Чем обусловлена дипломатическая активность в регионе?
Бросающаяся в глаза активизация американской дипломатии в Центральной Азии не может не вызывать вопросов. Особенно в контексте нарастающего антагонизма между Россией и Западом, который наблюдатели поспешили объявить новой "холодной войной". Мы попросили известных отечественных экспертов высказаться по этому поводу, адресовав им следующие вопросы:
- Как вы расцениваете совместную Декларацию партнерства и сотрудничества стран ЦА и США, принятую по итогам встречи в формате "С5+1" в Самарканде?
- Незадолго до самаркандской встречи с государственным визитом в ЦА побывал премьер-министр Японии С. Абэ. Такие временные совпадения не случаются просто так. Каково ваше мнение по этому поводу?
- Какие ответные действия можно будет прогнозировать со стороны России, которая однозначно рассматривает регион ЦА как сферу своих жизненных интересов?
Выбор: внутриафганское обустройство или "линия Мажино"?
Марат Шибутов,
политолог:
- Содержание этой декларации можно охарактеризовать просто: "Мы за все хорошее и за стабильный Афганистан". В данном случае это пока затравка и предпосылка для снижения потенциала конфликтности в регионе с целью начала внутреннего диалога. Но поскольку установлен формат 5+1, в диалоге всегда будут присутствовать США как арбитр и модератор. И объявленные новые программы будут способствовать этому - снижению противоречий, расширению диалога. В общем, это так называемая "мягкая сила". Ее составляющими в практическом плане являются следующие программы:
- Конкурентоспособность, обучение и трудоустройство;
- Центральноазиатский торговый форум;
- Программа адаптации к изменению климата и смягчения последствий в Приаралье;
- Программа "Умная вода" (Smart Waters);
- Американский университет в Центральной Азии;
- Профессиональные и образовательные обмены;
- Региональная инициатива по английскому языку;
- Сохранение культурного наследия.
А как и зачем эта сила будет использоваться дальше - тут можно вспомнить про план "Большой Центральной Азии", "Новый Шелковый путь" и в целом планы США по снижению влияния России и Китая в регионе. Правда, получается так, что заодно регион попадет под влияние Индии и Пакистана, а также крупно и сильно завязнет в Афганистане. Но это уже не проблемы США.
То, что нам в той или иной степени стараются повесить на шею 32-миллионный Афганистан, - это очень серьезная проблема, которую необходимо избежать. Потому что соотношение сил и ресурсов не в нашу пользу - мы бы могли позаботиться о нем, если бы население там составляло 3-5 миллионов людей. Но там проживают 32 миллиона, которые на протяжении двух поколений ничего, кроме войны, не видели. Поэтому решение внутриафганских проблем будет явно не под силу странам региона. А нас попросят построить: Узбекистан - железную дорогу от Мазари-Шарифа до Пакистана, Казахстан - нефтепровод, Туркменистан - газопровод. И, соответственно, взять на себя территории, по которым они пройдут. На мой взгляд, нашим странам проще и дешевле будет возвести аналог "линии Мажино" на границе, чем вообще туда соваться.
- Тут добавляется еще и транстихоокеанское партнерство, а также желание Японии конкурировать с Китаем не только на Тихом океане, но и в "китайском тылу" - в регионе ЦА. Соглашение с Туркменистаном о том, что Япония будет осваивать часть месторождения Галкыныш, откуда Китай получает приблизительно 30% импортируемого им газа, иначе как вызовом назвать нельзя.
В глазах китайцев Япония - это "злой полицейский", а США - "добрый полицейский", но который по понятным причинам работает в паре со "злым". В общем, начинается "Большая игра" США и его союзников (Япония и Южная Корея) против Китая с целью ограничить его влияние в нашем регионе. Это, с одной стороны, проблема для стран ЦА, а с другой, не исключено - и какие-нибудь возможности. Вопрос еще в том, поддержит ли новая администрация, которая придет после Обамы, данную позицию, но в любом случае будет и определенный момент конкуренции, уровень которой несколько снизился после того, как стало ясно, что огромные запасы нефти и газа на Каспии - блеф.
- Почему вы решили, что Россия однозначно рассматривает регион как сферу своих жизненных интересов? Во-первых, у нее нет внятно озвученной концепции внешней политики, поэтому нельзя судить о том, что она считает сферой своих жизненных интересов. Во-вторых, влияние России в регионе за последние несколько лет существенно изменилось. Из Туркменистана она ушла, можно сказать, сама, решив не покупать газ, в Таджикистане и Узбекистане ее сильно потеснил Китай. Практически Россия стабильно сохраняет свое влияние только в Кыргызстане и Казахстане. А в целом ключевой фактор влияния России в Средней Азии - это, конечно, трудовые мигранты, но и он несколько девальвируется из-за рецессии российской экономики.
Так что в этой ситуации я бы не рассматривал Россию в качестве ключевого игрока, поскольку основная игра будет в Туркменистане и Узбекистане, а там ее влияние не такое уж и большое. На самом деле надо ждать ответных действий от Китая, для которого это как работающая бензопила за спиной - пусть вроде и не сильно близко, но на нервы действует.
Ничего особенного не происходит
Рустам Бурнашев,
профессор Казахско-немецкого
университета:
- Прежде всего нужно понимать, что речь идет только о декларации, то есть о документе, который призван фиксировать в большей степени намерения, чем те или иные обязательства. Более того, в содержательном плане данная декларация не несет ничего нового. Все зафиксированные в ней вопросы - развитие взаимовыгодного сотрудничества и формирование благоприятного бизнес-климата на региональном уровне, содействие развитию экологически чистой энергетики, сотрудничество в противостоянии трансграничным вызовам и рискам, афганская проблематика, вопросы нераспространения и другие - в той или иной степени обсуждаются странами Центральной Азии и внерегиональными силами с начала 1990-х. И если в 1990-е и начале 2000-х годов в этом направлении еще фиксировались некоторые подвижки - в первую очередь в рамках региональных образований, действовавших в то время, то уже в середине "нулевых" годов все это свелось к дипломатической декларативности. Наконец, основанием для сдержанного отношения к документу является и уровень его подписания: история межгосударственного взаимодействия стран Центральной Азии показывает, что даже документы, подписанные президентами, далеко не всегда выполняются в полном объеме.
- На самом деле я думаю, что речь действительно идет о простом совпадении. Мотивация визитов Джона Керри и Синдзо Абэ принципиально различается, впрочем, как и формат их активности. Так, если США делают ставку на двусторонние отношения при сильной поддержке "квазирегионализации", то Япония проявляет активность исключительно в двустороннем формате. США акцентируются на вопросах политического взаимодействия и афганской проблематике, Япония - на экономических аспектах с учетом формирования Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, охватывающего США и страны ЕС.
- Общим местом на настоящий момент является мнение, что Россия не имеет какой-либо четкой "центральноазиатской" политики. Как правило, ее компоненты сводятся к декларациям, что Центральная Азия - зона российских интересов. Но не более того. Думаю, и в данном случае все ограничится неким пулом заявлений, которые будут сделаны на уровне средств массовой информации и ряда одиозных политиков и аналитиков. Тем более что каких-либо реальных оснований для активизации российской политики последние визиты не дают.
Подготовил Кенже ТАТИЛЯ