ВОСКРЕСЕНЬЕ, 21 ОКТЯБРЯ 2018 ГОДА
10873 6-08-2014, 13:55

«Министр ничто предлагает обучать ничему»

Примерно так охарактеризовали работу Аслана Саринжипова на посту министра образования и науки пользователи казнета. И, похоже, попали в точку. Господин министр, как выясняется, не способен ни отразить удары прошлого, ни справиться с пощечинами настоящего. Иногда создается впечатление, что этот высокопоставленный чиновник страдает раздвоением личности при полном отсутствии ощущения реальности.

 

Очень странно, что в ходе кадровых кульбитов этой недели Аслан Саринжипов сохранил за собой пост министра.На фоне своих предшественников, пусть неоднозначных, а порой даже одиозных, нынешний руководитель отечественной системы образования выглядит «бледной молью», а его вроде бы явные преимущества играют с ним в игру под названием «злые шутки». Обмахиваясь корочками престижных вузов, Аслан Саринжипов пытается вывести казахстанское образование, заблудившееся в закоулках беспрестанного реформаторства, на западную магистраль. И, естественно, проигрывает сам себе, при этом тщась прикрыть это поражение фантасмагоричными заявлениями, за которыми, на поверку, отказывается пустота или, уж простите, дверь в соседнюю палату.
Помнится, буквально через несколько дней после назначения на пост министра он заявил: «Мы выдвинем новый план действий. Будут серьезные изменения в системе образования, будем двигаться на следующий этап однозначно». Поначалу словам нового министра очень хотелось верить, но сегодня уже складывающийся в нечто осмысленное пазл особого оптимизма не внушает. Те же яйца, и даже не в профиль, а всмятку.
С одной стороны, вполне понятно, почему именно Аслану Саринжипову было доверено «двигаться на новый этап». Он – один из разработчиков программы развития образования, а значит, ему, как говорится, и флаг в руки. К тому же на его стороне был опыт руководящей работы в «Назарбаев Университете» - учебном заведении нового типа, которому упорно приписывается роль флагмана отечественного образования. Но вот вопрос: насколько ценен этот опыт для всей системы в целом, и является ли сам Саринжипов тем самым незаменимым проводником? Хотя, конечно, проводником-то он является, но чего и куда – абсолютно непонятно. Если в период его работы в «Назарбаев Университете» на помощь Саринжипову приходили зарубежные консультанты (в чем он всегда признавался, не стесняясь), и инициативы приобретали конкретные черты, то теперь ему приходится двигать систему силой «собственной мысли», которая весьма и весьма расплывчата.
Через год, если доверие президента страны к министру не будет подорвано каким-нибудь вывертом последнего, наше образование ждет начало эпохи «саринжиповщины». Система вновь будет перелопачена, как дал понять государственный топ-менеджер, и рыть он намерен до тех пор, пока не обнаружит ее схожесть с признанными мировыми образчиками. Правда, копать образовательный тоннель в Европу и Америку министр будет не обычной лопатой, а нанозаступом, технологию создания которого еще никто не изобрел. Вы спросите: как Саринжипов будет работать с инструментом, который отсутствует в природе? Да легко. Точно так же, как он собрался обучать наших детей «специальностям, которые еще не существуют». Кстати, это его высказывание стало чуть ли не поводом для специального исследования. Своим видением того, что имел в виду казахстанский министр, поделился даже известный российский шоумен. Впрочем, об этом уже рассказывали. Куда интереснее, как нам кажется, звучат объяснения по этому поводу самого Аслана Саринжипова: «Раз мы о них еще не знаем, я не могу сказать, какие это специальности. Я говорю о том, что в мире в целом меняется парадигма образования. Мы должны обучать детей специальностям, которые еще не открыты, когда они окончат школу через 10-15 лет, будут новые специальности, о которых мы еще не знаем. Мы должны дать ученику такие навыки, чтобы, когда он окончил школу или вуз, он умел ориентироваться в изменившемся мире». Если кто-то понял, что имел в виду министр, то снимаем перед ним шляпу вместе со скальпом. Может быть, те, кто окончил престижные зарубежные вузы, щелкает такие задачки как семечки, но как-то очень сложно представить себе эффективность обладания одними и теми же навыками, например, ассенизатором межгалактического пространства и, допустим, доктором понтоведческих наук. Такое ощущение, что в голове у министра самая настоящая каша, которой он и пытается накормить объевшихся образовательными реформами казахстанцев. Но вряд ли саринжиповщина придется всем по вкусу.
Модификация образовательной системы в варианте нынешнего министра отдает отсебятиной, отсутствует даже намек на некие предварительные исследования и анализ. Все прекрасно понимают: мы долго строили то, что каждый год разваливается по кирпичику, и пора перестраивать воздвигнутое сооружение, усиливать фундамент и каркас, перекрывать протекшую крышу. Но для этого, как минимум, необходимы план работ и смета, а мы за год деятельности министра ничего подобного не увидели. Напротив, пока он ведет себя как капризная дамочка, тыкающая пальцем в понравившуюся шмотку с криком «хочу!». Потом, конечно, выясняется, что вещичка не в тренде или плохо сидит, но…
Примерно так повел себя Аслан Саринжипов, когда делился своим видением реформ в системе высшего образования. Сначала СМИ растиражировали, что министр является сторонником разгосударствления высших учебных заведений, и это выглядело странно, так как ранее он заявлял, что именно от частных вузов исходят главные беды. Затем в прессе появились слова Саринжипова о том, что его неправильно поняли, он совсем не то имел в виду, и никакой речи о передаче государственных вузов в частные руки не идет.
Но еще интереснее получилось с ЕНТ. Через 15 дней после прихода Аслана Бакеновича на пост министра его заместитель (теперь, правда, уже бывший) громко заявил: «К 2015 году заложена отмена ЕНТ как единого национального тестирования. Вместо ЕНТ будет два экзамена: один школьный, универсальный для всех, а второй экзамен дети будут сдавать при вузах, уже ближе к своей будущей профессии». Самое интересное, что подобную позицию в свое время высказывал и предыдущий глава ведомства Бакытжан Жумагулов. Однако возможное нововведение было в штыки воспринято как родителями, посчитавшими, что это станет дополнительной нервной нагрузкой на детей, так и педагогами, которым усложнение ЕНТ тоже обещало встать поперек горла. Но мало того, что новый министр пропел старую забытую песенку, так он и слова все перепутал. Когда миновало ЕНТ-2014 и Саринжипов дал ему высокую оценку, стало понятно, что национальное тестирование не задушишь, не убьешь. Министр образования, как выяснилось, уже успел «переобуться» и теперь вещал о «тестах нового поколения - с вопросами, требующими развернутых ответов и эссе», а также о смене бумажного формата сдачи тестов на электронный. Правда, нет-нет, да сбивался на первоначальную идею, вспоминая про «творческие экзамены», «про полномочия вузов» и обещая проработать эти вопросы в ходе августовского совещания. Но вряд ли тут стоит рассчитывать на коллективный разум. По крайней мере, почти за год, прошедший со дня его назначения, министр ни разу не прислушался ни к заслуженным педагогам-практикам, ни к общественным организациям, работающим на ниве образования. Да, у нас плохие учебники, да, они переиздаются каждый год, признает министр и тут же предлагает выход из ситуации – …выпустить учебники нового образца!
Похоже, на равных разговаривать с теми, кто «Гарвардов не кончал», Аслан Саринжипов просто не в состоянии, о чем ярко свидетельствуют обращения на его блог и блог премьер-министра. Вот лишь несколько цитат за месяц с небольшим (орфография и пунктуация сохранены):
«Уважаемый Карим Кажимканович! В адрес Аслана Бакеновича отправлено обращение 262569 (259103) от 10, 23 апреля о несоответствии выданного документа об образовании утвержденному государственному образцу, которое еще не рассмотрено. Прошу перенаправить в блог Аслана Бакеновича и рассмотреть в установленный период».
«Здравствуйте, уважаемый Премьер-Министр ! Вынуждена вновь обратиться к Вам за помощью и сказать, что на мое обращение 270998 от 20 мая 2014 года, которое Вы перенаправили для рассмотрения Министру Образования Саринжипову А.Б., я до сих не получила ответа и видимо его никогда не получу!!! Все раннее отправленные обращения гос-ну Саринжипову А.Б. (264973,266939,280102) не только остались без ответа, но и исчезли со страниц сайта. Исчезло и Вами перенаправленное мое обращение к М-ру Образования. Почему так происходит? У кого можно добиться правды? Почему Ваши подчиненные игнорируют Ваши поручения!»
Приведем еще один пример. В октябре прошлого года несколько НПО объявили о создании общественного фронта «За развитие образования». Не для галочки, а для того, чтобы поднимать злободневные проблемы этой жизненно важной сферы и искать пути их решения. Общественники рассчитывали на молодость, гибкость и здравомыслие нового министра, но Аслан Саринжипов не посчитал нужным даже раздать приличествующие случаю обещания. Один из вопросов, на которых акцентировали внимание участники фронта, касался неэффективности курсов повышения квалификации учителей. Деньги на это государство тратит, можно сказать, бешеные – 900 тысяч тенге в расчете на одного педагога. Но в зачет идет только количество повысивших квалификацию, а то, применяют ли они полученные знания на практике, никого не волнует, в том числе и Министерство образования. Но у министра в одно ухо влетело, из другого вылетело. Без всяких заявлений и комментариев относительно озвученной информации он сообщил, что «в 2016 году системой повышения квалификации педагогов будут охвачены более ста тысяч учителей. Они будут обучаться на трехмесячных курсах по так называемой кембриджской модели. Основная задача программы – помочь учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику» Интересно, а какие цели преследовала предыдущая программа? Неужели целью было научить учителей плевать на все с высокой колокольни и хорошенько растирать? Боимся, что разница лишь в одном – в цене. Не зря же, например, в декабре прошлого года учителям, повышающим квалификацию, лекции читал специально прибывший из Кембриджа профессор…
Есть ощущение, что то преклонение перед западными ценностями образования, которое демонстрирует нынешний министр, значительно ограничивает угол его зрения, позволяя смотреть только в одном направлении. Если бы он был практиком, то вряд ли ему в голову пришла бы, например, мысль пересадить выращенное британскими садоводами чудо в суглинки безжизненной степи. Но Аслан Саринжипов – не практик и даже, как утверждают люди сведущие, не теоретик. Он, похоже, банальный… Впрочем, думаем, каждый способен сам подобрать определение – в зависимости от того, в какой степени на нем отразятся новаторские и реформаторские способности господина министра.

Серикжан Адилов

 

Комментарии

Author жас
Редактировать / Удалить/ Цитировать
07-авг-2014, 22:43

насчет министра саринжипова. на сайт в егове я два раза направлял на его имя письма с просьбой содействия с разборками с его подчиненными, которые волокитили моё дело. после первого письма прошло более трех месяцев, после второго уже почти месяц- ответа нет- тишина. зачем разрабатывать сайт, тратить на него народные деньги если связь в одну сторону?