Похоже, 100 шагов не хватает до цели…
Прозвучавшее на днях из уст премьер-министра РК Карима Масимова предупреждение о том, что в сентябре правительство обратится к парламенту за поддержкой по внесению корректив в экономическую политику государства, задало главную летнюю интригу текущего года.
Даже депутаты говорят, что такого у нас не было!
Дело в том, что премьер выступал в парламенте в тот же день, когда в Санкт-Петербурге на международном экономическом форуме свое видение по стратегическим вопросам развития экономики озвучивал глава нашего государства, который ни в Северной Пальмире, ни до этого события о таких планах вроде бы не сообщал. К тому же всего год назад Акорда огласила свой четкий план нации «100 конкретных шагов». По идее, нужно сначала реализовать его, а уж только потом приступать к следующему этапу стратегических перемен.
Однако со слов г-на Масимова следовало, что именно по поручению президента правительство будет рассматривать на заседании совета по экономической политике целый комплекс ее важнейших направлений, включая внешние заимствования, использование средств Национального фонда, использование и управление пенсионными активами ЕНПФ, обязательное медицинское страхование и реформирование банковского сектора. Кстати, о планах кабмина в этой части премьер сообщил депутатам, отвечая на вопрос мажилисмена Омархана Оксикбаева, забившего тревогу по поводу быстрого роста внешнего долга Казахстана и заявившего, что «вместо того, чтобы жить по средствам, мы влезаем в долговую яму».
По подсчетам мажилисмена, в прошлом году на погашение дефицита республиканского бюджета было использовано внешних займов более чем на 1,1 трлн. тенге - в девять раз больше, чем в 2013-м. Порядка 16% затрат республиканского бюджета осуществляется за счет бюджетных займов. Кроме того, в прошлом году установленный законом правительственный долг был превышен на 465 млрд. тенге, что привело к образованию свободного остатка бюджетных средств в размере 264 млрд. тенге.
«Такого в истории независимого Казахстана не было», - констатировал депутат, добавивший также к этой грустной картине информацию о том, что на текущий год правительство заняло за рубежом $2 млрд. на покрытие дефицита республиканского бюджета.
Прозвучал из депутатских рядов и вопрос к премьер-министру о состоянии денег Национального фонда – «подушки безопасности» нашей экономики и о том, на сколько лет хватит его накоплений. Согласно подсчетам Екатерины Никитинской, удельный вес трансфертов из Нацфонда в доходной части бюджета вырос с 29,8% в 2011 году до 43% в прошлом. Это означает, что правительство фактически проедает деньги, изначально предназначенные будущим поколениям казахстанцев, которым предстоит жить без большой нефти.
В ответ г-н Масимов пояснил, что этот «вопрос справедливый», ибо «возникает как у внешних наших аудиторов, у международной финансовой общественности, так и внутри страны». Он также пообещал, что помимо темы эффективности работы Нацфонда и других проблем, о которых говорилось выше, правительство намерено также разработать предложения по реформированию бюджетной и налоговой сфер наряду с более эффективным использованием государственных средств.
В принципе, можно было подумать, что премьерский политес является дежурным и ни к чему не обязывающим кабмин впоследствии, если бы не неожиданное резюме г-на Масимова по этому поводу: «… Хотелось бы получить вашу реакцию и совет, поскольку сокращение государственных расходов в силу высокой государственной доли в нашей экономике сразу же влияет на развитие деловой активности и на повышение темпов роста экономики. Это вопрос серьезный, требует взвешенного комплексного подхода и консультации с депутатами парламента»!
К тому же накануне, выступая на съезде Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», премьер призвал и отечественный бизнес обдумать предложения правительства по долгосрочному развитию Казахстана и внести в них свои коррективы. Речь в этом его выступлении шла о вопросах занятости и повышения производительности труда, прежде всего в сельском хозяйстве (оно, по мнению г-на Масимова, представляет собой «направление, которое практически беспроигрышно для нашей страны»), мобильности трудовых ресурсов. А также о высоком уровне импорта товаров первой необходимости из соседних стран и о необходимости повышения привлекательности инвестиций в сырьевой сектор экономики.
Выяснилось, что в правительстве обсуждались три новых глобальных тренда, способные изменить многое в существующем раскладе дел, - падение стоимости электроэнергии от возобновляемых источников, как минимум, до уровня стоимости ее получения от углеводороводов, появление батарей, основанных на новых технологиях и способных сделать дома независимыми, отказ от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в пользу электроавтомобилей.
У МВФ просили год
После этого стало понятно, что власти Казахстана и впрямь оказались в весьма сложной ситуации в части государственного управления экономикой, вследствие чего к осени от них можно ждать новых радикальных предложений, выходящих за рамки плана «100 конкретных шагов». Действительно, данные официальной статистики об итогах развития экономики страны за январь-май, то есть практически за первое полугодие, весьма неутешительны. Краткосрочный экономический индикатор по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 99%, что вполне ясно указывает на продолжающееся движение к рецессии.
Объем промышленного производства сократился на 2,2%, в том числе в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров - на 4,3%, в электроснабжении, подаче газа, пара и воздушном кондиционировании - 1,9%, в водоснабжении, канализационной системе, контроле над сбором и распределением отходов - 5,7%. В связи спад составил 4,6%, в торговле – 5,1%, в том числе в оптовой – 6,9%, розничной – 1,3%. Внешнеторговый оборот, по данным за январь-апрель, снизился на 29,8%, в том числе экспорт – на 31,2%, импорт - 27,7%. Инфляция в годовом выражении поднялась в мае до 16,7% с 13,6% по итогам прошлого года вопреки заверениям руководства Нацбанка об ее затухающем характере. Реальные денежные доходы, по оценкам статистиков, снизились в апреле на 6%.
Весьма пессимистичны и оценки аналитиков международных рейтинговых агентств. Так, в агентстве «Fitch Ratings», которое в начале мая понизило суверенный рейтинг Казахстана, указывают на расширение бюджетного дефицита до 5% в прошлом году по сравнению с профицитом в 3,5% в предыдущее пятилетие, что вызвано инвестициями в инфраструктуру из Нацфонда и поддержкой госкомпаний, испытывавших трудности.
Констатируется и быстрый рост государственного долга из-за увеличения внешних займов и девальвации тенге – с 13,9% к ВВП в 2014 году до 22,1% в прошлом. Весьма туманны перспективы перехода к инфляционному таргетированию по причине высокого уровня долларизации и невысокой долгосрочной ликвидности в тенге. Доверие к отечественной финансовой системе и национальной валюте остается ограниченным.
Неутешительны и прогнозы «Fitch Ratings» на ближайшее будущее. В агентстве ожидают сокращения ВВП нашей страны в этом году на 1% при том, что у государств этой же рейтинговой категории «ВВВ» медианное значение составляет прирост на 3,3%. Снижение реальной заработной платы и резкое падение долларовых доходов неминуемо влекут сокращение потребительских расходов на фоне падения ВВП на душу населения с $14 828 в 2013 году до $7 102 в нынешнем. Неблагоприятным рейтинговым фактором по-прежнему остается банковский сектор страны.
Напомним читателям и о недавнем эпохальном визите в Казахстан главы Международного валютного фонда Кристин Лагард, настоятельно советовавшей официальной Астане переходить к «добродетельному кругу» мер государственной политики в экономической сфере. Они включают укрепление макроэкономических основ, модернизацию денежно-кредитной и налогово-бюджетной политик, развитие более эффективных и прозрачных институтов, открытой и интегрированной экономики, охват экономической жизнью более широких слоев населения, в первую очередь женщин и молодежи.
В социальных сетях информированные пользователи иронично напомнили в этой связи о том, что в 2001 году казахстанские власти решительно указали на дверь МВФ, выплатив досрочно все долги этой организации и фактически дав понять ей, что не нуждаются отныне в экспертной поддержке в части масштабного реформирования экономики. Теперь же г-жа Лагард прибыла в Астану на фоне сообщений о том, что условия экстренных займов от МВФ обсуждают власти Таджикистана и Азербайджана. А ее предложения по переходу к «добродетельной» политике, по мнению экспертов, больше напоминают перечень условий для предоставления такого займа и Казахстану.
Кстати, на совместной пресс-конференции с главой МВФ г-н Масимов отметил активные дискуссии, ведущиеся в Казахстане по вопросам экономической и денежно-кредитной политики, включая новый Налоговый кодекс и модернизацию Бюджетного кодекса. Он же заявил тогда о намерении провести необходимые консультации с МВФ и другими международными финансовыми организациями в течение примерно года, после чего уже выходить на принятие соответствующих законодательных актов. Но, по всей видимости, в последнее время появились новые неотложные обстоятельства, потребовавшие от властей Казахстана значительно ускорить темпы разработки новой программы масштабных реформ в экономике.
Мы в проигрыше при любом раскладе?
Одним из новых негативных факторов, безусловно, стала безопасность иностранных инвесторов после недавних драматических событий в Актобе, которые показали слабую готовность правоохранительных органов к борьбе с даже плохо вооруженными экстремистами и отсутствие должной координации между силовиками. Эти события вызвали заметный резонанс за рубежом и в ведущих иностранных СМИ, не говоря уже о вполне ясном заявлении г-на Масимова на заседании правительства и поручениях, данных им соответствующим министерствам.
Другим фактором, явно указывающим на разбалансировку механизмов управления государственными финансами, стало неожиданное появление в бюджете суммы в 240 млрд. тенге, образовавшейся за счет экономии средств. Об этом стало известно на совещании в Акорде, прошедшем 14 июня под председательством главы государства. Между тем во время принятия парламентом соответствующих поправок в бюджет в марте текущего года правительство всячески обосновывало необходимость сокращения расходов и таких сюрпризов не обещало.
Напомним, что ныне действующая версия бюджета опирается на курс доллара в 360 тенге и цену нефти в $30 за баррель наряду с 15%-ным снижением котировок на металлы, экспортируемые из Казахстана. Реальные же значения этих параметров значительно отличаются в лучшую сторону, что, скорее всего, повлекло за собой перекосы в исполнении бюджета, задуманного как антикризисный.
Далее, вполне очевидным стало, что государство не лучшим образом управляет не только бюджетом и Нацфондом, но и пенсионными накоплениями, которые по определению являются частной собственностью казахстанцев. Это вызывает растущее недовольство населения и острую критику со стороны экспертного сообщества. Г-н Масимов, выступая на съезде НПП, был вынужден признать: «Я лично считаю, что рыночное использование – оно всегда лучше, чем какое-то административное. К сожалению, мы сейчас делаем это административно, хотя это не наши деньги – это деньги вкладчиков, то есть это деньги наших пенсионеров».
Однако наиболее весомым и непредсказуемым фактором, с нашей точки зрения, все же выступает Россия, с которой Казахстан тесно связан в рамках Евразийского экономического союза. Вполне очевидно, что российская экономика сумела вынести двойное бремя падения цен на нефть и западных санкций, проявив в очередной раз способность быстро адаптироваться к новым условиям. Более того, на прошедшем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме российский президент Владимир Путин заявил о конце экономического спада в стране и создании базовых условий для выхода на траекторию роста.
Разработкой новой модели развития экономики России на новом этапе занимаются сразу три группы высококвалифицированных экспертов – Минэкономразвития, Столыпинского клуба и Центра стратегических разработок. В принципе, они сходятся в одном: России необходимы высокие темпы развития, так как в противном случае эта страна потеряет не только свою долю в мировой экономике, но и конкурентоспособность наряду с дальнейшим падением уровня жизни населения. Кроме того, г-н Путин объявил о создании Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам – он будет работать над повесткой следующего политического цикла в России.
Но, как ни странно, Казахстан окажется в незавидной роли в обоих сценариях для экономического будущего России. Какие перипетии повлекли у нас кризисные явления в экономике северного соседа и обмен санкциями с Западом, известно всем, поэтому ничего хорошего вариант дальнейшего ослабления России нам не сулит. Однако и быстрый подъем российской экономики, включая значительное укрепление рубля, чреват весьма значительными потрясениями для Казахстана.