Вопросом, вынесенным в подзаголовок, у нас не задавался разве что ленивый. С точки зрения обывательской логики, раз уж Казахстан входит в список самых богатых нефтью стран мира, то и уровень жизни здесь должен быть таким же, как в Объединенных Арабских Эмиратах...
Правда, знают наши граждане об Эмиратах не так уж и много. Среди многочисленных мифов об этой стране, бытующих в нашем обществе, наиболее популярны следующие: коренные жители ОАЭ могут позволить себе вообще не работать, потому как их содержит государство, старики имеют баснословные пенсии, а каждый ребенок при рождении получает в подарок депозит на 50 (100, 200) тысяч долларов. В общем, не жизнь, а сплошная сказка...
Но на самом ли деле жизнь граждан ОАЭ столь беззаботна? И почему, обладая значительными запасами нефти, Казахстан не может стать таким же богатым государством? Да и вообще, насколько уместно сравнивать две страны? С этими вопросами мы обратились к нашим экспертам.
Сергей Домнин, руководитель программы ИМЭП: «Идеализировать уровень жизни в ОАЭ не стоит»
– Прежде всего, хотелось бы развеять тот миф, который мог сложиться у казахстанцев, что наша страна обладает сопоставимыми с ОАЭ или Саудовской Аравией запасами нефти. По оценке BP 2014 года, общие доказанные запасы нефти в Казахстане оценивались в 30 млрд. баррелей. Это больше, чем у Бразилии, Мексики, Эквадора, Норвегии. Но в сравнении с запасами, которыми располагают страны Персидского залива, они выглядят не столь выдающимися: ОАЭ – примерно 98 млрд. баррелей, Кувейт – 101 млрд., Ирак – 150 млрд., Саудовская Аравия – 267 млрд.
Пойдем дальше. По данным американского Минэнерго, в 2016 году уровень добычи в нашей стране составил около 1,7 млн. баррелей нефти и конденсата в сутки, тогда как в Эмиратах ежесуточно добывали 3,1 млн. баррелей. То есть мы производим вдвое меньше.
А сколько денег мы получаем за экспортируемую нефть? Тут на помощь приходят данные Международного торгового центра при ВТО: в том же 2016 году ОАЭ экспортировал нефти и нефтепродуктов на 33 млрд. долларов, Казахстан – на 22 млрд.
Самое время задать третий вопрос: насколько наши экономики зависят от добычи и экспорта углеводородов? И здесь мы придем к неожиданному выводу. В товарном экспорте РК на неуглеводородную составляющую приходится 39,6%, тогда как в Эмиратах — 89,0% (данные 2016 года).
Достаточно высокая сложность экономики ОАЭ обеспечивает и высокий уровень экономического развития. При том, что население Эмиратов вдвое меньше, чем в Казахстане, ВВП этой страны превосходит наш в 2,5 раза. Соответственно подушевой ВВП там выше казахстанского почти в пять раз.
Однако как эти замечательные валовые показатели конвертируются в уровень жизни населения? Тут преимущество Эмиратов не столь очевидно. По оценке Всемирного банка, ожидаемая продолжительность жизни в ОАЭ в 2016-м составляла 77,5 лет, в РК — 72 года. Государственные расходы на здравоохранение в ОАЭ находились на уровне 2,64% к ВВП, в Казахстане – 2,37%, то есть разрыв несущественный. Данных по индексу GINI (он показывает степень имущественного расслоения в обществе) по странам залива, к сожалению, нет, и это не случайно...
Идеализировать уровень жизни в ОАЭ не стоит: исследователи отмечают высокую степень социального и гендерного неравенства в Эмиратах. Возвращаясь к индексу GINI… Если сравнивать с другими петростейтами, то у нас этот показатель находится на уровне Норвегии (26,5 в РК и 26,8 в Норвегии – данные 2014 года).
Какие выводы из всего этого должны сделать мы?
Во-первых, нам надо избавиться от мифа, что нефть – достаточное условие благополучия в долгосрочной перспективе. Мы на своем опыте убедились, что это не так, а опыт ОАЭ при достаточном приближении показывает, что успех обеспечивает последовательная промышленная политика, ориентированная на сравнительные преимущества страны, такие, как удачное географическое положение (выход в мировой океан) и доступные энергоносители.
Во-вторых, Эмираты – это источник уникального опыта не только диверсификации экономики и создания свободных экономических зон, но и создания международного финансового центра, и этот опыт сейчас перенимает МФЦ “Астана”.
Сергей Смирнов, экономист: «Экономика страны не может стоять только на нефтяных вышках»
– Благосостояние казахстанцев часто сравнивают с возможностями граждан ОАЭ. Дескать, главный источник доходов и той, и другой страны – нефтяные месторождения, но уровень жизни резко различается. Да, уровень жизни граждан ОАЭ действительно высок, но именно только граждан – а это лишь 1,7 млн. человек из 9,2-миллионного населения ОАЭ.
Информация о банковском счете с депозитом в 50 (100, 200) тыс. долларов на каждого ребенка сайтом правительства Абу-Даби не подтверждается. Однако в рамках социальной политики граждане Эмиратов получают широкий спектр льгот и субсидий. К примеру, все они пользуются бесплатным и качественным медицинским обслуживанием, имеют бесплатное образование. Более того, при желании студенты получают гранты на обучение в любом университете мира. При этом после окончания учебы они не обязаны возвращаться на родину.
При достижении 21 года каждому гражданину (мужчине) предоставляются земельный участок и средства на постройку жилья. Также молодая пара может получить заем (около 120 тыс. долларов), который после рождения третьего ребенка считается погашенным. Коммунальные услуги практически бесплатные, поскольку госдотации покрывают около 90% их стоимости.
Пенсионный возраст для мужчин – 55 лет, для женщин – 50 лет. При базовом размере пенсии почти в 3 тыс. долларов пенсионные начисления составляют около 80% последнего дохода гражданина Эмиратов. Для обеспечения себя такой пенсией хватает 20 лет трудового стажа.
Коренные жители получают зарплату примерно в 10 тысяч долларов и, как правило, работают в правительственных учреждениях, органах правосудия, входят в советы директоров международных экономических и финансовых организаций. В частности, не менее 51% акционерного капитала любой коммерческой компании, учрежденной в стране, должно принадлежать резидентам Эмиратов.
ОАЭ были образованы в 1971-м, и тогда основой их экономики была добыча нефти (доказанные запасы которой сопоставимы с российскими). Но за прошедшие годы страна добилась впечатляющих результатов в диверсификации экономики: если в начале 1980-х экспорт нефти составлял 73% от ВВП страны, то сегодня не превышает 8% от ВВП. Все остальное – это туризм, недвижимость, торговля. Когда-то полностью нефтяная страна, сегодня ОАЭ – крупнейший финансовый и торговый центр, оффшор, транспортный хаб. За всей этой трансформацией просматривается понимание шейхами того, что экономика страны не может стоять только на нефтяных вышках.
Таким образом, все блага граждан ОАЭ оплачиваются не только доходами от нефти, но и трудом работающих там иностранцев, которые составляют около 85% всей рабочей силы страны. Фактически все современные объекты – насыпные острова, морские порты, НПЗ, торговые центры, дороги, опреснительные заводы – созданы руками экспатов. Арабские – только деньги. Проекты создавали европейцы и американцы, рабочие руки – из Южной Азии. Даже дети приучены к тому, что за ними убирает прислуга.
Сегодня Эмираты – сплошная свободная экономическая зона. Беспошлинный ввоз и вывоз товаров развивает торговлю. Государство получает деньги от системы косвенных налогов. В стране нет НДС, налога на доходы физических лиц, корпоративного и подоходного налогов. Основные налоги собираются с четырех сфер деятельности: добычи нефти, банковского сектора, недвижимости и торговли. Так, иностранные компании, занятые в производстве углеводородного сырья, облагаются налогом, который определяется соглашениями между компаниями и правительством Эмиратов в индивидуальном порядке и составляет примерно 55% от операционной выручки. Отделения иностранных банков тоже облагаются налогом (около 20% от операционной прибыли). Все процветание ОАЭ построено на дешевой иностранной рабочей силе.
А что мы имеем в Казахстане? Коррупцию, деиндустриализацию, постоянно девальвируемую валюту, дорогие кредиты, спекулятивную финансовую систему, низкие инвестиции в несырьевой сектор экономики, высокие налоги, олигополистическую сырьевую экономику. Мы превратились в источник ресурсов для Европы и Китая.
Наконец, сравнение Казахстана и ОАЭ приводит к выводу о том, что не может быть ни устойчивой, ни развитой страна, на просторах сырьевой экономики которой бродит почти 9 млн. человек экономически активного населения с падающими реальными доходами.