ПЯТНИЦА, 10 ИЮНЯ 2016 ГОДА

В Алматы эксперты обсудили вопросы профориентации школьников

215 2-06-2016, 00:03

В последний день мая состоялась открытая дискуссия на тему эффективности профориентационной работы в школах и гимназиях.  Ее организатором выступил  Образовательный центр "Билим-Центральная Азия", который с начала года реализует пилотный проект в партнерстве с компанией "Шеврон". Дискуссия прошла при поддержке Фонда первого президента РК - лидера нации.

Актуальность этой темы сегодня неоспорима. Эксперты  констатируют, что в последние годы профориентация в школах перестала быть частью педагогического процесса. Старшеклассники имеют смутное представление и фрагментарную информацию о востребованных профессиях и специальностях, дальнейших карьерных перспективах. Выявлению индивидуальных наклонностей подростков нередко не уделяют необходимого внимания в школах. О том, что появляются новые профессии, открываются  учебные заведения, выпускники не знают. Справочная литература, которая может сориентировать в мире профессий, пока редкость. Факультативы в школах, помогающие выбрать специальность, - тоже.

Эти выводы основаны на результатах социологического исследования, проведенного в рамках проекта среди учащихся 9-10 классов восьми школ Алматы. Согласно полученным данным, только от 1 до 15% учащихся 9 классов и от 0,7 до 5,8% десятиклассников определились с выбором профессии. На решение большинства девятиклассников (48%) влияние оказывают родители, а учителя лишь от 2 до 4%.

Исследование подтвердило, что основными каналами анализа рейтинга будущих профессий у учащихся 9 классов (59%) и у десятиклассников (49%) являются Интернет и родители (28%). Практически 90% участников исследования убеждены, что в школах должны быть специальные профориентационные занятия, которые помогут определиться с будущей профессией и учебным заведением.

-  Наш проект направлен на повышение внутренней мотивации и информированности под­рост­ков о доступных карьерных возможностях. Каждый выпускник должен сделать свой осознанный профессиональный выбор. Для этого мы,  взрослые - родители, учителя, общественники - должны работать вместе. На эту консолидацию и нацелен наш проект, - говорит исполнительный директор образовательного центра "Билим - Центральная Азия" Лариса Горбунова.

В рамках проекта в Астане в партнерстве с Министерством образования и науки РК проведен онлайн-конкурс "Я выбираю профессию". В Алматы из числа  старшеклассников сформирована группа, которая прошла коуч-сессии и тренинги по определению личных целей и нахождению инструментов их отстаивания. Подростки  познакомились с различными профессиями с помощью мастер-классов  и встреч в профессиональных ассоциациях. Важную часть проекта составили  интерактивные лекции, охватывающие следующие вопросы: информация о специальности (право, медицина, экономика, предпринимательство, информатика и др.),  смежных специальностях,  карьерных возможностях,  заработной плате, о том, как получение  профессии влияет на профессиональный и личный рост (лекторы делились личным опытом). Школьники прошли тренинги по формированию навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности: написание эссе, сопроводительных писем, резюме.

К участию в открытой дискуссии были приглашены депутаты мажилиса парламента РК в лице Ирины Смирновой, представители Министерства образования и науки РК, управления образования г.Алматы, управления занятости и социальных программ г. Алматы, руководители гимназий, лицеев и вузов южной столицы, представители неправительственных организаций и другие заинтересованные стороны.

На мероприятии были презентованы итоги пилотного проекта  "Будущее - мой выбор!", социологического исследования "Готовность к профессиональному выбору старшеклассников в г.Алматы", участники познакомились  с коучингом и другими новыми трендами в системе образования. В заключение были приняты рекомендации по развитию профессиональной ориентации старше­классников в РК.

 

Комментарии:
Выбор главного редактора
Фото и видео
Лучшие материалы
Астана: 14 °C
Алматы: 18 °C
    
$ 330.16
375