СУББОТА, 2 АПРЕЛЯ 2016 ГОДА

Сумеет ли Байбек одолеть смог? Или смог одолеет Байбека?

Автор: Адольф Арцишевский 2362 18-03-2016, 00:03


Надо хотя бы раз в месяц увидеть звездное небо над головой - хотя бы раз в месяц. Чтобы дышать и жить дальше. Чтобы не задохнуться во вселенском одиночестве. Это не каприз, не блажь, это просто необходимость для большинства тех, кто живет с нами бок о бок в предгорьях Алатау. Кто, может быть, и не подозревает, как это жизненно важно - сквозь серую завесу проклятущего смога увидеть проблеск Полярной звезды.

Спасет ли намордник?

В декабре 1949 года над городом (там, где сейчас Казахский ТЮЗ) висел гигантский портрет генералиссимуса Сталина во весь рост. С наступлением сумерек он сиял в лучах прожекторов. А над городом сияли, искрились чистые, ясные звезды, от которых невозможно было оторвать глаз, на них хотелось смотреть и смотреть, затаив дыхание, мечтая о самом высоком, о чем только может мечтать человек в одиннадцать лет.

Между прочим, в тот вечер нас, безудержную орду пацанов из мужской 39-й школы, вели на встречу с девочками 10-й женской школы (учение было раздельным). Мы притаились и притихли от неординарного события и новизны впечатлений. Подробности той встречи забылись, но запомнились декабрьский мороз, россыпь созвездий над головой и волнение, какое бывает, когда вся жизнь впереди.

Те созвездия и сейчас, 67 лет спустя, остались на своих прежних, узаконенных местах, и хоть взгляд наш стал всеохватней, проницательней, но я, коренной алматинец, запрокидывая голову к небу, тех звезд не вижу, их свет не может пробиться к моим глазам сквозь пелену вонючего смога. Близ города денно и нощно изрыгает дымы гигантская труба ТЭЦ-2, пожирая тоннами, вагонами, эшелонами каменный уголь.

Неустанно дымит асфальтовый завод, внося свою губительную лепту в атмосферу города. И частный сектор, не имея возможности перейти на газовое отопление, поскольку и кишка тонка, и тощ карман у среднестатистического алматинца, тоже пованивает печными трубами, даруя нашим легким канцероген и прочие ингредиенты, провоцирующие у нас и у наших детей рак легких, эмфизему и тому подобные прелести.

Плюс дымящие мангалы и т.д. и т.п. Море оптимизма рождается в душе, когда просто физически ощущаешь, как тебе на голову, на плечи, на спину ложится кошма всепроникающего смога. И смотря по телеку на несчастных жителей Пекина, бредущих в намордниках по центру столицы Поднебесной, ты невольно с тревогой шаришь по своим карманам в поисках все того же намордника - лишь в нем спасение.

В чем корень зла и как его извлечь?

Извините за этот скорб­ный погибельный гимн продуктам сгорания твердого топлива, но мы еще не сказали о главном герое этого Дантова ада - о двигателе внутреннего сгорания автомобиля, о ее величестве выхлопной трубе, о смертоносной струйке дыма, которым она отравляет наш город. И не только наш. Но в данном случае речь идет вполне конкретно об Алматы.

Тут, конечно, нужны цифры и факты - как гвозди, заколачиваемые в крышку гроба. Возможно, я скажу общеизвестное и то, что на слуху, а потому, как говорил в таких случаях Аркадий Райкин, я дико извиняюсь, но из этой песни о главном слова не выкинешь. Не я один распеваю ее во весь голос.

Месяц назад на эту тему выступил редактор нашей газеты Бигельды Габдуллин, расставив все акценты, продемонстрировав те самые гвоздочки, от которых у впечатлительных людей волосы на голове если не встают дыбом, то как бы шевелятся. Его горячо поддержал известный политолог Денис Кривошеев. На сайте "Информбюро" он без обиняков сказал то, о чем мы старались как бы умалчивать до выступления Бигельды Габдуллина: Алматы пора присвоить статус района экологического бедствия. Ибо только признав проблему, общество вынуждено будет её решать. Но власти не подтверждают этих опасений, "рисуя в своих отчетах сложную, но все же не критическую ситуацию".

Тем временем в городе появился альтернативный центр, который дает более объективную информацию о состоянии окружающей среды. По его данным, степень загрязненности воздуха микрочастицами превышает норму иногда в 9 и более раз. Впрочем, центр этот постарались как можно быстрее прикрыть "в связи с отправкой оборудования на калибровку". И вообще, в акимате Алматы рекомендации этого центра посчитали некорректными.

Однако еще в мае прошлого года агентство NASA сфотографировало смог, полностью окутавший Алматы. "Унылое серое одеяло накрыло город, тогда как над большей частью региона - чистый прозрачный воздух", - говорится в подписи к фото. Снимки, сделанные с МКС, под сукно не спрячешь. Они корректны или как? Или их тоже надо отправить на калибровку?

Экологи бьют тревогу: смог порой поднимается над нашим городом на три-пять километров, воздушный бассейн Алматы превратился в источник повышенной опасности. Приблизительно таковы же показатели качества воздуха в Пекине: там средний количественный замер сопоставим с нашим, а критическая точка уровня содержания микропыли немногим выше, в пределах 600 микрограмм на кубический метр. Но в Пекине живут и работают более двадцати миллионов человек, в десять раз больше, чем в Алматы, и при этом у двух этих городов несопоставимы деловая активность граждан, эффективность и результативность экономики. В то же время основным источником грязи и там, и тут стали автомобили.

Репортаж с петлей на шее

Что делать? Как подступиться к решению этой почти, казалось бы, неразрешимой проблемы? На эти и на весь круг им сопутствующих вопросов даны предельно ясные и четкие ответы в статье Бигельды Габдуллина. Не сочтите за труд, освежите в памяти основные тезисы этой публикации. Есть опасение, что они долго - очень долго! - не будут терять своей актуальности.

А чтобы окончательно проникнуться тревогой за судьбу южной столицы, найдите в Интернете свое­образный отклик на выступ­ление Бигельды Габдуллина, телерепортаж-обращение Дениса Кривошеева с Чимбулака. За его спиной, в низине, угадывается город, погрязший в непроницаемом смоге. И чтобы не было никаких кривотолков, мы приведем здесь текст этого обращения - текст этого, если хотите, репортажа с петлей на шее:

- Друзья, то, что вы сейчас увидите за моей спиной, не может не вызывать беспокойства. Алматы на самом деле на грани экологической катастрофы. Для того, чтобы понять это, не нужны никакие замеры, не нужны датчики и дополнительные исследования.

Достаточно подняться на "канатке" до Чимбулака и увидеть совершенно ужасающую картину. То, что вы сейчас видите, это не обман зрения, не какая-то специальная съемка, и не то, что может заставить вас обмануться. Это смог, он поднимается выше Медео, он поднимается выше плотины, он поднимается уже выше первой станции на Чимбулаке.

Сейчас мы стоим на второй станции и уже ощущаем этот серый и все убивающий дым. Друзья, это нужно остановить, у нас нет ни единого шанса, чтобы жить в этом городе и растить в нем своих детей здоровыми.

Можно предлагать массу решений, можно привлекать австрийских, немецких, итальянских ученых для того, чтобы разобраться со смогом. А можно действовать очень просто. Нам наверняка нужно признать, что у нас в Алматы - экологическая катастрофа. Как только мы уясним себе это и действительно скажем, что мы убиваем собственный город, мы начнем что-то менять. И здесь уже не имеет значения, стоят  многоэтажки за аль-Фараби или нет, нужно принимать совершенно кардинальные меры для изменения ситуации, первая из которых - остановить хотя бы на время движение частного транспорта.

Тогда все мы - и вы, и я, и каждый из нас - попытаемся понять, что же так сильно влияет на город: автомобили или что-то еще? Поэтому предлагаю не останавливаться на достигнутом, не слушать никого, а начинать настоящую бо­рьбу за собственный город, за собственную жизнь. За то, что мы любим и ценим, за самый прекрасный город на земле, за наш Алматы.

Поможет ли Геракл Байбеку?

Готовя этот материал к печати, его автор, насколько это было возможно, выгреб всю информацию по теме из Интернета. Проблема сложная, многоаспектная и многовекторная, таящая омуты и мели, подобно Лерней­ской гидре. Там лишь Геракл сумел посшибать все ее девять смертоносных голов. Но по плечу ли Байбеку второй подвиг Геракла? А ведь это ему, Байбеку, решать проблему смога.

И вроде бы все, намеченное им, верно, не вызывает возражений. Но после пронизанного болью репортажа с Чимбулака, после статьи Габдуллина, где каждая фраза подобна звенящей тетиве натянутого лука, все, намеченное акиматом, выглядит как-то не очень убедительно. Аким Алматы верит, что система "Онай" спасет город от смога.

Он рекомендует алматинцам оставлять свои авто и больше передвигаться общественным транспортом. Так они внесут свой вклад в оздоровление экологии города, считает он. Так-то оно так, но кто же добровольно последует этим рекомендациям?..

По мнению градоначальника, второе направление должно быть таким: перевод автомашин на газ, а также меры по снижению уровня загрязнения воздуха транспортными средствами. Как пояснил Бауыржан Байбек, в Алматы должно быть больше парков и скверов. Внесут свой вклад в решение проблемы и строительство завода по переработке мусора, и появление новых ТЭЦ и т.д.

Все верно и не вызывает возражений, но проблема столь глобальна и безотлагательна, что все вышесказанное блекнет перед необходимостью каких-то иных, радикальных мер. Каких? А вот вам цитата из Бигельды Габдуллина, как бы расставляющая точки над "i":

"Акимат Алматы может приблизиться к ее решению, если на то будет политическая воля самого акима Байбека, если он проявит настойчивость. Без этого никак! С согласия депутатов городского маслихата он вправе выйти с предложением в парламент РК о введении законодательного запрета на…" На въезд в Алматы иногороднего и областного транспорта, на тотальную проверку всех авто на предмет выбросов СО2, на демографическую "разгрузку" задыхающегося мегаполиса... Ну и так далее.

И тем не менее - вся наша надежда теперь на него, на акима, на Бауыржана Байбека. Он наша последняя опора, он луч света в этом царстве смога, он свет в окошке и свет в конце тоннеля. А потому для начала хотелось бы знать:

1. Проблема смога - это всемирная проблема. Каждая страна по-своему борется с ней. В КНР, например, на войну со смогом из казны выделили около 300 млрд долларов США. А у нас?

2. Как будем решать проблему иногороднего транспорта?

3. Что делается для того, чтобы наши АЗС заправляли авто высококачественным горючим, а не суррогатом?

4. Какие инновации для очистки воздушного бассейна намерен использовать акимат?

Что ж, ждем ответа. А пока… Хотя бы раз в месяц я выхожу из дома в пять утра, в зябкую рань. Город спит, погрузившись в утренние сны. А я выискиваю в небе алмазный пояс Ориона и неутомимую Бетельгейзе. Потом ищу и с трудом нахожу Плеяды. А потом, повернувшись на север, разглядываю ковш Большой Медведицы. И, наконец, отыскиваю Полярную звезду. Она тускло светит, с трудом пробившись сквозь кошму плотного смога. И вспоминаю небо моего детства, когда не было смога, когда был виден Млечный путь, а звезды были младенчески ясными, суля большую, счастливую жизнь.

Комментарии:
Астана: 3 °C
Алматы: 10 °C
    
$ 342.49
390.54