Кому достанется евразийский информационный пирог?
20-06-2014, 00:08
За кадром ЕАЭС
Президент Евразийской академии телевидения и радио (РФ) Валерий Рузин на днях заявил о необходимости построения евразийского информационного пространства в рамках ЕАЭС. Для начала он предложил создать совместные тематические проекты, чтобы "люди понимали, что дает Союз". По его словам, базой для них могли бы стать "СТВ" (Беларусь) и "ТВ-Центр" (Россия), а также печатные издания... "Сегодня есть необходимость выхода СМИ за национальные границы и создания совместных тематических проектов, например, белорусских и российских медиа", - подчеркнул Рузин, вероятно, забыв про Казахстан - полноценного члена евразийского объединения. Это заявление дало нам повод задуматься над тем, а насколько целесообразно вместе с единым экономическим пространством сформировать и единое информационное пространство? Какая роль в этом проекте будет отведена Казахстану, который и без того испытывает засилье российских СМИ? Смогут ли выдержать "евразийскую" конкуренцию отечественные СМИ? И будет ли облегчен доступ для взаимопроникновения на рынки стран-партнеров по ЕАЭС? Арман Шураев, генеральный директор КТК: "Российский рынок, не говоря уже о белорусском, для казахстанских СМИ закрыт на замок, и уже давно" - У нас уже есть межгосударственная телекомпания "Мир", которая давно занимается единением наших народов. На ее базе можно и дальше продолжать эту политику. Я не вижу смысла ради трех стран организовывать какие-то новые структуры. Российский рынок, не говоря уже о белорусском, для казахстанских СМИ закрыт на замок, и уже давно. К примеру, 15 лет назад в Кокшетау я открыл казахскую газету, которая выходит до сих пор. Однажды мы попытались передать ее через границу в Омскую область, где проживают 100 тысяч казахов, но не вышло, - у нас потребовали перевести ее (16 страниц) на русский язык с нотариальным подтверждением. Понятно, что мы не смогли этого сделать… Россия, в отличие от нас, очень жестко защищает свою информационную безопасность. Хотя казахи более уязвимы в силу того, что на 99% являются билингвами, то есть свободно воспринимают контент как на казахском языке, так и на русском (в особенности на последнем). Посмотрите, как российские каналы буквально зомбируют народ Казахстана. Ярким тому подтверждением стали украинские события. Сегодня многие казахстанцы думают, что именно Украина "нехорошая"... Считаю, что ни в коем случае нельзя этого допускать. Здесь речь идет даже не об информационной безопасности, а больше - о национальной безопасности. Это прямая угроза. Российские СМИ открыто культивируют великорусский шовинизм и сепаратизм на территории Казахстана. И мы все это терпим. Я не говорю, что не люблю Россию. Я сам учитель русского языка и литературы, мой любимый поэт - Пушкин, а любимый писатель - Достоевский. Но когда по телеканалу РТР и именно в версии для Казахстана показывают репортаж о том, как плохо здесь жилось славянам, как их тут угнетали и ущемляли по языковому признаку, то я расцениваю эти действия как совершенно недружественные. Причем делается это умышленно. РТР - государственная российская телерадиокомпания, которая проводит государственную российскую политику. И таким вот корявым способом они пытаются решить проблему с народонаселением РФ (которое быстро сокращается), попутно разжигая межнациональную рознь в Казахстане. Я абсолютный противник того, чтобы какая-либо страна доминировала в случае создания единого информационного пространства в рамках ЕАЭС. Мы не должны снова оказаться в роли младшего брата. Должен быть паритет. У нас и без того в свободном доступе все российские СМИ. Для них мы создали тепличные условия. К примеру, "Первый канал Евразия" вещает на весь Казахстан, имеет самое большое количество передатчиков, да еще получает госзаказ от правительства Казахстана. Почему бы в ответ не предоставить нам метровую частоту, пусть "Хабар" или "Казахстан" показывают на всю Россию?... Но ведь этого не происходит. Да, возможно, пока мы не можем конкурировать ни с "Первым каналом Евразия", ни с РТР. Все упирается в финансы. Для сравнения: отечественный рекламный рынок равен рекламному бюджету одного маленького российского кабельного телеканала "2+2". Но даже его мы не можем получить в полном объеме. Дело в том, что российские телеканалы, имея доступ к казахстанскому телевизионному рынку, автоматически получают доступ и к нашему рекламному рынку, соответственно незапланированную прибыль в размере 15-20 млн. долларов ежегодно. Благодаря таким игрокам, как "Видео Интернешнл" (крупнейший медиарекламный оператор), наш телевизионный рынок сознательно демпингуется, он не растет уже который год. В результате четко продуманной и спланированной политики российских СМИ и рекламных агентств казахстанские телеканалы недополучают деньги на свое развитие. С другой стороны, если наши телеканалы начнут вещать на Россию и Беларусь, то их рекламные доходы тоже могут возрасти в три-четыре раза, следовательно, они смогут позволить себе делать более качественный продукт. Россияне это прекрасно понимают и вряд ли допустят. О каком едином информационном пространстве может идти речь? Любой толерантности есть предел. В той же Украине и Беларуси - славянских, а значит, братских по отношению к России странах - российские телеканалы давно сняты с открытого эфира. Они все прозябают в кабельных сетях. Одни мы такие толерантные... Леся Каратаева, главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК: "Это будет не столько взаимопроникновение, сколько неравный брак" - Для начала давайте определимся с тем, что мы понимаем под информационным пространством. Существует ряд различных научных подходов к определению этого понятия, но, не вдаваясь в излишнюю теоретизацию, предлагаю рассматривать информационное пространство как пространство социальных отношений. При таком подходе информационное пространство представляет собой систему, элементами которой являются информационные ресурсы (выражающиеся как в технических, так и в когнитивных категориях), генераторы и потребители информации. Одними из главных отличительных черт информационного пространства являются бесконечность и трансграничность, при этом оно может быть территориально локализованным. Здесь речь не идет о "глушилках" и различного рода "занавесах". Естественным образом без чьего-либо участия или политической воли информационное пространство локализуется по принципу востребованности информации. Другими словами, ощущая себя частью той или иной общности (возрастной, социальной, профессиональной, этнической, национальной и т.д.), мы потребляем или производим информацию, являющуюся значимой для нас и представителей той группы, с которой мы себя отождествляем. Например, как часто вы смотрите нигерийские новости? Осмелюсь предположить, что вы их вообще не смотрите. Отвечая на вопрос "почему", вы поймете, как происходит локализация информационного пространства. Запуская ЕАЭС, мы создаем определенную общность, базирующуюся на экономических интересах. Достижение целей ЕАЭС и эффективное решение поставленных задач во многом зависит от того, как будет выстроено информационное сопровождение интеграционных процессов. И, как вы понимаете, вопрос о взаимопроникновении национальных телерадиокомпаний на рынки стран-партнеров по ЕАЭС далеко не определяющий. Я бы не стала рассматривать его как необходимое условие для успешного функционирования ЕАЭС. Договор о Евразийском экономическом союзе не содержит раздела о создании единого информационного пространства, однако он имеет раздел и два протокола, посвященные информационному взаимодействию и официальной статистической информации Союза. В частности, создается интегрированная информационная система ЕАЭС, а также трансграничное пространство доверия. Таким образом, неверным будет утверждать, что у Союза нет общего информационного пространства. Оно есть, и оно функционально ориентировано. Иными словами, информационные потоки, циркулирующие в рамках интегрированной информационной системы Союза, а также механизмы их поддержания являются своего рода инструментами формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Что касается телерадиокомпаний. Этот вопрос разумно рассматривать с точки зрения необходимости медийного сопровождения процессов, происходящих в рамках единого экономического пространства. Полагаю, что этим целям в большей степени будет соответствовать создание самостоятельного телеканала, специализирующегося непосредственно на тематике ЕАЭС. Учредить его можно при равном долевом участии государств-участников союза. А если, как вы утверждаете, рядовым зрителям недостаточно продукции, предлагаемой "Алма-ТВ", "Отау-ТВ" и т.д., то всегда можно обратиться к услугам Интернета. Почему то, что вы называете "взаимопроникновением" ТВ, неудобно для Казахстана? Потому что на данном этапе, к сожалению, это будет не столько "взаимопроникновение", сколько больше будет напоминать "неравный брак". И вопрос даже не в качестве производимой нашими телеканалами продукции - ряд отечественных компаний демонстрирует вполне конкурентоспособное качество. Дело в спросе на информацию. Здесь действует та же самая логика территориальной локализации информационного пространства. В слове "взаимопроникновение" ключевой частью является "взаимо-", то есть этот процесс должен быть обоюдовыгодным. Прежде чем облегчать доступ телерадиокомпаний на рынки стран-партнеров, надо быть уверенным, что информационный контент, генерируемый нашими телерадиокомпаниями, будет востребован на этих рынках. Это вопрос экономической выгоды. Руслан Никонович, директор телекомпании АРТ: "Наши телеканалы в оригинале, выполняющие закон о языках, на российском рынке проиграют" - Мы достаточно хорошо защищены законом о языках, и засилья, думаю, не будет. По крайней мере, на уровне аналогового эфирного вещания. Другое дело - цифровое телевидение, в частности "Отау-ТВ", которое пока транслирует отечественного вещателя, но в будущем, при выделении дополнительных частот, будет запускать новые мультиплексы и, не набрав отечественного контента, может начать распространять российские СМИ, которые не подпадают под закон о языках и…… это риски для нас. С другой стороны, конкуренция - это всегда хорошо. Конечно, при условии обеспечения отечественного телепроизводителя мерами поддержки и защиты. Надо обязать кабельные сети включать все казахстанские каналы в обязательном порядке (кто изъявит желание и доставит сигнал). Есть риск, что наши телеканалы в оригинале, выполняющие закон о языках, на российском рынке проиграют. Ведь люди смотрят то, что понимают, а в 140-миллионной России желающих смотреть контент на казахском языке не так уж и много. Поэтому казахстанские телеканалы должны будут делать адаптированные версии, как "Дисней", "Николодеум" и другие - то есть, два контента. При этом российский телеканал не будет озабочен тем, чтобы делать продукт на двух языках, и это не изменить. По моему мнению, единое информационное пространство действует и сейчас - на 240 русскоязычных телеканалов, зарегистрированных в РК, приходится около 50 казахстанских. Просто наши не идут на рынок России в массовом порядке, и это надо менять, а государство должно поддерживать такие усилия. Подготовила Сауле ИсабаеваПодпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты
Ваш email:
Конфиденциальность гарантирована
Комментарии: