ЧЕТВЕРГ, 25 АПРЕЛЯ 2019 ГОДА
5983 18-09-2014, 15:10

Скромность укрощает…


С момента назначения нового верховного муфтия Казахстана Ержана Маямерова прошло полтора года. Однако за этот период нынешний глава ДУМК ничем не запомнился, никак себя не проявил – по крайней мере, в публичном поле. В частности, отдельные эксперты, которых мы попросили оценить деятельность Маямерова в его нынешнем качестве, не смогли нам в этом помочь, сославшись на скудость информации и некоторую закрытость данной персоны. Впрочем, стоит ли осуждать верховного муфтия за такую позицию? Может, это осознанно выбранная им самим или же навязанная «сверху» линия поведения, наиболее уместная в казахстанских реалиях? Попробуем разобраться.

Мурат ТЕЛИБЕКОВ, руководитель Союза мусульман Казахстана:

«ДУМК безмолвствует. Может быть, это новая норма поведения?»

- Ержан Маямеров – новый человек в структуре ДУМК. В этом его большой «плюс». Он не запятнал себя сомнительными связями и коррупционными сделками с прежним руководством муфтията. Этим Маямеров выгодно отличается от своего предшественника. В нем чувствуется религиозная культура, которая отсутствовала у Абсаттара Дербисали. У него отличная выправка и хорошая фамилия. Если бывший муфтий Дербисали у многих ассоциировался с пивом «Дербес», то у Маямерова в этом отношении все в порядке.

Что касается степени активности молодого муфтия, то следует принимать во внимание традиции системы, в рамках которой он находится. Здесь инициатива не поощряется. Бюрократический аппарат не терпит ярких личностей и колоритных фигур. Чем незаметнее ты существуешь, чем больше серого цвета в твоих одеждах, чем сильней ты нагибаешься во время ходьбы, тем больше шансов уцелеть, снискать благосклонность начальства и даже сколотить небольшое состояние.

- Должен ли муфтий быть публичным человеком, участвовать в общественных дискуссиях, как, например, это делает в РФ Равиль Гайнутдин, выступающий в теледебатах?

- Несомненно. А иначе зачем он нужен вообще?! Муфтий по своей сути – проповедник, миссионер, оратор, трибун, защитник обиженных и оскорбленных. Он должен внешне напоминать мученика или революционера, но отнюдь не торговца пивом или депутата местного маслихата. Откровенно говоря, я бы посоветовал новому муфтию не ломать голову над имиджем, а делать все наоборот в сравнении со своим предшественником. Если Дербисали, к примеру, любил пышно отмечать свои юбилеи на всю страну, то Маямерову следует ограничиться местным буфетом. Если Абсаттар ленился приезжать на утреннюю молитву, то Ержану необходимо время от времени ночевать в мечети вместе с женой. Если прежний муфтий любил устраивать судебные тяжбы против своих оппонентов, требуя многомилионные штрафы, то его преемник должен ограничиться крепким казахским словом.

Сравнивать ДУМК и российский муфтият некорректно - это небо и земля. Прежде всего, нужно отметить, что, помимо Равиля Гайнутдина, который является председателем Совета муфтиев России и главой Духовного управления мусульман европейской части РФ, есть еще Талгат Таджуддин, Верховный муфтий России. Эти два мужика постоянно соперничают между собой. Война идет не на жизнь, а на смерть. Впрочем, от такой междоусобицы российские мусульмане только выигрывают, ибо как только один начинает жульничать, другой тут же хватает его за штаны и обнажает перед всем честным народом. Поэтому два муфтия всегда ходят с туго затянутыми поясами и в светонепроницаемых штанах. Однако стоит только одному из муфтиев взять верх над соперником, как Владимир Путин немедленно вмешивается в спор и восстанавливает паритет.

Время от времени два татарина пытаются соблазнить его и перетянуть на свою сторону, обещая всевозможные блага на том и этом свете. Но российский президент не дурак и предпочитает держать парней на дистанции, сохраняя политическое целомудрие. К тому же индульгенциям патриарха Кирилла он доверяет больше, чем словесным заверениям двух драчунов.

В Казахстане всюду и везде безраздельно правит единственный и незаменимый ДУМК. Подобная монополия привела к печальным последствиям - казахские имамы в два раза толще российских и в три раза глупей. Они могут даже позволить себе появляться на людях в прозрачных колготках или вообще без штанов. Им по фигу! Они уверены, что с должности их никто не снимет, кроме президента. А тот обычно ниже пояса не смотрит. У него других дел по горло.

- Как вы в целом оцениваете деятельность ДУМК за полтора года руководства нового муфтия?

- Задача сложная. Явных результатов пока не видно. Хотя поводов проявить себя у нового муфтия было немало. К примеру, взять отъезд и участие наших граждан в сирийской войне. Почему бы не устроить в стенах ДУМК «круглый стол», на котором духовенство совместно с журналистами обсудило бы эту проблему? Или взять последний инцидент со скандальным баннером, на котором Курмангазы целуется с Пушкиным. Что нам делать с сексуальным меньшинством? Как быть? Какие новые подходы может предложить духовенство в современных условиях? Сексуальные скандалы все чаще потрясают моральные устои нашего общества. Последний конфуз произошел не где-нибудь, а в стенах редакции исламского мусульманского сайта «Е-Islam.kz», который учредило бывшее Агентство по делам религий. Его сотрудница Гульмира Асаутаева обвинила главного редактора Жасулана Абдраманова в сексуальном насилии. И опять ДУМК безмолвствует. Может быть, это новая норма поведения? Ну, тогда ее надо узаконить, чтобы не было возмущений и кривотолков.

Короче говоря, проблем хватает. Было бы желание их решать.

Еркин БАЙДАРОВ, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова КН МОН РК:
«Верховный муфтий - не политик и не звезда различных ток-шоу, а духовное лицо»

- Современное состояние религиозной ситуации в Казахстане можно оценить как стабильное. И в этом немалая роль принадлежит Духовному управлению мусульман Казахстана и его главе Ержан-кажы Маямерову.
На мой взгляд, выдвижение кандидатуры Е. Маямерова (знающего, между прочим, наизусть больше половины Корана) в феврале 2013 года на должность руководителя ДУМК было рациональным решением. Профессиональный теолог, изучавший более десяти лет основы правовых, канонически-традиционных, морально-этических и религиозных норм ислама в Каирском исламском университете «Аль-Азхар», призван был внести свежую струю в деятельность Духовного управления мусульман республики.
При этом следует отметить, что бывшим верховным муфтием Казахстана Абсаттар-кажы Дербисали была проделана большая работа по сохранению в Казахстане основ традиционного ислама, возрождению духовного наследия казахского народа. Сегодня, возглавляя Институт востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Комитета науки МОН РК, Абсаттар-кажы в своих научных изысканиях уделяет большое внимание изучению вклада уроженцев казахской степи в науку и культуру ислама. Так, если раньше мы знали только одного Абу Насра Аль-Фараби, то сегодня мы знаем о тридцати других земляках «Аристотеля Востока», оставивших свои труды в различных отраслях исламских наук. И новый верховный муфтий во многом продолжает ту работу, которая была проделана бывшим руководителем ДУМК.
Ваши вопросы о том, что глава ДУМК до сих пор никак себя не проявил и ничем не запомнился, должен ли муфтий быть публичным человеком и должен ли он участвовать в общественных дискуссиях, как мне кажется, поставлены неправильно. Верховный муфтий республики – не политик и не звезда различных ток-шоу, а прежде всего духовное лицо, представляющее всю мусульманскую умму страны. Несмотря на то, что ДУМК аффилировано с государством, тем не менее, оно во многом закрыто от общества. Тому есть и объективные, и субъективные причины.
Но вы правы в том, что и ДУМК, и верховный муфтий должны быть более открыты обществу. И такая тенденция, как мне кажется, сегодня существует. Например, 7 марта с.г. в Алматы с участием верховного муфтия прошла презентация его книги «Дин мен дастур» («Религия и традиции»). Кроме того, он выезжает в регионы, проводит беседы, презентации, выделяет гранты на обучение выпускникам школ. Это разве не публичная деятельность?
Скромность укрощает…Только в нынешнем году муфтият подписал меморандумы о сотрудничестве с религиозными организациями Египта, Турции, России (Москва). Например, теперь на базе Московского исламского института религиозные служители будут проходить трех- и шестимесячные курсы, тем самым повышая квалификацию и обмениваясь опытом.
У казахов очень богатая история, в том числе и исламская, которую нам еще предстоит по достоинству оценить и правильно понять в контексте нашего времени. Как говорит сам Ержан-кажы Маямеров, «люди не заходят в мечети просто так – их сердца ищут ислам». И чтобы удовлетворить потребность общества в поисках исламских духовных истин, нам нужны грамотные и образованные служители религии.
В заключение хотел бы отметить, что передислокация основного состава аппарата Духовного управления во главе с ее руководителем в Астану, о чем было заявлено самим верховным муфтием в СМИ, - очень важный шаг. Нахождение в столице и государственного органа в лице Комитета по делам религии МК РК, и духовного органа в лице ДУМК позволит принимать совместные решения, направленные на обеспечение религиозной стабильности в республике, на процессы религиозного просвещения казахстанцев и т.д.

Выноска
Откровенно говоря, я бы посоветовал новому муфтию не ломать голову над имиджем, а делать все наоборот в сравнении со своим предшественником. Если Дербисали, к примеру, любил пышно отмечать свои юбилеи на всю страну, то Маямерову следует ограничиться местным буфетом. Если Абсаттар ленился приезжать на утреннюю молитву, то Ержану необходимо время от времени ночевать в мечети вместе с женой. Если прежний муфтий любил устраивать судебные тяжбы против своих оппонентов, требуя многомиллионные штрафы, то его преемник должен ограничиться крепким казахским словом.

Комментарии

Author Айгерим
Редактировать / Удалить/ Цитировать
22-сен-2014, 09:50

Полностью согласна со вторым интервьюером. Если он не предпочитает молчание бесполезным дискуссиям, значит его вера действительно сильна и осуждать его нам мусульманам должно быть стыдно.

Author Мурат С.
Редактировать / Удалить/ Цитировать
28-сен-2014, 22:48

Четко выстроенная критика в адрес ДУМК и ее руководителей гражданином М.Телибековым, известным своей эпатажностью и целым рядом скандалов, вплоть до заключения на несколько суток в места не столь отдаленные, весьма настораживает и невольно напрашивается вопрос «А не заказана ли статья?». Тем более попытаться нанести удар по репутации муфтията и самого муфтия накануне смены места дислокации – самый выгодный и подходящий момент. Остается лишь удивляться смекалке авторов статьи в выборе тематики и формы подачи каверзных вопросов.

Author Ержан
Редактировать / Удалить/ Цитировать
29-сен-2014, 07:14

Телибеков представитель религиозного течения "ахмадия". Полностью согласен с Мурат.С