Гардеробные инициативы: как одеваться таджикским женщинам?
В Таджикистане вновь решили заняться стилем одежды женщин и девушек. Теперь инициативу в свои руки взял Комитет по делам женщин и семьи. С работниц рынков и торговых центров начнут в первую очередь. Что предлагают госорганы и как относятся к данной инициативе сами женщины, разбирался корреспондент «АП».
Женщины взяли инициативу в свои руки
Глава Комитета по делам женщин и семьи Идигул Косимзода решила лично взяться за упорядочение одежды девушек и женщин в общественных местах. В частности, 24 мая Косимзода провела встречу с представителями министерств образования, здравоохранения, внутренних дел, Госкомитета национальной безопасности и администрации рынков и торговых центров. Как сообщается на официальном сайте комитета, главная цель встречи – не допустить подражания женщин и девушек чуждому для Таджикистана стилю одежды и научить их культуре одеваться.
«Во время встречи глава комитета говорила о том, что необходимо предпринять меры касательно продажи продукции, пропагандирующей чужую культуру. Она призвала представителей органов и рынков обратить внимание на стиль одежды их сотрудниц и усилить контроль для предотвращения подражания чужой культуре со стороны женщин и девушек», - отмечалось на сайте Комитета.
До этого вопрос о чуждой одежде уже не раз поднимался на различных уровнях, но на улицах девушек и женщин в «чуждой» одежде не стало меньше.
Поговорить лично с главой Комитета по делам женщин и семьи о ее инициативе сейчас нам не удалось. Но ранее в интервью «АП» Идигул Косимзода уже отмечала, какая именно одежда считается своей, а какая чужой.
«Власти пропагандируют ту одежду, которую носили наши матери и бабушки. Я сама стараюсь чаще надевать национальную одежду», - сказала И.Косимзода. При этом, отвечая на вопрос, относят ли европейский стиль одежды к чуждой культуре, она подчеркнула, что к европейскому стилю одежды претензий у них нет.
При этом представитель Комитета по делам религии и упорядочению традиций и обычаев Хусейн Шокиров добавил, что власти выступают против той одежды, которая не позволяет узнать человека, то есть против бурки или никаба, которые считаются традиционным элементом одежды арабских женщин и закрывают все лицо. «Если лицо человека узнаваемо, то вопрос исчерпан», - добавил Шокиров также на одной из пресс-конференций.
Штрафы за хиджаб
Чтобы узнать, как к пожеланиям Комитета по делам женщин относятся сами работницы рынков, мы отправились на базар «Шохмансур». Женщины-продавцы на рынке доминируют, их большинство. Но у них много гораздо более важных проблем, чем вопрос ношения платка. Финансовый кризис, отсутствие клиентов и прибыли – вот основные проблемы, о которых говорят женщины. Имен своих они не называли, опасаясь, что могут потерять место из-за излишней «откровенности».
«По поводу нашей одежды к нам ходят уже весь последний год. Если забыли надеть фартук, штрафуют; за слишком большой платок часами читают лекции - то администрация рынка, то участковый, но никто не спрашивает о наших проблемах», - рассказывает одна из продавщиц.
По ее словам, она никогда не надевала хиджаб, ограничивалась обычным платком, но она не понимает, почему необходимо столько времени и энергии тратить на регламентирование какого-то куска ткани на голове, ведь есть гораздо более важные проблемы.
«Я давно искала журналистов, чтобы поднять одну проблему. Наш основной доход был с продажи сухофруктов, но нас отправили в «Пойтахт-90». Там покупателей совсем нет, я прогорела на 10 тыс. сомони: весь наш товар испортился. Вернулась обратно на «Шохмансур», но здесь нам не позволяют продавать сухофрукты. А таджики не такой богатый народ, чтобы постоянно покупать конфеты. Как здесь развернуться, из чего платить налоги, оплачивать аренду квартиры и ребенка накормить? Этот вопрос никто не хочет обсуждать, вся проблема в хиджабе. Это готовы обсуждать многие», - отметила она.
Другая наша собеседница, которая родом из Рашта, рассказала, что за ношение хиджаба ее там оштрафовали.
«Я сама живу в Душанбе, но езжу в Рашт, чтобы навестить родственников. И недавно, когда я была там, меня фактически насильно затащили в отдел милиции и выписали штраф. Поскольку мои родственники работают в местной администрации, мне сделали скидку – я заплатила только 400 сомони», - рассказывает женщина.
По ее словам, в Душанбе с этим дела получше – их только предупреждают, но не штрафуют. «Даже здесь, на рынке, нам говорят: как придете на работу, снимите хиджаб, а на улице можете надевать. Но я устала от этого - сколько можно сталкиваться с проблемами из-за одного платка? Я перестала надевать хиджаб», - рассказывает продавщица.
Другая молодая продавщица после праздника Рамазан планирует вообще уйти с рынка. «Как только нас тут не называли - и террористками, и проститутками. Сколько можно это терпеть?! А ведь я ношу такой платок по одной причине – за товаром, который лежит под прилавком, приходится часто нагибаться, вот и прикрывают грудь платком, завязанным спереди. Была бы у меня возможность, я бы училась, а не торговала на рынке», - сетует девушка.
По ее словам, после того как она смогла закрыть свой долг в 6,5 тыс. сомони, она уже с уверенностью может бросить работу и сидеть дома.
Мадина Ниёзмамадова, замглавы столичного управления экономического развития и торговли, рассказала в интервью «АП», что на всех столичных рынках уже введена униформа для продавцов. «Это важно, чтобы продавец отличался от покупателя. Но, к сожалению, много случаев, когда продавцы просто ленятся надевать униформу», - отметила она.
Ниёзмамадова также сообщила, что есть указ, запрещающий появляться продавщицам на рынке в хиджабе. Однако, от кого исходит указ, Ниёзмамадова затруднилась ответить.
Разъяснить некому
Как оказалось, в Таджикистане отсутствуют правозащитники, занимающиеся вопросами свободы совести.
«Хиджаб считается одеждой, которая является элементом религиозной атрибутики. И экспертов-правозащитников по этому вопросу у нас нет. Даже международные организации отметили, что в этой области люди не защищены. Ведь все это делается в целях обеспечения безопасности. Но правозащитников, которые защищают религиозные права людей в Таджикистане, я не знаю», - отметил один из сотрудников местных НПО.
Между тем международные нормы о правах человека гарантируют каждому человеку право на свободу совести, включая свободу публично или в частном порядке исповедовать свои религиозные убеждения посредством отправления религиозного культа, выполнения религиозных предписаний и обрядов. С другой стороны, государство обязано обеспечивать неприкосновенность частной жизни, включая право на личную автономию - например, возможность самостоятельно определять, как одеваться дома и в общественных местах. Государство также обязано обеспечивать право на равенство и свободу от дискриминации, в частности по религиозному или половому признаку. Наконец, государство несет обязательства по защите прав религиозных меньшинств, находящихся в границах его юрисдикции.
Комитет ООН по правам человека разъясняет, что отправление культа включает в себя демонстрацию символики, а выполнение религиозных предписаний и обрядов может включать ношение определенной одежды или головного покрова.
Как и подавляющее большинство других прав, свобода вероисповедания и право на личную автономию не являются абсолютными или безоговорочными. Государство может налагать на их осуществление определенные ограничения, но только при наличии убедительных оснований их необходимости для защиты общественной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или основных прав и свобод других лиц. Такая оговорка предполагает наличие действительно веских оснований.
При этом, согласно части 3 статьи 14 Конституции, «ограничение прав и свобод граждан допускаются только с целью обеспечения прав и свобод других граждан, общественного порядка, защиты конституционного строя и территориальной целостности республики».
При этом запрет продавать или носить какую-либо одежду является ущемлением права человека.
Статья 26 говорит, что каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов.
Что касается продажи одежды того или иного стиля, часть вторая 2 статьи 12 Конституции гласит: «Государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе частной».
Согласно части 2 статьи 3 Гражданского кодекса РТ, «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
При этом в современном мире уже говорят о том, что по внешней атрибутике нельзя судить о готовности человека к негативным действиям. Например, теракты в Брюсселе и во Франции совершали люди, «от которых меньше всего можно было это ожидать». Они не носили ни хиджаба, ни бороды, их внешний вид вполне соответствовал образу «современного европейца».