ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА

Америка нам поможет?

1951 26-06-2015, 00:00

"Алматы угрожает бактериологическая опасность!.. Над мегаполисом нависла тень бактериологического полигона!.. Возбудители чумы, сибирской язвы, холеры, туляремии сосредоточены в хранилищах лаборатории крупнейшего города страны". И совсем уж нечто из Апокалипсиса: "При финансировании Пентагона в Алматы строится бактериологическая лаборатория".

 

Я другой такой ­страны не знаю…

Строительство Центральной референс-лаборатории, сооружаемой с помощью США, уже на стадии проектирования вызвало в прессе и в социальных сетях однозначно негативное мнение. Но если бы только эта лаборатория.

"Чуть ли не каждый день появляются публикации в СМИ и посты в социальных сетях, повествующие об экологических катастрофах. Последним громким событием стал массовый падеж поголовья сайгаков в разных регионах страны, и общее число погибших составляет уже более ста тысяч голов. Их губителями объявляются россияне со своими запусками ракет с Байконура… Помимо этого, каждый год появляется информация о массовой гибели рыбы и тюленей на Каспии. Правда, в этой ситуации экологи стараются даже не говорить о виновности иностранных и в первую очередь американских и европейских добывающих компаний, участвующих в разработке шельфа. Нефтедобытчики если и штрафуются, то на минимальные суммы, которые с лихвой оправдывают их нежелание строить очистительные сооружения.

Вся страна обсуждала факт массовой потери сознания детьми в поселке Березовка Западно-Казахстан­ской области, где расположены предприятия по добыче газа консорциума Kara­chaganak Petroleum Operating B.V. (это одно из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений в мире). Похожая картина возникла после массовой вакцинации детей школьного возраста от кори в Жанаозене Мангистауской области, где власти постарались замолчать факт госпитализации сотен подростков. Причем последствия могут привести к инвалидности.

Или вот последний случай с транспортировкой в Казахстан 18 тонн ядерных отходов из Японии и США на хранение: адресат - Ульбинский металлургический комбинат в Восточно-Казахстанской области. В сообщении вестника правительственных документов США Federal Re­gister отмечается, что ураносодержащий материал "изначально был получен (японской корпорацией) Nu­clear­fuelindustries от производителей ядерного топлива в Соединенных Штатах". Теперь она решила передать его Ульбинскому металлургическому заводу в Усть-Каменогорске на переработку в топливо для энергетических реакторов шести японских компаний. Хотя руководство Ульбинского металлургического завода заявляло, что отказывается расширять площадь для создания банка ядерного топлива. По словам директора Центра экологической безопасности Геннадия Корешкова, согласно международным стандартам создание хранилища для урана запрещено в сейсмически неустойчивых регионах, каковым считается Восточный Казахстан.

И вполне логичный вывод: страна превращается в свалку опасных радиоактивных отходов, ужасных вирусов и бактерий, в отхожее место, куда сливаются отходы от добычи полезных ископаемых, хищнически извлекаемых и вывозимых иностранными компаниями. Причем все "общественные деятели" упускают из виду то вопиющее обстоятельство, что все иностранные добывающие компании вообще не платят в бюджет с 1990-х годов природную ренту, а сами контракты с ними строго засекречены!

В Казахстане существует огромная опасность техногенных катастроф, которые то и дело периодически случаются в виде наводнений, связанных с изношенностью и выходом из строя ветхих гидросооружений. По оценке специалистов, большинство из почти пяти сотен гидросооружений требуют капитального ремонта и обновления. Но самое главное - половина из них находится в частных руках! Да, частные озера, водохранилища, каналы с целью продажи воды фермерам и местным жителям стали повсеместным явлением. Понятно, что частники заинтересованы только в прибыли, а не в поддержании этих стратегических объектов в рабочем состоянии.

В итоге каждый год мы наблюдаем стихии, наводнения с гибелью десятков людей, мор диких и домашних животных, неизвестные болезни, выбросы продуктов и отходов добычи нефти и газа в воздух, в реки и Каспий­ское море. Отравление земли, воздуха, воды идет повсеместно и постоянно, так как страна прочно вошла в систему международного разделения труда как сырьевая колония".

 

Жоктау генерал-майора Тогусова

Воля ваша, но иной впечатлительный гражданин, начитавшись подобной информации, начинает невольно поглядывать по сторонам в поисках не столь опасного для проживания уголка планеты. Причем все эти сообщения отнюдь не анонимны, мы не случайно взяли их в кавычки, их автор - лидер движения "Социалистическое сопротивление Казахстана" Айнур Курманов, проживающий ныне в Москве. Конечно, проникаешься и гражданским пафосом автора, и его болью за здоровье родимой земли. Правда, возникает безнадега полная, а это уже не есть хорошо. Тем более что следом не сможешь не прочитать в Интернете лишающие последних иллюзий и не оставляющие никаких надежд на спасение размышления экс-заместителя министра обороны РК, генерал-майора в отставке Амирбека Тогусова. Как-никак - воен­спец высшей категории и, надо полагать, отлично знает то, о чем говорит.

А говорит он о Центральной референс-лаборатории (ЦРЛ), дарованной Пентагоном нашей суверенной стране. Объект уникальный, дорогой, его стоимость составляет 108 миллионов долларов. Как известно, дареному коню в зубы не смотрят. Но генерал-майор - человек бывалый, и смотрит он именно в зубы, поскольку эта боевая лошадь не откуда-нибудь, а из пентагоновских конюшен. К тому же у генерал-майора стойкие подозрения, что конь на поверку окажется троянским.

Естественно, пресс-служба посольства США на вопрос о возможности использования данной лаборатории для военных биологических разработок Пентагона бодро отвечает: нет. И столь же естественно возникают обоснованные сомнения в искренности ответа. Всем известно, что грань между биологическими исследованиями и переходом к производству биологического оружия (БО) остается номинальной. Об этом откровенно заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон, выступая в декабре 2011-го на VII Обзорной конференции КБТО. По ее мнению узнать о ведущихся работах все сложнее, так как любые исследования в области биологии могут служить двум целям. Одно и то же оборудование и специалисты могут создавать как лекарства, так и возбудителей смертельных болезней.

Лукавят американцы и тогда, когда говорят о том, что руководить ЦРЛ будет Минздрав, но при этом военспецы Пентагона, как правило, будут проводить свои исследования самостоятельно. Такие оговорки подразумеваются во всех соглашениях со странами СНГ, где ведется строительство подобных лабораторий. На заверения американцев о том, что новая лаборатория усилит безопасность людей и прилегающей зоны, а также страны в целом - отвечу: "Не верю!", и на это есть веские основания. Самый высокий уровень риска существует при работе с патогенными микроорганизмами. За последние 70 лет в мире зарегистрировано более 5400 лабораторных несчастных случаев, около 100 инцидентов, связанных с выходом в окружающую среду патогенных биоагентов от биотехнологичных производств. В общем, генерал убежден, что в Алматы заложена бактериологическая бомба замедленного действия. Тем более что ЦРЛ дислоцируется по дороге в аэропорт. Опасное соседство!

 

Взгляд со стороны

Быть может, генерал сгущает краски? Но вот что писал в декабре 2013-го руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований Дмитрий Попов в статье "Зачем Пентагону биологическая лаборатория в Казахстане?":

"Строительство Центральной референс-лаборатории на базе бывшего советского противочумного НИИ в Алматы началось в 2010 г. при финансовой поддержке оборонного ведомства США. Ввод в строй лаборатории ожидается в 2015 году. Ее работу будет дополнять новая станция раннего оповещения о вспышках заболеваний в Центральной Азии, размещенная в поселке Отар (предположительно на базе Научно-исследовательского сельскохозяйственного института ДНИСХИ). Открытие последней запланировано на апрель 2014 г., на ее возведение США выделяют 5,6 млн долл.

Официально Центральная референс-лаборатория в Алматы создается для обеспечения безопасности особо опасных патогенов, оставшихся в Казахстане от советской военно-биологической программы, и исследований способов защиты от них, а также трудоустройства (спустя двадцать лет!) бывших военных биологов. Вместе с тем ряд обстоятельств указывает на то, что в действительности данная лаборатория может использоваться для военных биологических разработок, ведущихся Соединенными Штатами. Куратором программы выступает сенатор Ричард Лугар, тесно связанный с американским военным истеблишментом. Ранее он занимался демонтажем советских ядерных объектов в Казахстане и других республиках СНГ, затем сосредоточился на вопросах биологического оружия, в частности на Украине и в Грузии (в последней, кстати, в советское время такого оружия не было, зато теперь там создана лаборатория имени Ричарда Лугара)…

Практика использования американцами подобных объектов в других странах показывает, что они выведены из-под национального контроля, функционируют в закрытом режиме, зачастую возглавляются военными или представителями спецслужб (руководителем лаборатории в поселке Алексеевка близ Тбилиси назначена бывший шеф грузинской разведки Анна Жвания). Объекты укомплектовываются иностранным персоналом, в том числе обладающим дипломатическим иммунитетом, а представители местного гражданского здравоохранения прямого доступа к этим объектам не имеют.

Стоимость комплекса в Алматы составит 108 млн долл., что значительно превышает стандартные затраты на подобные учреждения и может свидетельствовать о размещении там оборудования двойного назначения.

В целом за несколько десятилетий Соединенные Штаты сформировали обширную сеть лабораторий двойного назначения в различных частях света (в Европе, Африке, Юго-Восточной Азии). На постсоветском пространстве крупные лаборатории открыты американцами на Украине и в Грузии, более мелкие станции модернизированы в Азербайджане и Узбекистане. Предположительно, строящаяся в Казахстане лаборатория также должна войти в общую систему, которую в прессе уже окрестили "биоПРО".

Не стоит забывать, что любые запрещенные виды деятельности с биологическими возбудителями будут в первую очередь подрывать безопасность самого Казахстана и угрожать его населению. Вместе с тем есть достаточно простой способ снять опасения общественности по поводу создания американцами лаборатории в Алматы - обеспечить прозрачность этого процесса на всех этапах, включая строительство и последующие исследования. Только пойдет ли Пентагон в этом вопросе на гражданский и международный контроль, о котором так любят рассуждать чиновники Госдепа?"

 

Взгляд изнутри

Вообще, наводить тень на плетень да в светлый день негоже, тем более когда речь идет о "чумовом проекте", как изволил выразиться один из журналистов. Тут надо было с самого начала внести полную ясность. Но лишь после выступлений российской прессы о возможном двойном назначении ЦРЛ - гражданском и военном (создание биологического оружия) - журналистов пустили на территорию будущей лаборатории, и специалисты исчерпывающе ответили на все их вопросы.

Мы попросили дать свой комментарий Бакыта Атшабара, директора Казахского научного центра карантинных и зоонозных инфекций (КНЦКЗИ) им. М. Айкимбаева. Вот что он сказал:

- Начну с того, что строительство лаборатории - решение в первую очередь правительства Казахстана. Было заключено межправительственное соглашение между Казахстаном и США. Пентагон проект финансирует - это часть программы ведомства, - отметил ученый.

Американцы сами выбирают подрядчика в соответствии с законодательством РК и контролируют качество исполнения работ. При этом проект лаборатории прошел всю необходимую экспертизу в Казахстане. Организован многоуровневый контроль за качеством строительства.

По словам Атбашара, подобных технологий строительства у Казахстана нет.

"Особая внутренняя отделка, особые швы, отсутствие щелей, максимально удобный подход к электричеству и коммуникациям. Обыватель и не предполагает, что в таких лабораториях пол и стенка не должны соединяться под прямым углом - стык должен быть закруглен для лучшей обработки. Далее, поскольку дезинфицирующие вещества очень едкие, все используемые материалы должны быть очень устойчивы - тут и краска особая, и линолеум непростой. В самой лаборатории будет отрицательное давление - если, например, в операционных хирургических повышенное давление, чтобы микробы не попадали извне в операционное пространство, то здесь все наоборот: ничто не должно выйти из лаборатории вовне. Это уникальная система", - подчеркнул ученый.

Он заявил, что если не строить новую лабораторию, то останется старая, работающая еще с советских времен. В ней также будут продолжать свою работу по изучению особо опасных инфекций, но только без передовых технологий. Программа не предполагает завоза биологического материала в Казахстан. В лаборатории будут изучать местные патогены.

- Извините меня, но складывается ощущение, что журналисты не читают другую прессу, кроме своей родной, и приходят к нам с одинаковыми вопросами, пишут одинаковые статьи с одинаковыми заголовками: "Ужас! Секретная лаборатория! Американцы!" - говорит Атшабар. - К сожалению, это отвлекает наших ученых от работы: очевидные для образованного человека вещи нам приходится повторять снова и снова. Негативная реакция на строительство - это средневековье, когда каждый ученый казался черным магом. В соседней России есть подобные лаборатории, построенные еще при Советском Союзе - под Новосибирском, например. Миссия лаборатории - диагностическая. Инфекции не имеют границ, и наша наука и медицина долж­ны быть к ним готовыми - сегодня в страну могут попасть болезни, которых у нас никогда не было, начнется эпидемия. Лаборатория - шаг к тому, чтобы этот сценарий исключить.

 

Кто раскачивает лодку?

Ну вот, каждый сказал то, что считал нужным сказать. Тут надо бы отделить зерна от плевел, хотя сделать это не так-то просто. Мы далеки от намерения выступать в роли третейских судей. Конечно, не хотелось бы нагнетать страсти, да и горячие головы надо бы остудить. Крикунов у нас хоть отбавляй, дай лишь повод прокричать, прокукарекать, а там хоть рассвет не наступай. Причем они порой сами себя не слышат.

Крик подняли по поводу возможного биотерроризма: лаборатория ненадежна, выкрасть могут патогенный материал! И ведь никто из них не задался вопросом: а стоит ли его выкрадывать? "По данным наших ученых, природные очаги различных типов чумы расположены на 1.06 млн кв. км, что составляет 39% всей территории Казахстана. Имеются три тысячи очагов сибирской язвы, 104 туляремийных эпизоотийных района. Только в зонах почвенных очагов сибирской язвы живут около 5 млн человек. Серьезную опасность представляет стихийные и неконтролируемые скотомогильники. В целом в казахстанской земле "дремлют" вирусы таких опасных инфекций, как чума, туляремия, холера, бруцеллез, различные виды геморрагической лихорадки. Казахстанцы периодически заражаются и болеют указанными опасными инфекциями, есть, к сожалению, летальные исходы. Вспышка эпидемиологической ситуации по туляремии произошла в 2001-2003 годах в пяти областях и даже в Астане. Согласно сведениям российских ученых, в 2011-м в Казахстане эпизоотии чумы тлеют в 11 природных очагах, где выделен 381 штамм возбудителя чумы, а эпизоотическая площадь составила 199 000 кв.км.". И т.д., и т.п. - это цитата из их же пламенных речей. Так что шуми не шуми, а террористам можно и не ломиться в секретные лаборатории, есть куда больший риск использования террористами природных опасных патогенов.

Но поскольку не только у крикунов голова на плечах имеет место и при этом выполняет свою основную функ­цию - думает, то ведь невольно думы эти суммируешь и делаешь определенные выводы. Ну не будут Штаты вкладывать сумасшедшие деньги в нашу баклабораторию в наших интересах! Потому как США правдами и неправдами соблюдают интересы одной единственной стран в мире - США. Интересы всех остальных стран этой самой демократичной страны в мире - по барабану. И все ее миротворческие шаги у Станиславского вызвали бы однозначную реакцию: "Не верю!" Так что тревоги генерал-майора, его вольных и невольных союзников, смотрящих в зубы дареным коням, вполне обоснованны. Правда, генерал и его сподвижники убеждены, что это они одни такие умные, что кроме них никому это в голову не пришло. Думается, заключая столь ответственный договор о модернизации нашей баклаборатории с одной из крупнейших держав, что слывет самой щедрой и приверженной гуманизму, наши государевы мужи делали это не с бухты-барахты, а просчитали ходы наперед, учли возможные последствия, все pro и contra. В конце концов, на то и щука в море, чтобы карась не дремал.

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты

Ваш email:
Конфиденциальность гарантирована
Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера





Астана: 23 °C
Алматы: 30 °C
    
$ 341.97
382.15