ВТОРНИК, 20 АВГУСТА 2019 ГОДА
8889 23-07-2014, 09:56

Адильбек Джаксыбеков и необыкновенная легкость бытия


"На невнятных страницах озябшие дни". Именно этой строчкой из стихотворения можно охарактеризовать то, что являет собой должность государственного секретаря в Казахстане.
Мы уже не раз писали, что госсекретарь - одна из самых загадочных должностей в политической иерархии РК. Хотя она существует уже почти два десятилетия, до сих пор не совсем понятно, чем должны заниматься чиновники, сажаемые главой государства в это кресло, и зачем вообще нужна эта должность, по сути дублирующая функции других министерств и ведомств. Что ж, попытаемся разобраться в очередной раз - уже на примере нынешнего госсекретаря, Адильбека Джаксыбекова, который занимает этот пост без малого четыре месяца и не нуждается в особых представлениях.
По большому счету, если исходить из скудной новостной ленты, он двигается строго в рамках своих полномочий. Другое дело, что эти полномочия и степень ответственности весьма расплывчаты и больше напоминают неотвердевшую массу, из которой можно лепить все, что угодно.
Согласно указу, подписанному президентом в 2007 году, госсекретарь в Казахстане осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством главы государства, ему подотчетен и подконтролен, и занимается выработкой для него предложений по основным направлениям внутренней и внешней политики. К сожалению, то, какими конкретно предложениями потчуют президента госсекретари - тайна, покрытая мраком. Не является в этом плане исключением и Джаксыбеков. Существующий перечень функциональных обязанностей чиновника, занимающего этот пост, - такая разрозненная мозаика, что вряд ли тут стоит искать подсказку.
Например, он должен представлять интересы первого лица государства в отношениях с парламентом, госорганами, общественными объединениями, а также в международных отношениях. Но механизм такого "представительства" - это опять же задачка сплошь с неизвестными. И если еще с парламентом, госорганами, международными организациями все более-менее понятно (хотя в других странах этим обычно занимаются президентские советники и дипломатические работники), то взаимодействие с представителями общественности - настоящая шарада. Сама фраза "представляет интересы президента в отношениях с общественными объединениями" приобретает странную смысловую нагрузку, если учесть, что именно глава государства представляет интересы всего народа Казахстана, активной частью которого и является общественность. По сути получается, что президент и народ оказались по разную сторону баррикад, а госсекретарь выступает в роли своеобразной буферной зоны. Так что судить о том, справляется ли с этой частью своих обязанностей Адильбек Джаксыбеков, просто невозможно. Впрочем, как и о том, осиливает он "дополнительную нагрузку" или нет.
Поясним. В апреле текущего года президентским указом были обозначены конкретные направления, в сторону которых должен двигаться госсекретарь. В случае с Адильбеком Джаксыбековым это вопросы обороны и оборонно-промышленного комплекса, что весьма логично, если учесть, что ранее он почти пять лет занимал должность министра обороны. Кроме того, в его "юрисдикцию" входят вопросы культуры и спорта. Это тоже вполне объяснимо - когда-то он работал в системе Госкино, а сегодня возглавляет Федерацию футбола Казахстана (похоже, перечень "зон влияния" нынешний госсекретарь пробивал с учетом своих предпочтений). Но опять незадача. Про оборонку Джаксыбеков пока помалкивает, что немудрено - еще не улеглась пыль от громкого коррупционного дела, разразившегося в Минобороны в бытность его министром. Единственное, что связывает госсекретаря с этим направлением в последние месяцы - его участие в церемонии открытия "KADEX-2014". Да и на поприще культуры девятый по счету госсекретарь менее активен, нежели его предшественники. Другое дело - спорт: Джаксыбеков слетал в Бразилию на 64-й конгресс ФИФА и вышел на эту организацию с предложением о проведении крупных международных турниров в Казахстане. Впрочем, эту поездку он совершил не как госсекретарь, а как руководитель федерации.
Более заметна его работа на других направлениях. Во-первых, это прием верительных грамот от послов иностранных государств, аккредитованных в РК по совместительству (что Джаксыбеков начал делать уже на второй день после своего назначения). Во-вторых, координация деятельности консультативно - совещательных органов при президенте, в частности, комиссий по правам человека, по вопросам борьбы с коррупцией, по государственным наградам, по присуждению госпремии мира и прогресса, по государственным символам, по подготовке кадров за рубежом, по присуждению почетного диплома президента за благотворительную и спонсорскую деятельность в культурной и гуманитарной сферах, а также деятельности Ассамблеи народа Казахстана. Все это - так сказать, публичная часть деятельности госсекретаря, которая, впрочем, не всегда играет на пользу Джаксыбекову как политической фигуре. Такой вывод можно сделать хотя бы на примере работы комиссии по борьбе с коррупцией при президенте.
С одной стороны, после прихода Джаксыбекова наметились позитивные перемены в работе этого органа. В частности, госсекретарь делает ставку на масштабное вовлечение гражданского сектора в борьбу с коррупцией. Кроме того, произошло переформатирование деятельности самой комиссии, заседания которой отныне проводятся в онлайн-режиме с участием глав регионов и членов соответствующих региональных комиссий. Например, теперь она будет привлекать к ответственности политических госслужащих за нарушение служебной этики и низкую эффективность антикоррупционных мероприятий в их "епархиях". По крайней мере, в конце июня Джаксыбеков сообщил, что "разрабатываются механизмы рассмотрения подобных дел". С другой стороны, роль главного борца с мздоимцами и теми, кто не прочь при каждом удобном случае залезть в государственный карман, никак не вяжется с образом Джаксыбекова. Нет, мы не подозреваем госсекретаря в каких-то конкретных "грехах". Но когда он с честным лицом призывает чиновников исключить формализм в деле борьбы с коррупцией, мы не можем не вспомнить, какое количество такого рода преступлений было совершено в Минобороны в бытность его министром. Хотя подчиненные Джаксыбекова регулярно, как мантру, повторяли, что коррупция в ведомстве не носит системного характера и не влияет на боеспособность армии в целом, именно при нем и в его водоеме соответствующими органами вылавливалась "крупная рыба". Так, в начале нынешнего года "попал в сети" вице-министр Багдат Майкеев, в прошлом году - заместитель главнокомандующего Силами воздушной обороны Аскар Бульдешев и начальник главного управления вооружений Алмаз Асенов… Остается только догадываться, насколько сегодня слова Джаксыбекова будут расходиться с его делами, и будет ли соответствовать действительности рисуемая им картина.
Достаточно активен госсекретарь в работе с Ассамблеей народа Казахстана. Правда, дальше ритуальной риторики о придании ей нового статуса, о расширении ее полномочий в регионах он не идет, если не считать неких не совсем конкретных заявлений о "практических рекомендациях для руководства страны" в деле построения межэтнического согласия.
Вот, собственно, и все, что пока можно сказать о деятельности Адильбека Джаксыбекова на посту госсекретаря. Провел девять заседаний разных комиссий, три раза встречался с послами, посетил "Казахфильм" … Даже в сравнении с предшественниками, работа которых тоже отличалась невнятностью и отсутствием некой конечной цели, эти четыре месяца из жизни нынешнего госсекретаря выглядят блекло. Тем более что вряд ли стоит предполагать, будто на данном этапе политической карьеры Джаксыбекова президент доверил ему выполнение неких "спецзаданий", не предназначенных для чужих глаз и ушей. Искать тут второе дно, как это было в случае с некоторыми его предшественниками, кажется делом бессмысленным.
Наблюдая за деятельностью Джаксыбекова, мы все больше убеждаемся в том, что должность госсекретаря продолжает носить "церемониально-представительский характер". Об этом, кстати, говорит и тот факт, что даже достаточно широкий арсенал средств, которым он располагает, используется им по минимуму. Помимо поручений, которые, как сообщают наши коллеги, Джаксыбеков все-таки раздает (хотя текстов их никто в глаза не видел), госсекретарь имеет право издавать распоряжения. Но если верить данным официального сайта, последний раз этим правом воспользовался еще Мухтар Кул-Мухаммед в 2012-м. Про "создание межведомственных рабочих групп для разработки проектов актов президента РК по вопросам, входящим в его компетенцию, а также для решения иных задач, поставленных главой государства" мы и вовсе не вспоминаем. Эта конструкция слишком громоздка для той легкости бытия, в которую погружен чиновник, занимающий пост государственного секретаря Республики Казахстан.

 

Серикжан АДИЛОВ

 

Комментарии

Author слава
Редактировать / Удалить/ Цитировать
23-июл-2014, 16:02

Странная позиция автора. Складывается ощущение, что он призывает не бороться с коррупцией. Наоборот, если тема такая важная как привлечение к ответственности политических госслужащих, которую мало кто из госсекретарей поднимал, так ее и надо поддерживать..А так смысл статьи абсолютно не понятен. Как будто заказной.

Вовлечение гражданского общества также является наиболее важным на сегодняшний день в деле борьбы с коррупцией