ЧЕТВЕРГ, 9 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА
3-04-2014, 23:32

Страна советов


Недавнее обращение председателя Агентства по связи и информации Аскара Жумагалиева к твиттерчанам вызвало недоумение в журналистской среде.

Напомним, глава нового ведомства попросил у пользователей соцсети совета, как можно улучшить деятельность государственных СМИ, а позже еще и поблагодарил за проявленную активность и полезную информацию. Причем его не смутила их некомпетентность в подобных вопросах, что выглядит абсурдно на фоне множества проигнорированных предложений и рекомендаций, которые неустанно выдвигают в целях совершенствования СМИ профильные НПО.

Следовало бы отдать должное Аскару Жумагалиеву за его интерес к мнению населения, тем более что казахстанские власти довольно редко выходят в народ с подобного рода инициативами. Но, как считают эксперты, это не тот случай, когда следует хлопать в ладоши и кричать "браво!". Главные вопросы, которые их волнуют в этой связи, звучат так. Почему глава Агентства по связи и информации решил спросить совета у граждан именно через "Твиттер"? С каких пор эта социальная сеть стала официальной площадкой нового ведомства? И, наконец, каковы результаты этой дискуссии: что именно полезного почерпнул для себя руководитель агентства, какие предложения твиттерчан он собирается воплотить в реальность?

Также стоит учесть, что, согласно результатам соцопросов, платформа микроблогов "Твиттер" является наименее популярной социальной сетью среди простых казахстанцев. Соответственно, возникает еще один вопрос: к кому именно обращался Аскар Куанышевич? В лучшем случае это 0,1% населения РК, и это явно не специалисты в области СМИ.

Не секрет, что за отдельными аккаунтами стоят совсем не те люди, именем которых они названы. Да и сами серверы расположены не на казахстанских площадках, соответственно говорить об информационной безопасности не приходится. Возьмем, к примеру, известные события в Украине, которые начались в соцсетях неизвестными пользователями. В итоге малый процент украинского населения, стоявший у истоков Майдана, сегодня диктует мажоритарному электорату свое мнение...

Впрочем, предложение Жумагалиева было воспринято интернет-аудиторией без особого энтузиазма. Интерес к нему проявили лишь несколько человек, которые считают, что государственные СМИ необходимо: "сделать независимыми от государства", "они должны оцениваться обществом, а не деньгой", "им нужен новый взгляд, образованные кадры, дабы СМИ могли предоставлять интересные материалы, а так все шаблонно и безлико"….

На взгляд экспертов, в высказываниях интернет-пользователей все же есть рациональные зерна, которые общественные деятели пытаются донести до чиновников много лет, но тщетно. По их мнению, главная проблема государственных СМИ заключаются в том, что власти пытаются всячески регулировать их деятельность, тем самым сводя на нет качество выпускаемой продукции и интерес аудитории. Только свобода (во всех смыслах этого слова), считают они, способна реанимировать отечественные СМИ и сделать их действительно полезными для общества.

Понятно, что рецепты совершенствования работы государственных телеканалов и газет, на которые ежегодно тратятся огромные суммы, прекрасно известны и самому Аскару Жумагалиеву. Вопрос в том, почему же они игнорируются?

 Руслан Никонович, директор телекомпании АРТ "Новое Телевидение":

"Деньги надо "зарабатывать", а не "осваивать"

- До тех пор, пока государственные СМИ будут "осваивать" деньги, а не "зарабатывать", толку не появится, что бы ни предпринималось. Могут происходить подвижки, небольшие изменения, но качественного развития не будет. В длительной перспективе возможны и при "освоении" качественные изменения, но для этого необходимо менять сознание, а на это, как известно, требуются десятилетия…

При миллиардных вливаниях в государственные каналы они не могут перебить смотрибельность небольших частных телекомпаний, умудряющихся жить на мизерный доход от рекламы, но при этом востребованных населением. За примерами далеко ходить не надо - возьмите любой частный или регио­нальный канал.

Тамара Калеева, руководитель Международного фонда защиты свободы слова "Адил соз":

"У этой затеи будет низкая реальная отдача"

 - Я думаю, что это красивый публичный жест, который вряд ли принесет ожидаемые плоды. Я тоже являюсь пользователем соцсетей и с таким же успехом могу дать совет о том, что нужно сделать для улучшения нашей космической деятельности или медицинской отрасли. Но это будет совет дилетанта, возможно, невероятный по глупости или вообще не по теме. То же самое и в сфере СМИ. Как абсолютно случайные люди могут давать советы? Думаю, что у этой затеи будет низкая реальная отдача.

Все прекрасно знают: чтобы повысить рейтинг государственных СМИ, в первую очередь, телеканалов, нужно освободить их от мелочной опеки со стороны наших государственных чиновников, от различных указов, советов, предостережений. Чиновники из отделов внутренней политики даже в интернет-сайты лезут с рекомендациями: какие темы освещать, в каком ракурсе, какую фотографию давать и т.д. Причем советы эти самого абстрактного плана. У нас не только ограничение свободы слова, но и ограничение свободы творчества, чиновники просто-напросто убивают ее. Они - не специалисты в журналистике, не специалисты в слове, не знают основ теории восприятия журналистской продукции, но при этом уверены, что если дают деньги СМИ, то имеют право указывать им.

Почему, к примеру, государство или собственники не диктуют фармацевтам, по какой рецептуре надо производить лекарства?! А вот в журналистике почему-то все кому не лень хотят определять эту рецептуру. Вот и имеют на выходе суррогат, низкий рейтинг, неуважение общества к государственным СМИ, существующим на деньги налогоплательщиков.

Мы отправляли в министерство множество рекомендаций по законодательству в области СМИ. Но, к сожалению, власть не хочет расширять свободу слова. Она ее боится. Я также знаю, что другие НПО давали в профильное ведомство предложения, касающиеся изменения системы государственного заказа применительно к СМИ. Ведь сегодня это, по сути, система контроля и ограничений, превратившая госзаказ в государственный подкуп. Мы считаем, что необходимо полностью пересмотреть ее.

К примеру, сейчас все акиматы занимаются мониторингом СМИ, какие-то публикации вылавливают, то есть идет повальная цензура. Но почему никто из них не занимается мониторингом популярности и востребованности. Они считают, что защита журналистов, защита свободы слова не входит в их функции, но они ошибаются… Я бы посоветовала обязательно включить в функции нового агентства защиту прав СМИ и журналистов.

Маржан Ельшибаева, исполнительный директор Internews Kazakhstan:

"Аскар Жумагалиев - это человек, грубо говоря, цифровой"

- Дайте средствам массовой информации свободу, и вы получите профессиональные газеты и телеканалы. Ведь когда есть свобода, СМИ начинают конкурировать между собой за внимание зрителя. А что такое зритель - это огромный приток рекламных денег. Если есть смотрибельность, значит, есть и рекламодатели, соответственно есть средства для качественного роста.

Прежде всего, надо повышать профессионализм. К сожалению, качество современного журналистского образования оставляет желать лучшего. Надо уделять ему больше внимания. Впрочем, журналистом может стать любой образованный человек за короткое время. Поэтому предпочтение необходимо отдавать тренингам и мастер-классам. Их много не бывает. Причем необязательно приглашать "звезд", таких, как Ларри Кинг или Леонид Парфенов. Понятно, что они не приедут к нам, да и не стоит овчинка выделки. Здесь нужен огромный десант ремесленников. По большому счету, журналистика - это ремесло.

К примеру, сейчас есть очень модная тенденция - мультимедийные редакции. Нам страшно не хватает мултимедийщиков, нам страшно не хватает инфографистов. Я думаю, что все те вещи, которые сегодня предлагают новые технологии, способны защитить журналистов от различных исков о клевете. Чем больше будет в нашей стране образованных людей, владеющих различными мультимедийными инструментами, тем легче будет работать.

При всем скептическом отношении к данной инициативе следует отметить, что Аскар Жумагалиев - это человек, грубо говоря, цифровой. Для него цифровые форматы - не пустой звук. Он очень хорошо в этом разбирается. И я думаю, что он внимательно рассматривает поступающие к нему предложения. По крайней мере, мы от Internews Kazakhstan неоднократно писали ему, в том числе и на Twitter, и всегда находили отклик, он всегда реагировал на наши сообщения.

 

Сауле Исабаева

 

Комментарии