ВОСКРЕСЕНЬЕ, 8 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА
3113 26-06-2014, 22:35

Депутаты просто так никого критиковать не станут


Любит? Не любит! Власти страны кардинально поменяли отношение к банковской системе. Если раньше политики и чиновники, депутаты и общественные деятели ставили ее в пример как одну из самых успешных в СНГ, то сейчас в адрес казахстанских банков второго уровня (БВУ) все чаще звучит резкая критика. С чем же связана подобная метаморфоза?

Эффект с дефектом

Об эффективности отечественной банковской системы казахстанцы слышат, пожалуй, с самых первых дней ее существования. Правда, о том, что это значит для простых потребителей, можно было только догадываться. Кабальные условия кредитования как предпринимателей, так и рядовых граждан, скромное вознаграждение по депозитам… С приходом мирового кризиса, в 2008-2009 годах, выяснилось, что наша суперуспешная банковская система почему-то не способна продержаться без мощного государственного костыля. В системообразующие БВУ широким потоком потекли средства из Национального фонда, предположительно предназначавшиеся будущим поколениям казахстанцев. И если изначально речь еще шла о возврате данных средств, то теперь про это вспоминают все реже и реже. Со своей стороны, банки пообещали произвести перерасчеты и тем самым облегчить жизнь пострадавшим от кризиса заемщикам (особенно по ипотечным займам). Увы, сие благое начинание не возымело должного эффекта. Перерасчеты было решено производить только тем, у кого не было задолженностей, то есть платежеспособным. Доказать свое право на такое небольшое снисхождение смогли немногие. В итоге благое социальное начинание практически выродилось в очередную "систему ниппель" на государственном уровне. При всем при этом банковскую систему Казахстана по-прежнему продолжали называть эффективной, успешной и пр. А во всех финансовых бедах винили исключительно нехороших зарубежных кредиторов, развязавших мировой кризис.  

 

Капитализм с нечеловеческим лицом

 

Ситуация стала меняться только в последнее время, но весьма активно. В бой против БВУ пошли даже бойцы невидимого фронта - депутаты мажилиса. Если раньше народные избранники крайне редко задевали банкиров, то сейчас претензии к последним резко усилились. Не так давно член фракции КНПК Айкын Конуров озвучил на пленарном заседании палаты свой запрос к премьер-министру Кариму Масимову и главе Национального банка Кайрату Келимбетову, в котором весьма нелестно отозвался о политике, проводимой банками второго уровня. Мажилисмен отметил: спад в экономике привел к снижению деловой активности, что автоматически обернулось сокращением рабочих мест и, как следствие, снижением уровня жизни населения. Начиная с 2009-го, в стране стабильно растет сумма просроченных займов физических лиц, и на 1 апреля нынешнего года она составляет уже почти 34 процента. Озвучил мажилисмен и другие цифры. Так, по его словам, правительство оперативно отреагировало на первую волну кризиса и рьяно кинулось спасать банковскую сферу. На стабилизацию финансового сектора было выделено более 480 миллиардов тенге. Кризис вроде бы отступил, но вливания по-прежнему продолжаются. Согласно поручению главы государства, в 2014-м на оздоровление банковского сектора планируется направить 250 миллиардов тенге. В сумме средства Национального фонда, направленные на эти цели, могут составить, по приблизительным подсчетам депутата, более 1 триллиона тенге. - Кроме того, до конца 2015 года продлен специальный налоговый режим для банков второго уровня, предусматривающий списание "токсичных" кредитов без уплаты налога, - напомнил Конуров. - Как мы видим, для банковского сектора созданы все условия. При этом делать какие-то послабления для своих клиентов БВУ отнюдь не спешат, а, наоборот, норовят взыскать выданные кредиты и проценты по ним любой ценой: - Несмотря на заявления коммерческих банков о списании проблемных займов на миллиардные суммы и о планах продолжить практику списания, сегодня активизировался процесс принудительного изъятия залогового обеспечения по займам в виде единственного жилья, - отметил депутат. - Такие действия банков на фоне всесторонней поддержки их государством вызывают у людей неприятие, непонимание и приводят к росту социального напряжения. Особо хочу отметить, что в результате изъятия банками залоговых квартир уже фиксируются случаи суицида граждан.  

 

Быть или не быть?

 

Если коммунист Конуров в своем запросе делал упор на социальную, точнее антисоциальную политику банков, то его коллега Жуматай Алиев подвел под свои претензии экономическую базу. Он напомнил, что развитие малого и среднего бизнеса является ключевым направлением экономической политики Казахстана. А оно невозможно без продуктивной работы банков. - В связи со вступлением в Евразийский экономический союз необходимо принятие срочных мер по адаптации банковской системы, - заявил народный избранник. - В противном случае более приемлемые условия обслуживания, предлагаемые российскими банками, могут привести к сокращению спроса населения на продукты казахстанских БВУ. Для примера депутат напомнил, что тот же Сбербанк России входит в число лидирующих банков на рынке Казахстана, причем уже не первый год. И за это время уже вложил в экономику республики около 10 миллиардов долларов США. - Готовы ли казахстанские банки столь же агрессивно выходить на рынки России? - задался вопросом Алиев и сам же ответил. - Вступая в ЕАЭС, мы должны ставить перед собой большие цели, успешно конкурировать с иностранными банками на их территории. Но в настоящее время серьезной конкуренции мы там предложить не можем. Более того, конкурентоспособность отечественной банковской системы представляется мажилисмену весьма сомнительной и внутри страны. Потому как пользоваться услугами наших БВУ возможно только при полном отсутствии какой-либо альтернативы. - Уже более 20 лет мы имеем самые высокие кредитные ставки, не позволяющие развиваться малому и среднему бизнесу, вгоняющие предпринимателей в долговые ямы, - утверждает он. Алиев привел примеры того, как эта проблема решается в развитых странах. В частности, там существует система дешевых целевых ссуд, которые центральные банки предоставляют коммерческим. В США подобная учетная ставка ФРС составляет 0,15, в Евросоюзе - 0,25 процента. При этом рост ВВП развитых стран в значительной степени, до 80 процентов, обеспечивается за счет малого и среднего бизнеса. То есть выгода прямая. А в Казахстане доля МСБ в ВВП составляет лишь 20 процентов. Как говорится, комментарии излишни. Еще одна серьезная проблема - недоверие к банкам со стороны граждан. Это наглядно проявилось минувшей зимой, когда всего лишь нескольких анонимных СМС-сообщений оказалось достаточно для того, чтобы среди вкладчиков началась паника. - Пример банкротства "Валют-транзит банка", агрессивная работа с ипотечниками, две проведенные девальвации, слухи и интернет-обсуждения возможной третьей девальвации - все это вызвало множество вопросов у населения, - подчеркнул депутат. - Последнее обесценивание тенге лишь усугубило недоверие к банкам. Обеспокоенные судьбой своих сбережений люди снимали все накопления с депозитных счетов, что нанесло большой ущерб стабильности банковской системы. Относительно государственной поддержки казахстанского финансового сектора депутат высказался тоже весьма однозначно - не в коня корм. - В рамках антикризисных программ правительства не раз оказывало поддержку банковской системе, однако БВУ так и не направили свою работу на развитие предпринимательства в Казахстане, - резюмировал он. Сложнее всего приходится тем, кто начинает свой бизнес с нуля. Первоначального капитала у них нет, а банковские кредиты при существующих условиях их предоставления относятся к разряду несбыточных мечтаний. - Во-первых, такой кредит не выдадут без залогового имущества. Во-вторых, невозможно организовать бизнес, когда эффективная кредитная ставка, включающая многочисленные комиссии, достигает 26 процентов годовых. В процентные ставки включены расходы на содержание филиальных сетей, рекламу и маркетинг, а главное - высокие оклады топ-менеджмента, - заметил депутат. Изменить ситуацию к лучшему, как считает народный избранник, могла бы грядущая легализация. Это бы существенно укрепило депозитный рынок и стабилизировало систему в целом. А для этого нужно, чтобы люди после легализации скрываемых средств понесли их в наши БВУ. - Необходимо срочно, до легализации, разработать стимулирующие механизмы привлечения вкладов, - подчеркнул депутат. Но здесь опять же требуется высокая степень доверия к банковской системе, а с этим у нас… сложно. Например, в случае ликвидации какого-то банка Казахстанский фонд гарантирования депозитов возместит его вкладчикам только сумму, не превышающую 5 миллионов тенге. В развитых странах сумма возмещения гораздо выше: так, в США она составляет 250 000 долларов. Поэтому Алиев предложил пересмотреть условия гарантирования и увеличить сумму возмещения хотя бы до 15 миллионов тенге.  

 

Премьер спешит на помощь

 

Интересное заявление касательно банков сделал на недавнем совместном заседании палат парламента премьер-министр Карим Масимов: - До 2007 года финансовые системы и казахстанские банки имели практически неограниченный доступ к рынкам капитала, внешним рынкам. Они фактически под суверенный рейтинг могли занимать деньги на внешних финансовых рынках, а потом финансировать казахстанскую экономику. Но такое бурное развитие не сопровождалось достаточным развитием внутреннего фондового рынка и накоплением со стороны граждан и среднего класса. Мы хорошо с вами помним, чем это обернулось. Сколько нам потом пришлось потратить средств налогоплательщиков, чтобы спасти банковскую систему и вывести ее на необходимые минимальные стандарты своего функционирования! Сейчас проводится определенная работа, направленная на то, чтобы снизить уровень плохих кредитов, с помощью тех изменений в налоговое законодательство, которые вы поддержали. И с помощью тех дополнительных 250 миллиардов тенге, которые выделены по поручению главы государства. Но вопрос заключается в том, как дальше эта финансовая система будет развиваться, чтобы не повторились прежние ошибки. Масимов отметил огромную важность развития информационных технологий в этой сфере. По его мнению, кредитные карточки уже через ближайшие десять лет станут рудиментом прошлого. Будущее за сотовыми телефонами! Они станут и паспортом, и кошельком. Их будут использовать для хранения как персональных данных, так и в качестве платежных средств. Премьер отметил, что Национальному банку, БВУ и Агентству по информатизации и связи необходимо сообща разработать стратегию, которая позволила бы Казахстану сделать значительный скачок в этом направлении. - Я думаю, что на это можно потратить государственные средства, - проговорился премьер, но тут же поправился. - Под контролем депутатов, под контролем общественности, привлекая самые новейшие технологии. А вот с этого места желательно поподробнее. Получается, что когда речь заходит о сложных взаимоотношениях заемщиков с банками, государство разводит руками и говорит, что это их частное дело. А когда дело касается поддержки БВУ, власть всегда готова раскошелиться. Или на самом деле все гораздо проще? - Сколько банков останется, и будет ли возможность говорить о существовании конкурентного рынка в банковском секторе? - помнится, сетовал вслух в своем запросе депутат Алиев. - Не идем ли мы тем самым к огосударствлению банковской системы? А вот над этим стоит подумать. Так же, как и над тем, почему вдруг народные избранники внезапно ополчились на отечественные БВУ, хотя жалобы на высокие ставки кредитования и бесчеловечную политику по отношению к заемщикам поступают от населения уже не первый год. Как правило, наши депутаты никого просто так не критикуют. А если критикуют, то, значит, это кому-нибудь нужно. Не хотелось бы ничего утверждать, но сложившаяся ситуация как-то очень сильно напоминает сценарий с… накопительными пенсионными фондами. Которые сначала назывались нужными и полезными, но потом быстро были признаны неэффективными. Чем это закончилось, знают все. Насколько государство при аналогичном раскладе станет контролировать политику банков и какими методами, пока можно только догадываться, но тенденции настораживают. Потому что простую истину: "кто кормит девушку, тот ее и танцует" никто не отменял.  

 

Мерует КАСЫМОВА, Астана  

Комментарии