ПЯТНИЦА, 20 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА
22-05-2014, 23:23

Парламентский фальстарт отменяется


Быть или не быть?

Досрочные парламентские выборы для Казахстана вошли в традицию. Наши мажилисмены уже не раз оказывались то "трусливыми зайчиками", то просто "тормозами реформ". И нет никаких гарантий, что и в нынешний состав нижней палаты не просочилась "нечисть", мешающая стране развиваться в русле, обозначенном лидером нации. Pro et contra Совсем скоро депутаты отправятся на заслуженный отдых, и не исключено, что вернутся в свои кабинеты они лишь для того, чтобы выслушать дежурные слова благодарности за проделанную работу, да собрать вещички, как уже не раз бывало. Конечно, такой вариант развития событий сегодня выглядит маловероятным, особенно если учесть, что нынешний состав нижней палаты прозаседал менее половины отведенного ему срока, но подобные разговоры, заметим, ведутся уже на протяжении года. Спусковым крючком для их появления стало создание в прошлом году партии "Бірлік", а также принятие мажилисменами законов, получивших ярлык "антинародных" и "антисоциальных". Вряд ли, конечно, именно эти обстоятельства способны инициировать такое затратное мероприятие, как выборы, но, с другой стороны, объективные причины все же имеются. Правда, неизвестно, выглядят ли они таковыми для самой власти. Во-первых, это усиление Дариги Назарбаевой, которое далеко не всем представителям элиты пришлось по вкусу. Во-вторых, в пользу разговоров о досрочных выборах сыграла и смена ключевых игроков в госаппарате, что подмечали аналитики, не забывавшие сказать и о том, что мажилис в наших условиях - орган далеко не самостоятельный, подчиняющийся приказам из центра (имея в виду, в первую очередь, президентскую администрацию), и новым топ-менеджерам просто не с руки руководить командой предшественников. В-третьих, нельзя сбрасывать со счетов усиление национал-патриотических тенденций, которые формируют новый политический слой, достаточно сильный и масштабный. И, если принять на веру достаточно часто высказываемое мнение об их поддержке на самом верху, то можно предположить, что "девочка созрела", и ее вполне уже можно выводить в свет. К тому же именно национал-патриоты способны вставить необходимые сегодня "пять копеек" в противоречия, вызванные существованием Казахстана в условиях Таможенного союза, и вхождением в Евразийский экономический союз. С другой стороны, аргументы тех, кто отрицает вероятность проведения досрочных парламентских выборов в ближайшей перспективе, представляются более весомыми. Например, многие эксперты ссылаются на последнее президентское послание, в котором политический блок просто исключен, что может служить месседжем о нежелании власти проводить в скором времени какие-либо политические, конституционные реформы И, действительно, это обстоятельство, как говорится, на "кривой козе не объедешь". От перемены мест слагаемых сумма, как известно, не меняется. То же самое можно сказать и о мажилисе - от смены лиц в нижней палате, как показывает опыт, ее работа не претерпевает каких-либо серьезных изменений.Какими бы восторженными ни были возгласы представителей власти о прохождении в парламент двух партий с альтернативным мнением, практически сразу всем стало ясно, что никакого смысла в этой хитроумной комбинации на самом деле не было. Эффект от их работы в мажилисе не больший, чем от бури, поднятой в стакане воды. По сути, менять шило на мыло без объявления конкретных реформ - то же самое, что просто выбрасывать деньги на ветер и разыгрывать клоунаду. Впрочем, предоставим слово тем, кто умеет профессионально определять, когда должны выпасть политические осадки   В поисках смысла   Марат Шибутов, эксперт Ассоциации приграничного сотрудничества: - На мой взгляд, проведение досрочных парламентских выборов готовилось примерно год назад, но из-за изменившихся планов и ситуации это не сделали. Я не вижу причин, почему это надо делать сейчас, - ни политических, ни экономических, ни социальных. Как видно из итогов голосования в мажилисе, нижняя палата по-прежнему единогласно поддерживает все инициативы правительства и президента, поэтому говорить о том, что она может быть тормозом для реформ, неправильно. Она поддержит все, что надо.   Айдос Сарым, политолог: - Если вспомнить нашу новейшую историю, то практически ни один состав парламента не вырабатывал срок до конца своей каденции. Во многом досрочные роспуски и прочие экзерсисы были вызваны не столько реальной политической повесткой, сколько задачами политтехнологическими. И сегодня можно найти множество "оснований" для роспуска нынешнего парламента и проведения досрочных выборов. Только есть ли в них смысл? Спустя некоторое время ситуация попросту обнулится, и все вернется на круги своя. Проводить досрочные выборы имеет смысл только в трех случаях: в случае неразрешимого политического кризиса, в случае внесения изменений в Конституцию, в случае изменения наличной повестки дня и насущной необходимости изменения партийно-политической конфигурации. Как минимум, два последних основания реально существуют и могут быть востребованы. Очевидно одно: партийно-политическая система Казахстана, сформированная в конце 1990-х, практически полностью себя исчерпала и не отражает тех глубинных процессов, которые произошли в нашем обществе. Сегодня нужны новые общенациональные конвенции, которые могут предполагать внесение изменений в Конституцию страны (только это должны быть реальные изменения, нужные, насущные). То есть сегодня есть и вполне реальные, насущные политические задачи, которые следовало бы решить, по крайней мере, опережая выборы в России. Нынешний полуторапартийный парламент мало чем отличается от однопартийного. По сути, сегодня в мажилисе заседают правящая партия и два его крыла. Центр управления полетами у них один и тот же. Если власть и в самом деле хочет снять политическую напряженность, снизить социальное недовольство, то многие разговоры должны из кухонь и соцсетей перейти в стены парламента.   Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований "Альтернатива": - Гипотетически это возможно. Вместе с тем, наиболее логичным обоснованием вероятного роспуска мажилиса и проведения досрочных парламентских выборов представляется только реализация руководством Казахстана определенных планов или сценариев транзита (перехода) верховной власти. В таком случае новый состав депутатского корпуса будет выстраиваться либо под потенциального следующего президента страны, либо, что более вероятно, в целях создания качественно нового баланса ключевых институтов политико-властной системы с учетом интересов лидера нации. Причем этому, по логике вещей, должно предшествовать изменение Конституции РК в сторону усиления парламента. Вместе с тем, вряд ли процесс данного транзита произойдет в ближайшей перспективе. Казахстан готовится к вступлению в Евразийский экономический союз, что ставит президента страны и всю правящую элиту перед новыми серьезными испытаниями. Поэтому пока не будут четко выстроены взаимоотношения в рамках ЕАЭС, прежде всего, между Астаной и Москвой, с твердыми гарантиями незыблемости суверенитета первой из них, президентство Нурсултана Назарбаева будет продолжаться. По крайней мере, кое-какие прояснения ситуации относительно транзита власти, скорее всего, проявятся ближе к 2016 году, в преддверии президентских выборов. Кстати, некоторые эксперты и общественные деятели связывают возможные досрочные парламентские выборы с созданной в прошлом году партией "Бiрлiк", которая по ряду признаков близка к группе Тимура Кулибаева. Следует ожидать, что она будет присутствовать в новом созыве нижней палаты. Но сама по себе эта партия является всего лишь инструментом в рамках реализации определенных планов "Ак Орды", а не ключевым фактором необходимости обновления мажилиса. В общем, все здесь будет зависеть от целей и логики первого лица страны. Даже если они будут непонятны широкой общественности. Пока же мажилис в его сегодняшнем составе, как и весь парламент, устраивает руководство страны. В нынешнем своем конституционном положении казахстанский парламент, независимо от личности и партийной принадлежности своих депутатов, самостоятельно не может быть ни инициатором, ни "тормозом" каких-либо преобразований. Все это идет только от президента и исполнительной власти.   Айгуль Омарова, политический обозреватель: - Откровенно говоря, каких-либо явных предпосылок для роспуска мажилиса и проведения внеочередных парламентских выборов, на первый взгляд, вроде бы нет. В то же время нельзя не видеть того, что многие мажилисмены не успевают за ходом событий, не знают, как реагировать на новые вызовы, которые возникают в связи с глобализацией и новой геополитической реальностью в мире. Именно поэтому возникает вопрос: а не сменить ли состав нижней палаты парламента с тем, чтобы там появились новые лица, способные не только адекватно отвечать на новые задачи, но и идти на опережение. К тому же подписание соглашения о создании Евразийского союза потребует не только унификации законодательной базы наших стран, но и выработки новых законов, предусматривающих реализацию данного соглашения. К этому следует добавить, что в нашем парламенте сегодня остро не хватает не только экономистов, которые хорошо бы понимали, что такое рынок, механизмы, его регулирующие, но и осознавали необходимость реформирования, к примеру, системы образования как начала начал. И в этом отношении, увы, мажилис стал тормозом для реформ. Обновленный мажилис нужен, прежде всего, обществу с тем, чтобы граждане страны убедились в серьезности намерений власти реализовать курс реформ. Властям же новый состав мажилиса необходим для того, чтобы показать, что они учитывают и требования времени, и запросы электората.. Алмагуль Олжас  

Комментарии

Author Раануамелат Тууранин
Редактировать / Удалить/ Цитировать
23-май-2014, 10:18

Опять идея про "нац.патов" : Созрели, мол, те пацаны, Чьи интеллект и устремленья Теперь нужны для "КАЗ-страны". Да я сейчас хоть - "ЗА" нацпатов. (Но не таких, как М.Тайжан) Какой нам прок от лиц подобных? От них один лишь балаган. "НАЦ-партию" пускай возглавит Тасмагамбетов Имеке!!! "АСАР" тогда пусть восстановят В противовес "НАЦ"-чехарде. И в Казахстане «Технократов» Потребно Партию создать : Так государством, оказалось, Сподручней в Кризис управлять. Впервые термин «Технократья» В. Смит (СэШэА) применил. А самО слово означает : Во Власти спец, а не дебил. Сия Концепцья : «Технократья» – Применена была в СэША, Японии, СССР, Германьи, Корее Южной и в «ЧайнА». И нам, казахам, значит надо По энтому Пути пойти : Коль мы стремимся к Процветанью, То за аналог взять должны И кто сю партию возглавит? Лишь "ГОСУДАРСТВЕННИК" : Нурлан. (Я расшифровывать не буду, Известен всем его "ГРАНД"-сан). Коль вот такую комбинацью Мы в Казахстане утвердим, Мелькать не будут "куклы - пешки", Кричат которые про Крым. И в заключенье : "Демократья" - "ДАМУ КУРТУ" - вот так звучит, Что по-казахски означает : "РАЗВИТИЮ / в стране / КИРДЫК".

Author
Редактировать / Удалить/ Цитировать
24-май-2014, 00:23

Депутаты для народа? Бегентаев и Нуркина кто они вообще? Тсс они депутаты-но это смешно позорно. например у Нуркина депутата апайка уже ей 62 она еще гл врач 12 лет №1 гор больницы Павлодара,потому что сестренка Депутат Мажлиса ну и что для областыи А нуркина делала что? они как шалапайы может им нужны такие депутаты? Просто УЖАС! любой павлодарец это может говорить кто они?

Author Торегали Казиев
Редактировать / Удалить/ Цитировать
25-май-2014, 17:19

Безвольный и слабый парламент, не выражающий потребностей народа и не имеющий мозгов для отражения вызовов времени и для развития нации, пропускающий все подряд, что предложат правительственные горемыки, меняющие, например, положения о оралманах каждый год - нехорошо. Но лучше такой - чем тот, что в Украине и др. таких недалеких странах?.. Лучше всего все же умный и деятельный, мудрый парламент - казахский народ очень даже богатый на таланты, с таким-то тысячелетним бийско-демократическим опытом и стремлением к справедливости, - но кто их туда пустит, справедливых-то? Пустить или не пустить - вот в чом вопрос. А пока пустота пространство заполняить...