не поаплодировать герою наших сегодняшних заметок?
Вдаваться в нюансы реформ, инициированных Сагадиевым, мы не будем: они и так у всех на слуху (и это в лучшем случае – многие уже испытывают их «на собственной шкуре»). Да и нет никакого смысла в очередной раз «терзать барабаны»: для министра и его ведомства все как об стенку горох. Стоит напомнить, как быстро разобрался Сагадиев с петицией представителей интеллигенции, протестовавших против вводимых им новаций. Он просто «перевел стрелки» на самих подписантов, которых заподозрил в корысти, заявив: «Они считают так: мы останемся элитой, а простым казахам знания не нужны». На депутатов, которые засыпают Министерство образования запросами, а то и «допрашивают» лично министра и его подчиненных, вызывая то и дело на ковер, обаяние Сагадиева пока еще действует. Они, простите уж за выражение, и не таким верили.
Что же касается претензий педагогов и родителей, то тут и вовсе все просто: можно обвинить их в трусости (про страх как мотив для критики Сагадиев рассуждал долго и подробно) или заявить, что на самом деле все обстоит не так, как им кажется. И тут уже, что называется, кто и что докажет, – наше слово против вашего. Примерно в таком стиле министерство ответило на видеообращение родительницы первоклашки, которая возмутилась суровыми школьными реалиями.
Исходя из сложившейся ситуации, куда уместнее, как нам кажется, сделать акцент на другом – на фантазиях Ерлана Сагадиева и его команды, которые пока еще не стали реальностью, и не факт, конечно, что станут. Хотя в контексте развития нашей системы образования, как известно, ни от чего зарекаться нельзя.
Итак, начнем. С того, что уже задокументировано.
В канун нового года за подписью исполняющего обязанности министра образования и науки вышел приказ, согласно которому учителям придется в скором времени пахать как рабам на галерах. Цитируем: «Учителя общеобразовательных школ будут проводить исследования своей практики в действии, анализируя, будут совершенствовать свою деятельность. Для них будет действовать педагогическое сообщество, где все учителя страны будут взаимодействовать друг с другом. Учитель учителю станет критическим другом». Интересно, с учетом непосредственных обязанностей учителя и той кучи писанины, которую он должен вести, составляя планы, портфолио и проч., хватит ли у него времени поесть и, простите уж, сходить в туалет? В ущерб чему он будет выкраивать время для общения с «критическими друзьями»? Ответ, думается, очевиден. На этом фоне как минимум абсурдным выглядит слетевшее ранее с уст Ерлана Сагадиева заявление о намерении создать плеяду универсальных учителей, способных вести, помимо своих профильных предметов, еще и дополнительные. «Исследовать свою практику в действии» каждый такой учитель должен будет уже по двум школьным дисциплинам.
А вот еще одна метаморфоза, предусмотренная приказом: «На уровне самих школ и управлений образования будут идти полномасштабные PR-кампании, которые будут освещать достижения» (той или иной школы, следует понимать). Кто их будет проводить? Привлеченные специалисты? Но где бюджеты под их услуги? Или школы будут пиарить себя за счет средств спонсоров и родителей? А, может, все гораздо проще и по негласно заведенной в школах традиции эта работа будет бесплатной и ляжет на плечи простых учителей, став для них еще одной повинностью и окончательно перекрыв им кислород? Как говорится, война план покажет.
Совсем недавно министр Сагадиев предложил урезать домашние задания школяров. «Объем домашнего задания будет контролироваться электронным дневником. Родитель будет видеть не только то, что задали, но и то, сколько ребенок потратил на его выполнение по минутам. Это делается в рамках работы по сокращению объема домашнего задания. Сейчас этим занимаются две рабочие группы, и результаты были объявлены позавчера. Мы находимся на четвертом месте в мире по объему времени, которое ребенок тратит на выполнение домашнего задания. Обе группы нам рекомендовали сократить это количество. И вот тогда у нас произойдет не только сокращение домашнего задания, но и будет контроль над объемом выдаваемого домашнего задания», – заявил Сагадиев. Спасибо, конечно, господину министру за заботу, только вот смущает один нюанс. Ключевыми в этом намерении стали «сокращение» и «контроль», а вот то, как реализация новшества отразится на знаниях школьников, так и осталось за кадром.
Смущают и мотивы, которыми руководствуется министр, настаивая на внедрении автодела в рамках начальной военной подготовки. Вряд ли кто-то имеет что-то против автодела и возможности обучить своего ребенка азам вождения. Но главное обоснование такого шага звучит следующим образом: «это сократит аварийность на дорогах». По крайней мере, так выразился Ерлан Сагадиев. И с чего его так озаботил этот вопрос?
Помнится, раньше он стоял на том, чтобы минимизировать задачи школы и даже исключить из их числа воспитательный фактор. Вот слова министра: «В современном мире образование и культурное воспитание – это не одно и то же. Цели и задачи разные. Задача образования – создание конкурентного человека, обладающего самыми современными теоретическими знаниями, практическими навыками и технологиями. Человека, способного зарабатывать деньги для себя, для своих детей, для своей страны. Задача культурного воспитания – это, в первую очередь, национальная самоидентификация. Это знание своего языка, своей истории, и это уже совсем другая область». Тогда откуда взялась такая озабоченность ситуацией на дорогах? Как говорится, концы с концами не вяжутся, тем более если взять в учет небывалую щедрость, продемонстрированную господином министром в этой связи. На фоне его заявления о сокращении количества школьных предметов ради снижения нагрузки на учащихся как минимум странным выглядит предложение после введения в программу обучения автодела отдать под НВП не час в неделю, а, как выразился Ерлан Сагадиев, «целый день».
И подобных неоднозначных и даже противоречивых инициатив у министра предостаточно. Их логику мы, возможно, когда-нибудь и поймем – если, конечно, Сагадиев дотянет хотя бы до следующей годовщины своего назначения.
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты