СРЕДА, 26 ФЕВРАЛЯ 2020 ГОДА
1697 10-08-2015, 08:31

Выборы по-киргизски, - С.Абидинов


Как ожидается, осенью 2015 года в Киргизии должны состояться парламентские выборы. Основные действующие лица богатой на неожиданные повороты политической жизни страны сейчас активно готовятся к выборам в Жогорку Кенеш. За 23 года независимости в стране сменилось 25 премьер-министров и произошло две революции. Однако сказать, что в составе киргизских парламентариев произошли серьезные изменения нельзя, потому как меняются взгляды, а люди остаются те же.

Нынешний парламент был образован в октябре 2010 г., когда после очередной революции временное правительство Р.Отунбаевой объявило о досрочных выборах в парламент. Тогда вдохновленные революционным запалом многочисленные политики всеми доступными средствами, включая раздачу еды и водки, добивались благосклонности избирателей.

В прошедшей парламентской пятилетке "народные избранники" с завидным постоянством демонстрировали немыслимые конфигурации в законодательной и исполнительной власти - формирование альянсов и правительств, дележка портфелей, лоббирование законопроектов, шантаж инвесторов золотодобывающего рудника "Кумтор", внешнеполитическая риторика и постоянное третирование правительства. За это время ряд партий недосчитались значительного количества своих депутатов, которые покинули фракции и предпочли либо перейти в другие партии, либо организовать свои собственные группировки.

Вдобавок представленные в парламенте партии пытались поменять правила игры, внеся правки в закон "О выборах", который был принят в 2011 г. В частности, с предложениями изменить закон в конце прошлого года выступили партии "Ата-Мекен". "Ар-Намыс" и СДПК.

Вместе с тем, по этому закону выборы в Жогорку Кенеш еще не проходили и поэтому не понятно, какие поправки можно внести, не испытав закон в действии. Так, увеличение суммы избирательного залога до 1 млн. долл. лишает большинство политических партий шансов участвовать в выборах. Сейчас в Кыргызстане только несколько партий могут выложить такие деньги. Для остальных это станет непреодолимым препятствием. Эти и другие новшества ЦИКа приведут к тому, что в конечном варианте бюллетеня окажутся 5-6 партий. На 120 мандатов слишком много желающих, и конкуренты нынешним парламентариям не нужны.

Политические силы, шансы которых малы, начали процесс объединения, пытаясь скооперироваться с потенциальными союзниками, в том числе и с помощью альянсов. А значит, кое-каким партиям, решившимся на участие в выборах-2015, придется пожертвовать своими именами при вхождении в тот или иной тандем, а в Жогорку Кенеш в итоге прорвутся амбициозные толстосумы, готовые ради удовлетворения собственной корысти поступиться государственными интересами (не говоря уже о партийных), если они будут мешать их собственным. Ведь всем известно, что политики рвутся в Жогорку Кенеш не от нестерпимого желания служить народу. Выше чаяний граждан народные избранники ставят свои личные. Депутатский мандат - это отличное прикрытие для собственного бизнеса или криминальных дел, а иногда и того, и другого.

Власти тоже традиционно готовятся к главному политическому событию 2015-го, объявив "генеральную уборку" на политическом поле. Зачистка конкурентов ведется по старой проверенной схеме: возбуждаются уголовные дела по тяжким статьям, вынуждающие оппонентов бежать из страны. Причем уголовные дела возбуждаются только в отношении несогласных с политикой, проводимой киргизским "Белым домом". Кстати этот метод нынешние власти позаимствовали у предшественников. Те тоже избавлялись от неугодных при помощи МВД. ГКНБ и Генпрокуратуры.

Как пройдут "Выборы-2015" и кто придет в парламент шестого созыва, покажет время. Но эксперты считают, что на этот раз число претендентов на мандаты увеличится до 35 партий.

Как отмечает политолог Марат Казакпаев: "Проблема неэффективной работы политических партий кроется в принципах их формирования - межклановых и региональных. Партии по-прежнему создаются вокруг одной персоны. То есть, нет связующего идеологического звена. Если внимательно читать программы партий, то можно констатировать - они практически идентичны. А цели и задачи, заявленные в них, носят не стратегический, а декларативный характер. Поэтому люди у нас и голосуют не за программу, а за людей, которые являются членами той или иной политической группы, ну и конечно, за лидера. Поэтому партии в КР в большинстве своем представляют корпоративные объединения и не могут защищать интересы избирателей".

Вместе с тем, у правительства Киргизии остается не так много времени, чтобы подготовиться к проведению выборов. При этом до сих пор не найдены источники финансирования для внедрения заявленных новых технологий на выборах.

Увы, но таковы особенности демократии и выборов по-киргизски.

Комментарии