СУББОТА, 11 ИЮНЯ 2016 ГОДА

Станет ли приватизация пинком для казахстанской экономики?

Автор: Серикжан Адилов 1140 13-01-2016, 09:57

Вторая волна приватизации так и не стала цунами вроде того, который бушевал на экономических просторах молодого государства в начале 1990-х. Несмотря на обнадеживающие реляции чиновников,  процесс разгосударствления приобрел вялотекущий характер и пока больше напоминает игру в пинг-понг, навевающую тоску.

В конце прошлого года правительство сделало очередную подачу, заявив о намерении избавиться от 65 предприятий. Но нет никакой уверенности  в том, что на этот раз она приведет к победе.

Еще в январе 2014-го глава государства в ежегодном послании народу поручил провести анализ всех компаний с государственным участием и определить перечень предприятий, подлежащих передаче в частный сектор.

Спустя три месяца правительство в рамках Комплексного плана приватизации на 2014-2016 годы утвердило список потенциальных «отщепенцев» и стало потирать руки в ожидании того, как госактивы начнут уходить в руки частников со скоростью продажи горячих пирожков в базарный день. Но не случилось. За все это время государству не удалось сбыть в конкурентную среду даже половину компаний, включенных в список.  

Помнится, как вице-министр национальной экономики Марат Кусаинов расписывал, что «приватизация даст мощный импульс развитию предпринимательства, так как у частного сектора появится большое количество объектов и направлений бизнеса, которые раньше были закреплены за государством». 

Но то ли государственные мужи настолько перемудрили с реализацией затеи, что бизнес до сих пор не может разгадать конгениальность совершаемых ими ходов, то ли задуманной приватизации не благоволят ни время, ни обстоятельства, то ли предпринимателям просто пытаются «впарить туфту», завернув ее в красивый фантик… Как бы то ни было, результаты далеки от того, на что рассчитывало правительство.   

Например, в 2014-м планировалось отдать в частные руки 64 объекта квазигосударственного сектора, в реальности же «крышу» сменила только 21 компания. Итоги прошлого года аналогичны – из 22-х запланированных к реализации активов в конкурентную среду ушли только 9. А дальнейшие перспективы еще более туманны.  

Вряд ли стоит надеяться на всплеск активности в ближайшее время, даже с учетом того, что, как утверждают эксперты, «в связи с кризисом рыночная цена объектов приватизации сейчас сильно понизилась». В связи с кризисом у бизнеса возникло столько проблем, что ему сейчас не до расширения – свести бы концы с концами в уже имеющихся обстоятельствах. Правда, если речь не будет идти о реально бросовой цене за то, чем пока еще владеет государство. Впрочем, это маловероятно.

Ведь, как неоднократно говорилось, во главу угла чиновники ставят извлечение максимальной прибыли из процесса приватизации - с тем, чтобы направить полученные средства на реализацию инфраструктурных проектов.

Не добавляет привлекательности программе и отсутствие заветных точек над i. Многочисленные семинары и конференции предельно ясно демонстрируют подозрения предпринимателей в том, что «с помощью приватизации государство избавляется от того, что приносит убытки».  Кроме того, негативное влияние оказывает и наличие огромного количества «белых пятен» в этой истории. Возьмем банальный пример.

Приобретая актив, предприниматель даже не курсе того, какие метаморфозы произойдут с условиями аренды здания, занимаемого им после смены собственника, не говоря уже о перспективах получения госзаказов, за счет которых и выживали многие госпредприятия. То есть в предлагаемом чиновниками уравнении неизвестно главное – включен ли в цену хвост при покупке коровы?

Впрочем, в отличие от наблюдателей, эксперты настроены более оптимистично – они  считают вторую волну приватизации госактивов не только оправданным шагом, но и инструментом, способным открыть нашей экономике дверь в лучшее завтра. Об этом мы и попросили рассказать старшего преподавателя кафедры «Финансы» экономического факультета ЕНУ им Л.Н.Гумилева, кандидата экономических наук Сапарбая Жубаева.

- Сапарбай Дусжанович, насколько, на ваш взгляд, целесообразная проводимая сегодня приватизация оставшихся в госсобственности активов?  Каковы ее первопричины? Неужели государство  оказалось настолько плохим управленцем, что единственным выходом стала передача госкомпаний в рыночную среду?

- Хотя мы констатируем факт превалирования рыночной экономики, в Казахстане, к сожалению, в значительной мере остались методы административно - централизованного управления экономикой,  присущие социалистической плановой системе хозяйствования.

В структуре казахстанского ВВП около 40 процентов занимают предприятия государственной собственности, в основном компании, входящие в структуру холдингов «Самрук-Казына», «Байтерек» и т.д. Тогда как в развитых экономиках доля государственных предприятий не превышает 5-10 процентов. 

В то же время иностранные  инвестиции из развитых стран и современные технологии возможно привлечь только в частные компании. Передовые ТНК практически не инвестируют в государственные предприятия. Причины ясны. Во-первых, государство - действительно очень плохой предприниматель.

Во-вторых, руководство и менеджмент  госпредприятий думают преимущественно или даже исключительно о личном благополучии.

Поэтому приватизация госпредприятий необходима. И мы об этом постоянно говорим на протяжении уже 12 лет, начиная с 2003-го, когда впервые была принята программа индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы. Но воз, как говорится, и ныне там. В некоторых моментах даже сделаны шаги назад. Например, это касается увеличения доли Казахстана  в кашаганском проекте. По сути, в землю было зарыто около трех миллиардов долларов государственных средств.  

 - В этой связи возникает другой вопрос: насколько эффективно проходит процесс приватизации, и чего ждать нашей экономике в конце этого пути? Уже высказываются мнения об ошибочности продажи госактивов: мол, бюджет получит крупную сумму, но разово, а с учетом льгот, преференций, упрощенного режима делать ставку на налоговые поступления – ошибка.

К тому же государство получает в нагрузку комплекс проблем, которых в большинстве случаев удавалось избегать, пока предприятия были в госсобственности - новые хозяева, как показывает практика, редко думают о внедрении новых технологий, о рациональном использовании природных ресурсов, об улучшении социального климата в трудовых коллективах. Неужели на самом деле все так пессимистично?

- Приватизация, проведенная в первые годы независимости, с 1992-го по 1998-й, принесла эффект. Она не только дала стране необходимые финансовые ресурсы в тяжелые годы становления рыночной экономики, но и позволила сэкономить бюджетные средства за счет сокращения расходов, направлявшихся на поддержку неэффективно функционирующих государственных компаний и предприятий. Эти сэкономленные суммы были направлены в социальную сферу – в здравоохранение, образование, на социальное страхование нуждающихся, в особенности пенсионеров.

О технологическом перевооружении приватизируемых предприятий нужно судить по факту их эффективности. Вопросы же социальной защиты работников предприятий государство должно решать иными способами, а не поддерживать неэффективные компании за счет государственных средств.

Ныне модные меморандумы о несокращении работников в трудные для предприятий времена -  это социалистический метод хозяйствования, который мы уже давно оставили в прошлом. Между тем, как раз-таки действительная, открытая, с привлечением иностранных инвесторов приватизация даст ощутимый импульс экономическому развитию  Казахстана в период комплексного экономического кризиса в странах ЕАЭС.

Приватизация госсобственности, а не только предприятий, позволит пополнить наш бюджет, а также сэкономить его расходную часть, идущую сейчас на поддержку многочисленного бюрократического аппарата, который вполне можно заменить ассоциациями, НПО и обществами самофинансирования. 

Кроме того, это даст возможность диверсифицировать отечественную экономику на пути вхождения Казахстана в ОЭСР – Организацию экономического сотрудничества и развития, объединяющую 34 развитые страны мира. Судьба дает нам шанс стать 35-м членом ОЭСР, и мы должны им воспользоваться. Тогда можно будет говорить о казахстанской мечте!

 

Комментарии:
Выбор главного редактора
Фото и видео
Лучшие материалы
Астана: 18 °C
Алматы: 17 °C
    
$ 333.97
376.89