МЭРСКАЯ РАБОТА
В стране начался довольно занятный период, когда главы администраций областей и двух городов республиканского значения выходят "в народ" для того, чтобы отчитаться о проделанной за год работе. Оценивать усилия высокопоставленных руководителей принято по многим факторам, часть которых и взвесили аналитики газеты Central Asia Monitor.
Себя показать, на людей посмотреть
Для начала хотелось бы отметить несколько важных вещей. Нет сомнений, что на ежегодные "смотрины" руководители регионов выйдут с заранее сбалансированными цифрами - и в этом контексте будет иметь значение скорее то, о чем акимы говорить как раз не будут. Отечественные чиновники, а тем более чиновники - "хозяйствующие субъекты", очень хорошо умеют манипулировать цифрами, и по этой причине никогда в день презентации отчета неудобных вопросов не возникает. Исключение составляют, пожалуй, только главы совсем депрессивных областей, но практика показывает, что и они чаще всего находят удобные для обнародования цифры. Жонглирование данными повторяется из года в год, но даже во времена кризиса региональные лидеры находят немало позитивных моментов своего правления.
Впрочем, неправильно обвинять одних только мэров и губернаторов в поддержке этого феномена: большая часть государственной системы выстроена таким образом, чтобы в информационное поле попадали только позитивные цифры и заявления. Других критериев система просто не приемлет, и по этой причине, как правило, отставки глав областей в Казахстане всегда случаются неожиданно.
Другой немаловажный момент: политическая система страны далеко не всегда связывает эффективность работы акима с его кадровыми перспективами. Это значит, что социально-экономические показатели вверенного ему региона не всегда способны существенным образом повлиять на дальнейшее карьерное передвижение. Более того, критериев оценки работы акима может быть так много, что охватить их все в рамках одной статьи не представляется возможным. В списке необходимых признаков могут оказаться как вопросы лояльности по отношению к главе государства, так и показатели более субъективного характера, что в общем-то делает любой политический анализ в нашей стране не совсем адекватным собственно политическим реалиям. По этой причине в Казахстане совершенно не распространены различные формы оценки особенностей региональной политики, а также совокупных итогов работы акима, скажем, за период его правления. Еще труднее оценить реальные масштабы внутриполитической деятельности, поскольку она включает в себя взаимодействие с представителями региональной элиты, а здесь степень эффективности можно определить только по одному косвенному признаку - количеству компромата в подконтрольных СМИ. Но если у этой самой региональной элиты нет подконтрольной прессы?
Справедливости ради хотелось бы отметить, что даже разница в методологии оценки работы исполнительной власти на местах никак не избавляет от ощущения крайней субъективности любых рейтингов, в которых так или иначе фигурируют действующие главы регионов. Очень часто, например, политические итоги работы акима отождествляют с умением качественно "зачистить" протестное поле, а бывает, что его деятельность пытаются оценивать по усилиям команды пиарщиков. Однако первые же перестановки показывают, насколько ошибались исследователи в избранном методе оценки. Особенно это хорошо заметно, когда исследовательские конторы пытаются использовать относительно простые маркеры наподобие вовлеченности бизнеса в региональные процессы. Спору нет, какую-то часть изучаемого поля можно охватить и сравнительно простыми цифрами, однако представляется, что исследования должны состоять из анализа глубинных процессов, который бы включал в себя, например, индекс развития человеческого капитала в совокупности с данными о месте страны, допустим, в рейтинге государственной устойчивости. Однако понятно и другое - таких исследований в ближайшее время проведено не будет: для этого нужно привозить в страну методики и стратегии, которые не понравятся ни одному из руководителей наших регионов. В частности, одним из самых серьезных критериев оценки государственности являются рейтинги коррупционной составляющей - и чем честнее индекс, тем точнее он будет отражать ситуацию.
Цифровой мир
По этой причине оценивать работу корпуса акимов можно всего лишь по нескольким критериям. Про один из них мы уже говорили ранее - необходимо крайне внимательно относиться к цифрам, которые озвучивают доморощенные государственные управленцы. Как правило, данные часто вырываются из контекста, либо не представленные в динамическом ряду, они имеют другой вес и коннотацию. Но даже в этих условиях остается достаточное количество показателей, по которым можно более или менее объективно оценить хозяйственную деятельность того или иного чиновника.
Одним из таковых является индекс физического объема промышленной продукции (ИФОПП), который всегда рассматривается в динамике. Любопытно, что такие данные почти не появляются в открытом доступе сразу в полном объеме - о них чаще всего предпочитают говорить, представлять цифры по отдельности и только потом публиковать. Тем интереснее, что известный финансовый аналитик и журналист Тулеген Аскаров на минувшей неделе поделился в социальных сетях самыми свежими данными. Согласно им, в стране начался довольно серьезный промышленный кризис. Все вопросы относительно проведения шоковой девальвации отпадают сами собой, если внимательно вчитаться в цифры индекса. Рассчитывается он по отношению к прошлому месяцу (в данном случае к декабрю 2013-го). В частности, в январе Казахстан произвел промышленной продукции в объеме 83,6% по отношению к декабрю, то есть одномоментный спад составил сразу 16,4%.
Если рассматривать ситуацию в привязке к регионам, то получается крайне занятная картина. Абсолютными лидерами по обвалу производства являются две области: Акмолинская (63,2) и Южно-Казахстанская (64,2). В первой год назад сменился руководитель - Кайрат Кожамжаров, и, собственно, этот результат на 50% можно привязать к его деятельности на посту акима. Вторая область - самая густонаселенная и имеющая далеко идущие планы по развитию агломерации за счет государства. Однако так или иначе спад более чем на треть не красит руководство ЮКО.
Следующая группа - это регионы, которые показали спад на треть и менее. Таковой наблюдался в столице страны Астане (71,7), а также в двух областях - СКО (71,2) и Алматинской (70,5). В принципе, уже по этому списку очень хорошо видно, что эффективность работы не слишком привязана к экономическому потенциалу самой области - если есть спад, он косит и успешные регионы, и менее успешные. В таких условиях гораздо больше зависит от категорий эффективности руководителя территории.
Затем идут сразу семь регионов с объемами спада до 20 процентов: Актюбинская (80,6), Костанайская (81,0), Павлодарская (88,5), Восточно-Казахстанская (85,3), Алматы (83,8), Жамбылская (84,8), Карагандинская (83,3). Здесь можно отметить два крайне занятных момента. Кадровые изменения произошли сразу в двух областях: с формулировкой "по собственному желанию" ушел аким Павлодарской области Ерлан Арын, а на его место из Жамбылской пришел Канат Бозумбаев. И вот что интересно - а ведь спад физического объема промышленной продукции в Павлодарской области был меньше, нежели в Жамбылской. Это еще раз доказывает, что ориентация только на экономические показатели в Казахстане не имеет ключевого смысла.
Следующая группа - почти отличники производства: Кызылординская (90,3), Западно-Казахстанская (94,8) Мангистауская (96,7). И, наконец, Атырауская область, которая не потеряла вообще ничего, произведя продукции в январе ровно столько же, сколько и в декабре.
Плюс на плюс дает…
При этом, оценивая параметры, следует сделать важную оговорку: ежемесячные данные, к сожалению, не дают полной картины - цифры желательно сравнивать с годичным разрывом, в противном случае появляется зависимость от краткосрочных трендов. В этих рамках начинают играть значение даже праздничные дни, которых в январе было довольно немало. В таких условиях для обеспечения некоторого баланса берется какой-нибудь другой индекс - обычно связанный с внутриполитической обстановкой или другими показателями социальной активности. Но нам интересно проверить эффективность, поэтому мы возьмем для примера Инвестиционный рейтинг регионов Казахстана (он ежегодно публикуется на страницах журнала "Эксперт-Казахстан", на базе одноименного рейтингового агентства) за 2013-й. Согласно данным крупного издательского дома, регионы Казахстана условно можно поделить на девять частей, каждая из которых означает свой уровень эффективности и рискового потенциала. И вот здесь уже смотреть на цифры предыдущего индекса становится довольно занятно.
Самый высокий инвестиционный потенциал, сопряженный с минимальными рисками, наблюдается в Астане, которая, напомним, находится в списке регионов с высоким уровнем снижения ИФОПП. Следующая "тройка" - это территории с высоким потенциалом и умеренными рисками: город Алматы, Атырауская область и ВКО. В этой части получается, что южная столица и ВКО используют свой потенциал не в полной мере, а вот Атырауская действительно является крупным лидером по всем представленным нами показателям. Отчасти это означает, что акимат Атырауской области работает довольно эффективно, и если не учитывать негативный фон вокруг "дела братьев Рыскалиевых", то можно было бы сказать, что по состоянию на сегодня Атырау - это почти эталон. Единственной областью с высоким потенциалом и высокими рисками, по данным РА "Эксперт", является Карагандинская, которая тоже может похвастать не слишком большими цифрами спада.
Очень схожи результаты следующей ступени рейтинга, куда попали регионы со средним инвестиционным потенциалом, но минимальными рисками. Это Актюбинская и Алматинская области, занимающие средние позиции и в предыдущем индексе. Почти соответствуют данным по ИФОПП и инвестиционные рейтинги областей со средним потенциалом и умеренными рисками - ЮКО, Павлодарской и Костанайской. Единственное несовпадение здесь - это то, что южный регион нашей страны, отнесенный к умеренным рискам, показал, согласно данным ИФОПП, риски довольно высокие, что тоже может свидетельствовать о качестве регионального менеджмента. Замыкают список областей со средним потенциалом области с высоким риском: ЗКО и Мангистауская, показавшие при этом очень высокие цифры в индексе физического объема промышленной продукции. Поскольку это добывающие области, удивительного здесь мало.
И наконец, завершают рейтинг Кызылординская, Акмолинская, Жамбылская области, а также СКО. Здесь основная интрига связана с Кызылординской областью, которая показала довольно высокий индекс физического объема промышленной продукции по результатам января, что тоже может свидетельствовать о качестве управления.
Впрочем, надо понимать, что для оценки работы акимов даже выведенных индексов совершенно недостаточно. Это тем более важно по причине закрытой процедуры назначения акимов - и непрозрачной политической жизни в стране в принципе. Причем приведение политической системы в стране к определенным нормам вполне возможно. Вот только чтобы получить рычаги для изменения поля, необходимо проводить комплекс других исследований. В том числе и на ниве теоретических изысканий.
Роберт Берновский