ПОНЕДЕЛЬНИК, 19 МАРТА 2018 ГОДА
1175 16-03-2018, 13:29

Могут ли соцсети превратить Казахстан в информационную колонию?

Социальные сети, как считают некоторые наблюдатели, приносят не только пользу, но и вред. Причем казахстанцы могут пострадать от них гораздо сильнее, чем жители других стран. В чем же тут дело? Об этом мы беседуем с ведущим экспертом Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК Айман Жусуповой.

– Айман, давайте сначала поговорим о пользе соцсетей. Понятно, что это прекрасное средство общения и распространения информации. Но насколько они изменили политическую и гражданскую активность наших соотечественников?

– Казахстанские эксперты видят в возрастающей роли соцсетей множество выгод. В том числе это и возможность для населения страны, как говорится, «выпустить пар» через дискуссии, а не через какие-то радикальные действия.

Любая гражданская активность в рамках закона всегда лучше, чем подпольная асоциальная агрессия.

Среди других плюсов следует назвать возможности в плане самоорганизации населения. Это особенно четко проявилось в Алматы в 2015 году, когда неравнодушные граждане оперативно собрали огромное количество продуктов питания, одежды, товаров первой необходимости для жителей Карагандинской области, пострадавших от наводнения.

Кроме того, волонтеры через социальные сети неоднократно организовывали сбор средств для лечения больных, а также поиск пропавших людей. То есть эти новые средства коммуникации успешно используются в случае кризисных или экстремальных ситуаций.

Кроме того, соцсети – это, по сути, единственный канал получения альтернативной информации: благодаря им чиновники имеют представление о том, какие настроения существуют в обществе, в каких сегментах и по каким вопросам...

Также посредством Facebook в Казахстане можно напрямую обращаться к тем или иным представителям власти или бизнеса в вопросах обеспечения справедливости, улучшения качества услуг и т.д. Массовое обсуждение постов обычно дает позитивный результат.

– Вы сказали, что чиновники благодаря соцсетям могут узнать о настроениях граждан. Но достигается ли при этом обратная связь? Как правило, общительный чиновник в соцсетях – большая редкость…

– В наиболее политизированной социальной сети Facebook сегодня имеют свои странички практически все государственные органы и многие из казахстанских политиков. Тем не менее, присутствие там наших чиновников до сих пор остается больше исключением, нежели правилом.

В то же время запрос на диалог с ними со стороны активных граждан страны проявлен очень четко. И уже есть чиновники, которые относятся к своему присутствию в социальных сетях не формально, для галочки, а достаточно серьезно. Они не боятся вступать в острые дискуссии, реагировать на вопросы граждан и всегда готовы объяснить позицию государства по тем или иным вопросам. Правда, таких, увы, пока очень мало.

Стоит отметить, что социальные сети хорошо выполняют, так сказать, диагностическую функцию, выявляя и фиксируя те проблемы, с которыми государственные структуры не справляются в должной мере.

Используя современные цифровые технологии и социальные платформы, правительственные структуры дают людям понять, что они готовы их услышать. Это, конечно же, позволит выстроить более доверительные отношения между властью и обществом, повысить степень ее легитимности.

– Об угрозах, исходящих от соцсетей, сказано и написано немало. Но какие из них, на ваш взгляд, наиболее актуальны сейчас для Казахстана?

– Прежде всего, речь идет об угрозе для информационной безопасности государства. Мы оказались неспособны противостоять влиянию стран с более развитыми информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) и более конкурентоспособными СМИ. Казахстан становится потребителем чужой информации и чужой идеологии.

Среди других угроз, вызванных развитием социальных сетей, я бы назвала активизацию деятельности киберпреступников (взломы систем, кибератаки, мошенничество, государственный кибершпионаж), на фоне которой проявляется недостаточная защита нашей инфраструктуры ИКТ. По данным Генеральной прокуратуры, начиная с 1997 года, в Казахстане было зарегистрировано несколько сотен киберпреступлений. Это очень серьезно.

Кроме того, концентрация многомиллионной аудитории жителей нашей страны на нескольких интернет-площадках создает предпосылки для манипулирования общественным мнением, в том числе и с деструктивными целями...

Нельзя забывать и об опасности распространения экстремистских идей. Причем свою вербовочную работу международные радикальные группировки ведут в основном на двух российских ресурсах –    «Вконтакте» и «Одноклассники», которые являются наиболее популярными в Казахстане.

–  Как можно минимизировать подобные риски? Неоднократно предлагалось ужесточить контроль в этой сфере, а кое-какие запреты даже обрели юридическую силу. Но насколько это целесообразно?

– Ужесточение в данной сфере, напротив, негативно отразится на информационной безопасности страны. В этом случае наше информационное поле может быть оккупировано СМИ других стран или, что еще хуже, радикальными идеологическими центрами. Помимо всего прочего, это чревато превращением Казахстана в информационную колонию, а также уходом рекламы в СМИ других стран, которые, не вкладывая ничего в развитие казахстанского содержания, получат дивиденды от своего информационного доминирования в нашей республике.

Социальные сети, как и все прорывные проекты глобального масштаба, несут в себе множество и преимуществ, и вызовов. Наша задача – путем минимизации негативных последствий извлечь максимальную выгоду от предоставляемых ими возможностей. Именно такой путь выбрали сегодня страны, которые относят к развитым, передовым. Думаю, их опыт нам бы не помешал.

Автор: Светлана Борисова

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение