ПЯТНИЦА, 19 ИЮЛЯ 2019 ГОДА
9434 10-07-2014, 21:07

Интеллигенция: могучая кучка или пыль на ветру?


Асия Байгожина известна как автор документального фильма "Хроника необъявленной демонстрации", рассказывающего о событиях декабря 1986-го в Алма-Ате. Она сняла его вместе с Нааной Чанковой, режиссером игрового кино. Этот фильм стал уникальным и зримым свидетельством случившейся тогда трагедии. А далее были не менее острые и ершистые хроники (так она определяет жанр своих работ в кино) - "Динмухамед Кунаев. Хроника жизни и смерти", "Елимай. Репатриантские хроники", "Амен Хайдаров. Сказочные хроники".


БЕЛЬМО НА ГЛАЗУ КАК ПРИЗНАК ЗДОРОВЬЯ


Тему нашей беседы удобной не назовешь, она о творческой интеллигенции Казахстана наших дней. Но не в правилах моей собеседницы пасовать перед неудобными вопросами.
- Если в прежние времена искусство требовало усилий для восприятия и осмысления, то сегодня широкие народные массы довольствуются облегченным культурным продуктом, типа фастфуда, - говорит она. - У нас нынче и литература, и кино, и музыка уподоблены фастфуду. Исключительно развлечения! На серьезное наложено табу. Серьезное мы не обсуждаем, мы боимся. Это прерогатива государства и власти, лучше не трогать, это политика, есть кому решать. Мы боязливы, трусливы и потому - уязвимы. Да и сама власть при этом оказывается в смешной ситуации: она ведь не может брать на себя абсолютно все, она должна делегировать некие полномочия какому-то определенному слою. Причем этот слой надо пестовать, как ту же оппозицию. А этот слой и есть та самая интеллигенция, то есть, по определению, критически мыслящие граждане. Они неудобны, они с характером, несговорчивы. Но они имеют свою, отличную от общепринятой, точку зрения, и с их мнением, позицией надо считаться, вычленяя из их суждений здравый смысл и рациональное зерно. И, между прочим, это задача той же власти. Но власть знает цену своей интеллигенции, которая себя давно скомпрометировала. Во времена СССР она была в услужении советской власти, теперь обслуживает власть нынешнюю. Сервильность вполне объяснима: всем нужна крыша над головой, а чтобы она не протекала, нужны удобства, хочется комфорта и разнообразных благ. Для этого, конечно, лучше встать в общий строй и петь осанну. Это всегда выгодно. Но ошибается тот, кто считает наше государство тоталитарным. Признак тоталитарной страны - всеобщее, массовое очарование идеей. Артикулируйте эту идею! Но идеи нет! А в Советском Союзе она была: коммунизм. Единая новая общность - советский народ. Да, режим давил, но и из-под такого пресса выходили Пастернак, Мандельштам, Ахматова, Цветаева. Поэтому, я думаю, нет у нас тоталитарного режима. У нас есть такой вот постмодернистский канкан.

 

Я ДРУГОЙ ТАКОЙ СТРАНЫ НЕ ЗНАЮ


- Ну, положим, канкан - это перебор. У нас есть некое постмодернистское государственное устройство…
- Причем с патриархальным уклоном. У нас есть традиции, которые непроизвольно всплывают в памяти, есть генетический код, и должны быть какие-то ориентиры. А на кого и на что ориентироваться? Опыт прошлого сегодня неприменим. Урбанизация неодолима, надо двигаться дальше, очищая свои корни. Почему за них цепляются национал-патриоты? Потому что там некий изначальный дух. Но сегодня дух этот нуждается в обновлении. Помните Унамуно "У меня болит Испания"? У кого нынче болит Казахстан?! Разве что в том смысле, чтобы дальше не иссякали недра, дающие ощущение значимости страны. Наши студенты заканчивают вуз и мечтают лишь о том, чтобы уехать из Казахстана. Я не знаю другой такой страны, чтобы очень и очень многие молодые люди хотели из нее уехать и состояться где-то за границей.
- Почему?
- Да потому что они не видят для себя здесь перспективы, а это, по-моему, самое страшное. Они понимают, что тут все коррумпировано. Что нужно дать взятку, чтобы устроиться на работу; нужно дать взятку, чтобы вылечили твоих родителей; нужно дать взятку, чтобы ребенок твой поступил в хороший колледж… Понимаете, можно сколько угодно говорить о патриотизме, воспитании, но формирует человека и воспитывает среда. Примеры, которые он видит. Нам говорят: нужны современные герои. Действительно, нужны. Вот я была на сдаче госэкзаменов в "Жургеновке", смотрела дипломные работы - документальные фильмы выпускников. Их персонажи - сплошь люди старшего поколения, которым за 60. Почему? Потому что этим людям есть на что опереться, есть чем поделиться. И эти люди могут артикулировать свои мысли и чувства. А нынешняя молодежь живет не мыслями и чувствами, а исключительно ощущениями. К чему она стремится? Жить хорошо, но что это значит? Разбогатеть? Деньги всегда пригодятся, но целью и смыслом жизни они быть не могут. А что все-таки нужно нынешним молодым? Они не могут сформулировать. Почему? Да потому что они живут в киселе, где нет различия между добром и злом, где ни руля, ни ветрил. И этот кисель сварили мы с вами тоже. А еще пытаемся найти творческую интеллигенцию. Да ее попросту нет! Есть люди интеллектуального труда, не более того.
- А Ермек Турсунов?
- Он просто профессионально делает свое дело.
- Но он еще и гражданин. Вы обратите внимание, как смело он выступил в Интернете…
- О, это да! Это дорогого стоит. Но много ли у нас таких людей? У нас не образуется сообщество таких людей, у нас каждый сам по себе. Надо бы солидаризоваться людям творческого труда.
- Но у нас есть творческие союзы…
- А толку? Это атавизм советского времени. Творческие союзы должны были реформироваться, перейти в новое качество. Но смотрите, что происходит хотя бы с нашим родным Союзом кинематографистов. Его практически уже нет. Больно и обидно смотреть на недавних близких друзей Сламбека Тауекелова и Игоря Вовнянко, они судятся, идет война за власть, союз бездействует. Хотя именно сегодня, когда обсуждается концепция культурной политики и собираются приватизировать "Казахфильм", союз должен был бы сказать свое веское слово… Так что надеяться все равно надо на молодежь, на тех же нынешних студентов - у них нет нашего страха, наших комплексов, они более свободны. Они живут в открытом обществе, они более информированы, более насмотрены, более компьютеризированы, более технологичны, более прагматичны, рациональны и нацелены на дело…

 

МОГУЧАЯ КУЧКА И ЛЕГИОН ДУРАКОВ


- Но вернемся к теме разговора: интеллигенция, ее положение и роль в наши дни…
- В подавляющем большинстве своем это люди, которые и зарабатывать-то прилично не могут, хотя работать умеют, но… Успешные люди - это люди преуспевающие, богатые. Покажите мне богатого учителя, богатого врача. Может быть, они есть, и мы их не знаем? Но мы знаем всех остальных, имя им легион, мы видим, как оценивается их труд. Да, в Южной Корее молодые люди охотно идут в учителя, потому что там им обеспечены огромные льготы. То же самое в Англии: там учителя и шахтеры - самые высокооплачиваемые категории людей. А у нас?
- Итак, авторитет интеллигенции упал, она оказалась несостоятельной в прямом смысле этого слова. Она оказалась нищей - и материально, и, как это ни странно, духовно. Это всеобщее явление, или это наше, так сказать, национальное достояние?
- Что такое русская интеллигенция, мы знаем более или менее хорошо, этому посвящено в России немало исследований. К сожалению, у нас таких исследований нет. Мы не осознаем и не осмысливаем то, что происходит с интеллигенцией в Казахстане, а сделать это необходимо, коль скоро мы хотим внятно определиться с культурной политикой в нашей стране и понять, что же у нас произошло за минувшие десятилетия. 22 года мы строили независимый Казахстан, 22 года мы жили этой идеей. Специалисты говорят, что любую идею можно эксплуатировать 20 лет, после чего нужны результаты, поскольку энтузиазм гаснет. В течение двадцати лет мы должны были напрягаться, чтобы выйти из разрухи и прийти к благоденствию. 20 лет прошло, а всеобщего благоденствия не видно. Хотя на отдельных граждан оно "снизошло". Причем на глазах остальных соотечественников, которые знают, как именно "снизошло" это благоденствие. И глядя на могучую кучку нуворишей, чувствуют себя обманутыми. Бедные, обиженные, покорные и злые у нас нынче люди… Все как у Достоевского: самое страшное - это агрессия бедных и униженных.
- Иллюстрацией чему служит Жанаозен?
- Наверное. Хотя мы толком не знаем, что там на самом деле произошло. У нас ведь принято подобные вещи замалчивать. Целостная картина нам неизвестна.
- А кто должен противостоять этой накапливающейся агрессии, кто должен принимать превентивные меры?
- Разумеется, государство. У нас все инициативы всегда идут сверху. Но сказав "А", у нас забывают сказать "Б". К примеру, у нас очень хороший закон о культуре, но он не выполняется, не работает, потому что к нему должен быть целый ряд подзаконных актов.
- И все-таки: то, что авторитет интеллигенции упал, - это произошло лишь у нас, или подобное случилось повсеместно?
- Думаю, это некая всеобщность, наступают последние времена. В такой момент человек либо все пускает на самотек, либо мобилизуется. Либо мы сдадимся на милость мультикультурной политике, унифицируемся, либо соберемся в кулак: нам есть что предъявить новейшим временам. Если не соберемся, значит, мы - пыль на ветру, такова наша участь: были и прошли… Это, увы, закономерность: каждый год исчезают какие-то языки и государства…

 

"ПАРА КЕРЕК ПА?"


- А казахский язык - какова его участь?
- Вообще-то язык - это сфера политики. Но у меня есть знакомый американец из Индианы, он часто бывает у нас, это профессор Билл Фирман. Он знает 11 или 12 языков, в том числе и казахский. Он искренне недоумевает: в чем проблема, почему у нас такие трудности с освоением казахского языка? Есть же масса методик!
- Так почему же у нас дело продвигается с таким трудом? Деньги-то выделяются огромные…
- В том-то и загвоздка. Лет за пять можно обучить бытовому языку все население поголовно. Но ведь тогда и деньги перестанут выделять! Я разговаривала с Канатом Тасибековым, который написал книгу "Ситуативный казахский", это хит продаж в магазине "Меломан". Его пригласили на телепередачу на казахском: дескать, как нам улучшить ситуацию с казахским языком? Он попросил поднять руку тех, кто окончил школу на русском языке. Оказалось, что он в этой аудитории был единственный такой! Сплошь и рядом проблему обсуждают те, кто не внутри ее. Знаю многих, кто изучил язык, потому что он ему был нужен - для карьеры, для семьи, для себя. То, что сделали из этого проблему, кому-то на руку. Это - кормушка. В свое время я делала фильм об оралманах и встретилась с человеком, который хорошо знал немецкий и казахский. Он в Германии окончил университет, а здесь никуда не мог устроиться на работу, потому что не знал русского языка. Он все время говорил мне "пара керек", то есть, нужна взятка. Не знаю, что с ним сейчас, но участь у него была незавидная.
- А как складываются отношения интеллигенции с государством? Государство прислушивается к интеллигенции или просто использует ее в своих интересах?
- Так сейчас не к кому прислушиваться. Мы сами себя довели до такой точки, что стыдно за самих себя. У нас просто нет людей, которые имеют собственное мнение. Какие уж тут подсказки государству! Смотрите, сколько у нас было подписантов под громкими письмами, и подписанты потом от подписей своих отказывались: мы не знали, мы не ведали. Но вы же взрослые люди, в конце концов. Выходит так: дали слово, а потом взяли его обратно? Несерьезно все это. А власть прагматична, она знает, кому когда дать слово и о чем сказать. Спокойно и методично манипулирует людьми. Когда я слушаю президента, я соглашаюсь с каждым его словом. Потом выхожу на улицу и понимаю, что все наоборот.

 

ОТ ОСИНКИ НЕ РОДЯТСЯ АПЕЛЬСИНКИ


- Значит, президента неправильно информируют?
- Не может один человек знать абсолютно все. К примеру, у нас на "Казахфильме" тоже один человек решает все. Это неправильно, это нехорошая тенденция. Надо всегда делегировать полномочия. Смотрите, какая история произошла с фильмом "Хозяева" молодого режиссера Адильхана Ержанова. Сделано смело, талантливо, "Казахфильм" его даже отправил на Каннский фестиваль. Но кому-то наверху картина не глянулась, и руководство "Казахфильма" тотчас сняло с этой киноленты свой логотип. От греха подальше. Творческий человек сегодня большей частью весьма конъюнктурный человек.
Вот вы спрашиваете: прислушивается ли государство? К кому прислушиваться? Выжженное поле вокруг. Причем выжгло его собственное же государство. Родная власть. Чтобы выросли цветы, землю надо культивировать. Слушать некого, сплошные сорняки? Так, извините, вы запустили это поле, и теперь там, кроме сорняков, ничего быть не может. От осинки не родятся апельсинки. А чтобы власть сегодня прислушалась к кому-то, это должен быть человек извне и на белом коне. В своем отечестве пророка нет. И потом: государство лишь пальцем поманит, все кинутся исполнять его указание. У нас не тоталитарное, а полицейское постмодернистское государство. Почему постмодернистское? Потому что у нас сплошные фикции и имитации. Одни лишь знаки знаков. Смыслов никаких нет, один только пафос. Но надежда умирает последней. И надежда опять же только на тех, кто после нас.
Вот я недавно была в "Назарбаевской школе" в Кокшетау. Какие замечательные там дети! Прекрасные умные лица! Что только ни делали с нашим образованием, как только его ни реформировали, ни уродовали, за 20 лет столько всего наворотили, а в аулах как рождались способные, талантливые дети, так и рождаются. В "Назарбаевские школы" они поступают на конкурсной основе, для них это единственный шанс выбиться в люди, здесь вот это присказка "пара керек" не работает. Если у ребенка есть способности и если благодаря им он сумеет поступить в такую школу, ему будут созданы все условия для дальнейшего совершенствования его таланта. Конкурс громадный! Моя сестра работает в такой школе, она говорит: тяжело видеть, как плачут дети, не пройдя конкурс. Дети умные, они понимают, что это шанс для них. Не попали - значит, вышиблены из строя. Куда они дальше пойдут? Вы же знаете, какая жизнь сегодня в ауле… У них нет перспектив. А перспективы быть должны.
- Выход?
- Создать равные стартовые условия для всех. Не должно быть привилегированных точек в пространстве. Будь ты из Кызылорды или Алматы, у вас должны быть равные стартовые возможности. В той же Франции бесплатное образование для всех, в том числе и высшее. А страна по численности населения в пять раз больше Казахстана.

 

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ ИЛИ МЫ ЕЙ?


- Но куда столько образованных людей?
- Чтобы образовывался интеллектуальный гумус. Факультет кино в "Жургеновке" существует 20 лет, за это время выпущено примерно 200 режиссеров, не все они будут работать в кино, многие уйдут в сопредельные сферы, но… их дети будут смотреть кино уже целенаправленно, смотреть галиматью они не будут, формируя вокруг себя культурное пространство. Хотя и здесь не все так просто. В прошлом году мы с Владимиром Тюлькиным выпустили курс очень способных документалистов - 11 человек. И наиболее талантливые оказались не востребованы. Они не могут и не хотят работать на телевидении, а другого варианта просто нет... Да и там их таланты не нужны, "ящик" - это конвейер. Душа за них болит. Выход один: работать где-то в штате и что-то делать для души.
- Но почему они у нас не востребованы?
- Условий нет. Чтобы молодым устроиться на работу, помимо мозгов, профессионализма, нужны еще другие вещи…
- Пара керек па?
- Вот именно. Произошла девальвация здравого смысла.

 

В ПОИСКАХ ГАРМОНИИ


- Влияет ли наша интеллигенция на положение дел, чтобы ситуация была не столь безрадостной? Может ли она повлиять?
- Она должна влиять. Обязана. Несмотря ни на что. То есть это опять-таки нужно организовывать культурное пространство вокруг себя. В 1950-60-х годах у нас не знали Магжана Жумабаева, он был под запретом у Советской власти. Так вот Мурат Мухтарович Ауэзов рассказывал: Ахмет Жубанов собирал круг доверенных людей, читал им по памяти стихи Магжана и заставлял заучивать их наизусть, чтобы передавать это знание дальше. Хотя бы так, из уст в уста, можно было сохранить бесценное наследие…
- Мы с вами беседуем полтора часа - и никакого оптимизма…
- А какой тут может быть оптимизм? Надо просто ответственно думать. И совесть иметь.
- И по Чехову выдавливать из себя раба?
- Рабское состояние очень комфортно, ты ни за что не отвечаешь. А интеллигент - человек, берущий на себя ответственность. Он отвечает за свои слова, дела, поступки. За то, что происходит с его страной. Вот, скажите: какое яркое НАСТОЯЩЕЕ событие в культурной жизни страны произошло за 20 лет? Вышла в свет гениальная книга? Прозвучала песня, которая потрясла до глубины души? Стихи, которые все читают наизусть? Культура сегодня не вербальна - визуальна. Только в кино происходят какие-то подвижки. Я вот посмотрела фильм "Уроки гармонии" Эмира Байгазина, и у меня невольно распрямились плечи. Это отличное, без всяких скидок на дебют, кино! Это - Событие! А фильм показали два дня в Алматы безо всякой рекламы - и всё… Непафосное это кино, не прославляет он степь и горы, не говоря уже об Астане…

 

Беседовал Адольф АРЦИШЕВСКИЙ.

Комментарии

Author Башир
Редактировать / Удалить/ Цитировать
11-июл-2014, 10:26

Сильно. И созвучно сулеевскому интервью... Эти люди видят ситуацию.

Author svet-v-mir
Редактировать / Удалить/ Цитировать
11-июл-2014, 11:11

REPETITIO EST MATER STUDIORUM !!!

ПОЭТОМУ ВСЕХ КАЗАХОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВСЮ КАЗАХСКУЮ “ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ”, НАДО НАЧИНАТЬ ПРОСВЕЩАТЬ С МАЛОГО - С ПРОСВЕЩЕНИЯ ИХ ФУНДАМЕНТАЛЬНО-НАЧАЛЬНЫМИ ЗАПОВЕДЯМИ ВСЕВЫШНЕГО БОГА:

"НЕ УБИВАЙ"

"НЕ КРАДИ"

"НЕ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВУЙ"

"НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ"

И ДРУГИХ...

Вот тогда они и воровать будут намного меньше и будут стараться жить честной и благословенной жизнью - именно с этих морально-правовых норм начинался прогрессивный и благословенный Израиль, а также начинались все прогрессивные прохристианские страны Северной Америки и Западной Европы !!!

Author Йцукен
Редактировать / Удалить/ Цитировать
11-июл-2014, 12:15

Асия оказалась не так интересной, не оправдала надежд.
По поводу интеллигенции, ее роль в современном, 100% грамотном, обществе совершенно незначительна. Вернее не та, что она имела в обществах с высоким уровнем неграмотности. Взгляните на Запад, на Россию, Китай, Японию, там идут аналогичные процессы.
Современному образованному человеку совершенно не представляется сложным найти истину, или сотворить ее самому имея доступ к источникам информации. каких либо проводников в этом вопросе большинству не нужно. Мало того интеллигенция способна нанести вред, давя своим авторитетом и указывая ложные цели. Например в основе казахского национализма, - казахская интеллигенция, которая манипулирует мифами, ложью и русофобией.
Касательно языка, проблема в том и состоит, что казахский язык не идет дальше разговорного и бытового. Т.е. казахский язык не выполняет главных своих функций, - он не является источником накопленных знаний, не является инструментом современной мысли (экономической, политической, философской, технической, технологической и др.). Это все возможно только тогда когда языком владеют не на бытовом и разговорном уровне, а умеют на нем писать/читать... А здесь проблема.

Author ШП
Редактировать / Удалить/ Цитировать
12-июл-2014, 13:54

Тема про "роль интеллигенции в обществе-государстве" вроде заезженной пластинки или пережеванной жвачки, которые успокаивают нервы их любителям.
Уже буквально не возможно слушать эту бесконечную песню, про такой сякой народ, которому нужна интеллигенция, но которая пока продажна и не сильно духовна, но "безрыбье и рак рыба" и пр. под.
Интеллигенция -это выдуманное социальное понятие,рожденное в имперской России и имеющее вполне прагматичный социальный смысл- она слезоутерательница и ворчательница. Она всегда претендовала на роль морального или духовного длидера, но редко-практически никогда не брвла на себя ответственность за настоящее и будущее народа.
Вопрос даже не в ее продажности-это следствие собственной пустоты. Вопрос в этой самой пустоте, которая возникает от отсутствия реальной личной работы духа и ума. (за которую нельзя принимать "творческие изыски отдельно взятых фантазеров"

Author Абрам
Редактировать / Удалить/ Цитировать
13-июл-2014, 23:54

Как-то я читал А. Арцишевского, он приглашает всегда интересных людей. А.Байгожина именно такой человек. Здраво мыслит. У нас есть здраво мыслящие, но боящиеся озвучивать. Мне кажется у казахов какой-то страх. они все время оглядываются на кого-то, с кого-то берут пример. А ведь столько умных и честных людей. Пригласи их и работай. Они выведут вашу страну вперед хотя бы в области культуры. Асия, знаю, ВГИК заканчивала. Умный и совестливый человек.
А то по ящику у вас одни подражания. Россия начнет, казахи подхватывают. Своих мозгов не хватает, да? Или сценаристами и режиссерами - постановщиками являются дети чинуш - позвоночные? Чиновники, скоро вас содержать некому будет. Страна уже загибается под вашей тяжестью, и прожорливостью. В Китай бы вас.

Цитата: Башир
Сильно. И созвучно сулеевскому интервью... Эти люди видят ситуацию.

Согласен с Баширом. А где ваши мужчины?

Author Абрам
Редактировать / Удалить/ Цитировать
14-июл-2014, 00:00

Кроме Сулеева?