6209 4-06-2018, 15:01

Руслан Тусупбеков: «Социальные сети станут выполнять некоторые функции государства»

Руслан Түсіпбеков: «Әлеуметтік желілер келешекте мемлекеттің кейбір функцияларын атқаратын болады»

Чем живет современное казахстанское общество? Какие у него ценности, политические взгляды? Что его особенно волнует? Пожалуй, ни один социологический опрос не расскажет об этом лучше, чем «Фейсбук», который для наших соотечественников стал уже чем-то гораздо большим, чем просто социальная сеть. Сегодня у нас в гостях политолог, специалист по международному праву Руслан Тусупбеков, с которым мы поговорим о том, как «Фейсбук» изменил жизнь в стране и каких сюрпризов стоит ждать от него в будущем?

- Руслан, чем, на ваш взгляд, казахстанский сегмент «Фейсбука» (ФБ) отличается от того же российского или прочих иностранных?

- Я регулярно сравниваю разные сегменты ФБ. И вы знаете, разница есть, причем достаточно существенная. Американский «Фейсбук» не такой «политизированный», как наш, он больше напоминает место сбора друзей и товарищей по интересам. Кстати, первоначально он таким и задумывался, то есть как площадка для взаимодействия и коммуникаций.

Что касается российского ФБ, то он во многом схож с нашим - там тоже много политики и обсуждения общественных тем. Однако у него есть одна интересная особенность: «Фейсбук» - не самая влиятельная сеть в России. Он довольно сильно уступает «ВКонтакте» и «Одноклассникам».

А вот наше взаимодействие с ФБ можно смело назвать феноменом: настолько влиятельна эта сеть в Казахстане. Речь идет, прежде всего, о степени влияния на общественную жизнь, на настроения людей и на государственные органы. При этом сразу хочу уточнить, что не имею в виду количество пользователей, поскольку, согласно данным опросов, «Фейсбук» уступает по этому показателю российским сетям. И это неудивительно, если учесть, что, например, «ВКонтакте» носит больше развлекательный характер, и ею пользуется молодежь, которая и является основным потребителем интернета. А ФБ – это площадка для обсуждения широкого спектра проблем, от семейных до политических, и аудитория здесь более взрослая. А взрослые пользователи в силу занятости проводят в сети меньше времени, чем молодежь.

- В чем же заключается феномен ФБ в Казахстане?

- В том, что ФБ стал единственной площадкой в стране, на которой открыто и громко обсуждаются любые проблемы нашего общества. Как это стало возможным? Просто ФБ, что называется, «попал в струю», то есть заполнил тот информационный вакуум, который у нас всегда существовал в силу, скажем так, особенностей нашего развития. Скажу даже больше: ФБ играет важную роль в формировании гражданского общества в нашей стране. Это та самая площадка, на которой собираются свободные граждане без вмешательства со стороны государства. В этом главное отличие нашего сегмента ФБ от американского и российского.

- А какие темы больше всего беспокоят казахстанского пользователя ФБ? Можете обозначить главные тренды?

- Спектр тем достаточно широкий: от семейных вопросов до внутренней и внешней политики государства. Но, разумеется, можно обозначить и главные тренды. Предлагаю выделить три группы. Первую назовем условно политической. Я уже отмечал, что особенностью нашего сегмента ФБ является его «политизированность», то есть готовность обсуждать, прежде всего, темы политического характера. К ним можно отнести все дискуссии, касающиеся деятельности власти, госорганов, персон и т.д. Сюда же стоит включить и темы, связанные с оппозицией, критикой в адрес властей, внешней политикой государства, отношением к России, США и другим странам. Именно здесь происходят самые жаркие ФБ-баталии и споры, что, впрочем, неудивительно...

Вторая группа включает в себя «социальные» темы: безработица, занятость, медицина, образование, кредиты и т.д. Особое место в этом ряду занимает так называемый земельный вопрос. Мы хорошо помним, как «взорвался» ФБ, когда в стране стали обсуждать тему, связанную с продажей земли иностранцам. Во многом благодаря такой активности тогда удалось остановить процесс принятия непопулярных законов. Да и вообще все резонансные дела последних лет получили освещение благодаря ФБ. Он стал своеобразной «общественной приемной», куда можно пожаловаться на незаконные действия любого чиновника. И эта «приемная» работает достаточно эффективно!

Третья группа – вопросы национально-государственного строительства. Это все, что касается проблемы государственного языка, идеологии, межэтнических отношений, вопросов патриотизма, национализма и т.п. Тоже достаточно «горячая» группа. Активность обсуждений в ней особенно усиливается накануне праздников, юбилеев, исторических дат. Например, накануне 9 мая начинаются ярые споры между сторонниками и противниками так называемых «Бессмертных полков».

- Информационное поле страны четко разделено на русскоязычное и казахскоязычное. А как с этим в «Фейсбуке»? Какие темы волнуют сегодня его казахскоязычную аудиторию?

- Да, в ФБ есть такое разделение. Причем оно проходит не по темам, а по степени отношения к ним. Иначе говоря, и тех, и других волнуют примерно одинаковые проблемы, но отношение к ним зачастую кардинально отличается.

Возьмем для наглядности языковую проблему. Практически все казахскоязычные пользователи выступают за широкое использование в госорганах казахского языка и сокращение применения русского. Но далеко не все русскоязычные это поддерживают. То же самое мы наблюдаем при обсуждении, например, ЕАЭС. Большинство казахскоязычных выступает за выход из данного союза, а среди русскоязычных процент его противников меньше. И таких примеров, когда взгляды пользователей ФБ зависят от их языковой принадлежности, можно привести достаточно много.

- Сейчас жители различных регионов страны активно создают свои группы в ФБ, причем достаточно многочисленные (по несколько десятков тысяч человек), где обсуждают внутренние проблемы, работу акимов и т.д. Способны ли такие площадки стать серьезной силой, к которой начнут прислушиваться местные власти?

- Думаю, что вполне способны. Здесь мы упираемся в одну серьезную проблему – отсутствие реального самоуправления на местах. Государство излишне централизованно, а так называемая властная вертикаль предельно жесткая. Все это приводит к тому, что власти в регионах не всегда адекватно и своевременно реагируют на те или иные проблемы, не проявляют необходимой гибкости. У них нет обратной связи с народом. Одна из причин - отсутствие выборности акимов.

В условиях подобной «централизации» местные власти боятся мнения не народа, а самого центра, поскольку именно он их назначает. И зачастую только прямое апеллирование жителей к «центру» может решить проблему. Как правило, происходит это обращение посредством социальных сетей, ведь других механизмов попросту нет.

- В «Фейсбуке» появились так называемые «лидеры общественного мнения». Но действительно ли они имеют влияние на это самое общественное мнение? И насколько серьезно воспринимает их власть?

- Сначала нужно определиться с тем, кого мы называем лидерами мнения. Дело в том, что есть, скажем, реальные лидеры, к которым народ прислушивается, но их не так уж и много, и есть те, кто постоянно на слуху, ведет себя на просторах ФБ очень активно, но реальным лидером не является. Почему? Потому что ясно видна либо их ангажированность с государством или какими-то бизнес-структурами, либо просто коммерческая заинтересованность в ФБ.

Если говорить о реальных лидерах, то да, их влияние на общественное мнение достаточно велико: к ним прислушиваются, с ними советуются, их активно комментируют. Воспринимает ли их власть серьезно? Да, разумеется. Нехотя, скрепя сердце, но воспринимает. В современных условиях не заметить их просто невозможно.

При этом не следует путать «лидеров мнения» просто с хайперами или с теми, кто хочет заработать себе популярность за счет ФБ, создавая вокруг своих постов искусственный ажиотаж…

В казахстанском сегменте ФБ сложилась еще одна категория популярных блогеров – это те, кто «косят» под интеллектуалов. Эдакие подуставшие от успеха люди, вынужденные нехотя объяснять своей пастве прописные истины. А на поверку их посты оказываются просто плагиатом. Ержан Рашев - классический пример такого «интеллектуала».

Лично для меня «лидер мнения» - это тот, у кого есть четкая гражданская позиция по тем или иным актуальным вопросам, кто затрагивает в ФБ самые «опасные» вопросы и при этом не боится реакции властей. Его реально читают, к нему реально прислушиваются. При этом количество его подписчиков не играет особой роли.

- А каким вы видите казахстанский «Фейсбук», скажем, через 20 лет?

- В моем представлении (сильно идеализированном, наверное) социальные сети заменят некоторые функции государства. По сути, они и станут тем самым электронным правительством, о котором любят говорить наши чиновники. Реальная цифровизация (любимая «фишка» казахстанских властей) тоже будет достигнута посредством социальных сетей. И дело даже не конкретно в ФБ, поскольку вполне возможно, что он преобразуется в нечто большее, чем социальная сеть, да и название свое поменяет. Суть в другом: мы вступаем в эпоху тотальной цифровизации, когда многие общественные институты перестанут существовать либо сильно трансформируются.

Кардинально изменится и институт государства: привычной нам жесткой вертикали управления может попросту не быть – она станет бессмысленной и потеряет свою эффективность. К примеру, если раньше раздутый штат любого министерства можно было легко объяснить необходимостью неустанной заботы о народе, то сейчас благодаря соцсетям вся их деятельность видна как на ладони.

Понимаю, что подобные прогнозы относительно будущего соцсетей могут показаться фантастикой. Но, согласитесь, кто еще десять лет назад мог предположить, что с их помощью можно будет напрямую обращаться к любому чиновнику, даже к президенту? Или кто мог поверить в то, что соцсети станут фактически единственной общенациональной площадкой для обсуждения любых проблем и что с их помощью можно будет даже менять правительства?

Қазіргі Қазақстан қоғамының өмірі қандай? Оның құндылықтары, саяси көзқарасы қандай? Осы туралы Facebook кез келген сауалнамадан артық жеткізіп береді, өйткені қазір ол біздің отандастармымыз үшін тек қана әлеуметтік желі емес, ол әлдеқайда маңызды нәрсе болып табылады. Бүгін біздің қонағымыз - саясаттанушы, халықаралық құқық маманы Руслан Түсіпбеков Facebook желісі өмірімізді қалай өзгерткені туралы және келешекте одан қандай тосынсыйлар күтуіміз керек екендігін айқындап береді.

- Руслан, сіздің ойыңызша, Facebook-тың (FB) қазақстандық сегменті ресейлік немесе басқа шетелдерден қандай ерекшелігі бар?

- Американдық Facebook біздегідей «саясаттандырылған» емес, ол тек достар мен әріптестердің жиналу орнына ұқсайды. Бастапқыда осы желі өзара әрекеттесу мен қарым-қатынас жасау алаңы ретінде жасалған.

Ресейлік FB біздің өзіміздегіге ұқсас – оларда да көп саясат және қоғамдық тақырыптар талқыланады.

Ал Қазақстанда Facebook қоғамдық өмірге, адамдардың көңіл-күйіне және мемлекеттік органдарға өте қатты әсерін тигізеді. Мәселе қолданушылардың санында емес, себебі сауалнамаға сәйкес, Facebook осы көрсеткіште ресейлік желілерге қарағанда әлдеқайда төмен. «ВКонтакте» желісін көбінесе жастар қолданады, олар негізгі Интернет пайдаланушылары болғанмен, айналысатындары ойын-сауық. Ал FB – отбасы мәселелерінен бастап саяси проблемаларға дейін талқылауға арналған алаң.

- Қазақстандағы FB ерекшелігі қандай?

- FB біздің қоғамдағы барлық проблемалар ашық және өте дауысты талқыланатын елдегі жалғыз орын. FB біздің еліміздегі азаматтық қоғамды қалыптастыруда маңызды рөл атқарады, ол желіде еркін азаматтар мемлекеттің араласуынсыз жиналады. Бұл біздің фейсбукпен американдық және ресейлік FB сегменттері арасындағы негізгі айырмашылығы болып табылады.

- Ал қазақстандық FB пайдаланушысын ерекше алаңдататын қандай тақырыптар бар?

- Біздің FB сегменттің негізгі ерекшелігі - оны «саясаттандырылғаны». Ол үкіметте, билік және мемлекет органдарындағы мәселелерді талкылау, оған қосымша Ресей, АҚШ және басқа да елдердің мемлекеттік көзқарасы сыртқы саясатына қатысты дискуссиялар.

Және жұмыссыздық, жұмысқа орналасу, медицина, білім, несие және жер мәселесі белсенді түрде жиі талқыланады. Шетелдіктерге жер сату туралы мәселе талқыланғанда, FB қалай «жарылғаны» есімізде. Көбінесе осы белсенділіктің арқасында сол кезде халыққа жағымсыз заңдарды қабылдау тоқтатылған.

Мемлекет мәселелері өте белсенді талқыланады: мемлекеттік тіл, идеология, этникалық қарым-қатынастар, патриотизм мәселесі, ұлтшылдық мәселелері. Ал мереке күндері, мерейтойлар мен тарихи күндер қарсаңында пікірталастар одан аса қызып кетеді. Мысалы, 9 мамыр қарсаңында «Мәнгілік полк» жақтастары мен қарсыластары арасындағы дау басталады.

- Елдің ақпараттық саласы орыс тілдік және қазақ тілдік болып анық бөлінеді. Facebook-та қазақ тілінде сөйлейтін аудиторияны қандай тақырыптар алаңдатады?

- FB-та мұндай бөлу тақырыптарға байланысты емес, оларға қатысты көзқарасқа байланысты. Қазақ тілінде сөйлейтіндерді де, орыс тілінде сөйлейтіндерді де бірдей мәселелер алаңдатады, бірақ олардың көзқарастары түбегейлі ерекшеленеді.

Қазақ тілінде сөйлейтіндер мемлекеттік органдарда қазақ тілін кең пайдаланып, ал орыс тілін пайдалануды қысқарту қажеттілігі жөнінде көп айтады. Бірақ оған орыс тілінде сөйлейтіндердің бәрі қосыла бермейді. ЕурАзЭҚ-ты талқылаған кезде тура сондай нәрсені көреміз. Көптеген қазақстандық спикерлер осы одақтан шығуды қолдайды, ал орыс тілінде сөйлейтіндердің арасында оның қарсыластарының пайызы аз.

- Қазір елімізде түрлі өңірлерінің тұрғындары өз FB топтарын құруда, оған бірнеше мың адам кіреді. Олар ішкі мәселелерді және әкімдердің жұмысын талқылайды. Осы желілер жергілікті билікті тыңдата алатын қуатты күшке айналуы мүмкін бе?
- Менің ойымша, ол өте мүмкін. Бірақ үкімет аса орталықтандырылған, сондықтан жергілікті билік халықтың мәселесіне мән бермейді. Олар тек орталықтың пікірінен қорқады, өйткені оларды мемлекет тағайындаған. Ал тұрғындардың проблемаларын тек орталыққа тікелей хабарласып шешуге болады. Яғни, ол əлеуметтік желілер арқылы жүзеге асырылады.

- Facebook-та «қоғамдық пікірдің көшбасшылары» бар. Олардың күші қаншалықты маңызды?

- Біз нақты көшбасшылар туралы айтар болсақ, қоғамдық пікірге олардың әсері жетерліктей үлкен: олармен белсенді түрде ақылдасады, олардың кеңесін тыңдайды. Олардың билік органдары байыпты қабылдайма дейсіз бе? Еріксіз, амал жоқтан қабылдайды.

Өзім үшін «пікірдің көшбасшысы» деген - бұл нақты мәселе бойынша айқын азаматтық ұстанымы бар адам, ол FB-та ең қауіпті мәселелерді қозғап, биліктің реакциясынан қорықпайды.

- Ал сіз қазақстандық Facebook-ты 20 жылдан кейін қалай елестетесіз?

- Іс жүзінде ол біздің шенеуніктеріміз ұнататын электрондық үкімет болады. Бұл тіпті тек FB-те емес, өйткені ол әлеуметтік желіден әлдеқайда кешенді нәрсеге айналады және оның аталуы де өзгереді. Мемлекеттің мекемесі түбегейлі түрде өзгереді: біз білетін қатаң тік басқару иерархиясы болмауы мүмкін - ол мағынасыз болады және өз тиімділігін жоғалтады.

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии