СРЕДА, 13 АПРЕЛЯ 2016 ГОДА

Произойдет ли в Казахстане перезагрузка политической системы?

Автор: Талгат Исмагамбетов 723 29-01-2016, 00:13


События последних лет складываются в целостную картину намеченной перезагрузки политической системы. Предлагаемые ныне преобразования не ставят целью коренное ее переустройство. На повестку дня поставлены адаптация и развитие в условиях мирового экономического кризиса.

Технократы за работой

Термин "перезагрузка" более точно выражает суть намеченных преобразований, чем другие определения, такие как переформатирование или системные реформы. Во-первых, никаких масштабных реформ не предполагается. План нации "100 конкретных шагов" подразумевает улучшение функционирования отдельных частей и в целом политической, экономической, правовой систем.

Каждая из пяти институциональных реформ является комплексом мер, которые в сумме призваны придать стране и государственности запас устойчивости в сложных условиях экономического кризиса. Если "Стратегия-2050" есть желаемое будущее для страны, то "100 конкретных шагов" по осуществлению пяти институциональных реформ" - свод необходимых для этого мер. Последние являются продолжением ранее озвученных намерений, часть которых не имела конкретного, практического выражения.

Заметим, что эти пять направлений (формирование современного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, нация единого будущего, транспарентное подотчетное государство) конкретно расписаны, но не подкреплены идейным, убедительным слогом.

Дело в том, что подготовку к преобразованиям отдали в руки технократов. Хотя где отыскать в стране идеологов, умеющих кратким словом пробудить сердца, зажечь вдохновением умы? Можно согласиться с утверждением, что этот План имеет основной целью "лечение системных заболеваний", а не сглаживание их "внешних симптомов".

Официально признается, что "100 конкретных шагов" - это ответ на глобальные внутренние вызовы и одновременно план по вхождению в число 30 наиболее развитых государств в изменяющихся исторических условиях.

Принимая во внимание главенствующую роль технократов, приходится понимать их логику. Они далеки от излюбленных "идеологами" понятий "трансформация", "модернизация". И это хорошо видно в тексте.

Как туманны предлагаемые ими меры, когда они говорят о модернизации государственной службы, принципе меритократии, продвижении кадров на основе компетентного подхода. И насколько ясно для слуха и глаз, насколько понятно в оценке выполнимости, когда текст недвусмысленно повествует о мерах и предлагаемых действиях.

Например, переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная).

Настоящий идеолог заложил бы в документ, помимо мер по предотвращению коррупции и борьбе с ней, кампанию "по исправлению стиля работы". Аналогично "чжэндан" - кампании по исправлению стиля работы в партии и чиновничьем аппарате, которая не раз имела место в Китае..

Перезагрузка или нечто иное?

Пользователи компьютеров знают, что форматирование означает создание новой таблицы файлов при полном стирании информации с жесткого диска. Форматирование политической системы имело место в 1990-1995 годах, когда появился и укреплялся институт президентства, выстраивались новые отношения между органами власти, в том числе исполнительная вертикаль.

При этом ушли в историю такие институты, как Верховный совет, местные советы, ослабли роль и значение профсоюзов. И в процессе этого переформатирования на удивление быстро стерлась информация, наложенная марксистко-ленинской идеологией, в том числе атеизм многих и нейтрально-безразличное отношение к религии у большинства. На место этих "файлов" были поставлены религиозный поиск и вакуум в сфере политической идеологии.

В политической терминологии слово "перезагрузка" было использовано применительно к взаимодействию президентов США и РФ - Барака Обамы и Дмитрия Медведева. Это слово довольно удачно выразило суть намерений: ввести новые элементы ("приложение") в двусторонние отношения, избегая системного сбоя этих отношений. Как известно, возвращение Владимира Путина в 2012 году на высший пост в России покончило с надеждами на эту перезагрузку.

Продолжая аналогии с компьютерной терминологией, следует сказать, что План нации не подразумевает т.н. быстрого форматирования политической системы, то есть такого способа форматирования, при котором без полной перезаписи или стирания информации жесткого диска создается новая таблица файлов.

Судя по имеющимся фактам, начиная с мая 2007-го (внесение изменений в Конституцию, первая пятилетка ФИИР, аттестация силовиков и т.д.), поставлена цель предотвратить сбои в работе политической и экономической систем. О наличии таких сбоев свидетельствуют нерешенность ряда задач, неудовлетворительное выполнение ряда программ, нецелевое расходование выделенных государством средств… С точки зрения их предотвращения "быстрое форматирование" нерезультативно.

Необходимо либо переформатирование, либо перезагрузка. Первое означает коренные преобразования, оно изменяет суть отношений в государстве, включая реформирование норм Конституции и конституционных законов. Но правящая элита не готова к такому масштабу преобразований, и вопрос об этом не ставился.

Тогда как перезагрузка политической и экономической систем подразумевает, что после нее выполнение государственных программ должно проходить без системных сбоев. Не случайно в последние годы на скамье подсудимых оказались по обвинениям в коррупции не какие-то мелкие сошки, а ряд видных лиц из чиновничьего аппарата, включая бывших глав регионов, областных центров и даже бывшего премьер-министра.

Технократический подход недостаточен

Запрет на деятельность Компартии, объединение "Адилета" со ставшим в какой-то момент неподконтрольным "Руханиятом", создание альянса из двух других мелких партий, основательная зачистка информационного пространства от некоторых СМИ - эти и некоторые другие факты говорят в пользу того, что приняты меры для предотвращения возможности переформатирования политической системы.

В то же время есть впечатление, что одного только технократического подхода недостаточно. Дефицит идейно-ценностного подхода особенно чувствуется в таком направлении, как "Нация единого будущего". Ассамблея народа Казахстана, мягко говоря, не вполне оправдывает себя в качестве основной опоры в деле созидания нации. Другой опорой должна была стать общенациональная идея Мангілік Ел.

Однако она требует большей четкости и конкретики, чтобы стать вдохновляющей. К тому же ее тезис об "укреплении общей идентичности и единства страны через развитие казахстанского общества на принципе единого гражданства, общенациональных ценностей Мангілік Ел, на основе консолидации наших достижений за годы независимости" окажется как минимум спорным для национал-патриотов: они воспримут общенациональные ценности как чисто казахские по истоку.

Вопрос осовременивания этих ценностей применительно к новым реалиям их не затрагивает, ибо в политике национализм - это всегда вызов властям предержащим, а не приспособление к ним. Что не исключает в наших реалиях их пресмыкательства перед властью.

К сожалению, техно­краты далеки от того, чтобы принимать во внимание интересы разных социальных групп. Как следствие, такой подход обнаруживает свои изъяны. Например, среди 59 законов, создающих правовую основу для преобразований, есть новый Трудовой кодекс.

Содержащаяся в нем норма о том, что собрания работников нуждаются в согласовании с работодателем, подменяет четкость юридического понятия "согласие" на малопонятное "согласование". Один юрист заметил по этому поводу: "А как быть, если согласовано, что на собрании будет 100 работников, а придут 90 или 102? Считать ли такое это нарушением согласованных с работодателем условий?"

Да и в целом эксперты пришли к мнению, что новый Трудовой кодекс сузил права работника в его отношениях с работодателем. А в таком случае кто может с уверенностью сказать, что общественные настроения в массе своей будут в пользу воплощения высоких замыслов - войти в число 30 наиболее развитых стран мира?

 

Комментарии:
Выбор главного редактора
Фото и видео
Лучшие материалы
619
Прикрываясь депутатским значком...
Астана: 9 °C
Алматы: 15 °C
    
$ 335.64
383.37