"Одно сплошное телевидение": Изнанка медиа-бизнеса в Казахстане
Для многих казахстанцев эфирное телевидение перестало быть основным источником информации. Новое поколение предпочитает читать новости, смотреть фильмы и сериалы в Интернете. Тем не менее, телевидение остается крупным игроком на медиарынке. Более того, эксперты пророчат ТВ рост популярности, а обеспечить его призваны отечественные проекты. О сложностях реанимирования казахстанского эфирного телевидения и намерениях перехода к использованию только отечественного контента рассказал Данияр Жанбеков - глава продюсерской компании.
Абсолютно не согласен. К примеру, сейчас идет сериал "Несломленный" со всеми нашими известными актерами - Азизом Бейшеналиевым, Айсулу Азимбаевой, Санжаром Мадиевым. Буквально на днях я смотрел рейтинги - первую серию посмотрели 18 процентов аудитории Казахстана. Этот показатель лучше, чем у российских сериалов с большим бюджетом. Там, где мы не можем конкурировать деньгами, мы должны конкурировать идеями, креативом. Не спецэффектами, а интересными, родными историями, близкими нашему менталитету.
В среднем не больше 25-30 процентов. Соответственно, каналы стремятся купить дешевле иностранный качественный контент и получить на нем рейтинг. Но есть и другой момент. Согласно закону о госязыке, каналы обязаны вещать на русском и казахском языках в равной пропорции. Благодаря этому есть высокая потребность в казахскоязычных продуктах, которые нельзя купить. Мы стремимся доказать зрителю, что можем производить родные ему фильмы, сериалы и реалити-шоу, которые будут не только не хуже, но и гораздо лучше, чем зарубежные аналоги. Конкурентное преимущество дают только собственные эксклюзивные материалы.
Процентов 50 - русскоязычный зарубежный контент. Эта доля из года в год уменьшается, в том числе за счет популяризации корейских, турецких продуктов.
Если сейчас доля казахстанского контента - 25-30 процентов, то пять лет назад она составляла не более пяти процентов. Рост есть, и он будет только усиливаться, потому что компании научились делать привлекательные продукты.
Если говорить об эфирном телевидении, то у женской аудитории с возрастом становятся популярны индийские сериалы. Среди мужчин популярны остросюжетные боевики, сериалы, драмы, связанные с криминалом. Очень популярны такие социальные передачи, как "Пусть говорят". Новости, однозначно, - номер один в списке рейтингообразующих программ, потому что это эксклюзив. У молодежи популярны такие сериалы, как "Универ", "Интерны". У всех есть свои предпочтения.
Сложно воспринимаются сложносценарные сериалы. Например, "Доктор Хаус". Они популярны только у нишевой аудитории. "Не пойдут" - понятие растяжимое. Они не могут иметь широкого охвата. Современные люди практически не смотрят телевизор, потому что они заняты в своей повседневной жизни и предпочитают смотреть сериалы в Интернете или покупают DVD, то есть, не ждут эфирного времени. Поэтому всегда есть риск. Но есть и другие примеры, например, "Игра престолов", которая, вопреки ожиданиям, имеет популярность. Если мы говорим о том, что не будет иметь массовый успех - это нишевые продукты, которые больше подходят специфичным каналам.
Наши люди очень гостеприимны. Им присуще сопереживание и сострадание. Им нравится, когда в драме есть хеппи-энд. Есть узкий круг аудитории, которому нравятся скандальные истории в жанре "Пусть говорят". Но очень популярны и такие передачи, как "Жди меня", где есть эмоциональная составляющая. Или на проекте "Танцуй, танцуй" мы видели, что многие зрители действительно переживали за героев с лишним весом, которые худели в прямом эфире. У каждого из них была сильная мотивация - сохранить семью с мужем, показать пример ребенку, прожить долго и позаботиться о своих детях или выиграть приз, чтобы выполнить обещание свозить свою жену в теплые страны. Все передачи, где есть истории людей, которые раскрывают человеческие качества и заставляют зрителя сопереживать происходящему, будут иметь успех.
Как финансист я долгое время работал за границей, в сфере медиателекоммуникаций. Мы проводили слияние и поглощение крупных медийных компаний. Тогда я увидел, насколько эффективным может быть этот бизнес и насколько на Западе он более развитый, чем у нас. Приехав на Родину, увидел свободную нишу - у наших казахстанских каналов большая часть контента закупная - голливудские фильмы, индийские, турецкие и корейские сериалы. В стране очень мало компаний, которые занимаются производством программ на постоянной основе. На тот момент никто не был готов вложить деньги в отечественные продукты. В этом бизнесе легче покупать, чем производить. Конкурировать очень тяжело, тем более что в России, например, производится много высокобюджетного телеконтента. Тем не менее, есть понимание, что местному зрителю нужны местные программы, причем они должны быть сделаны на том же уровне, что и за границей. Казахстанцам всегда приятнее смотреть на родные лица, родные локации.
К примеру, мы работаем с Вирджинией Восгиморукиан, это продюсер с большим опытом работы во Франции и Канаде. Она помогает во всем и понимает наш менталитет. Вирджиния обучает наших операторов, монтажеров и сценаристов. К примеру, в оригинале сценарий может быть написан только на действиях - застрелил, убил, предал. Но не хватает эмоциональной составляющей, эволюции героя от точки А к точке B. Должен быть правильный способ подачи, развития героев. То же самое с другими специалистами. Они ездят обучаться во Францию, мы приглашаем иностранных специалистов для того, чтобы они поделились опытом. Это обеспечивает нам возможность гарантировать минимальный уровень "качества преемственности". До этого была ситуация, в которой люди мигрировали от проекта к проекту. Один день они работали с одним продюсером, затем с другим, а потом - сами по себе. Мы тесно работаем с Украиной, иногда с российскими специалистами. Задача иностранцев - приехать и обучить наш персонал, мы не работаем по принципу аутсорсинга, а формируем здесь свою базу кадров.
В современных реалиях каналам придется адаптироваться под привычки зрителей. По мере развития рынка и появления более качественных программ. Молодое поколение не любит смотреть эфирное телевидение. Я вижу это так: в будущем, однозначно, доля казахстанского контента будет увеличиваться. Если она будет подана качественно, каналам удастся привлечь того зрителя, которого они сейчас теряют. Например, сейчас наши сериалы нельзя посмотреть в Интернете. Со временем у каналов будет возможность показывать их одновременно на своей же странице в Сети и в эфире. Главное - привлечь зрителя, это задача канала - научиться работать со всей аудиторией. Нужно адаптироваться и вещать на всех платформах. Я вижу, что к этому все идет, и в будущем человек сможет на своем мобильном телефоне смотреть любимые передачи. Возможно, если смотреть далеко вперед, каналам придется транслировать передачи в streaming-режиме, по запросу, а не только согласно сетке вещания.
Здесь все упирается в объем рекламного рынка. Он очень незначительный - у нас небольшое население, которое распределено на огромной территории. Экономически активное население сконцентрировано в больших городах с населением от 100 тысяч и выше, и это те люди, которые интересны рекламодателю. У нас мало рекламодателей, и не все они готовы выделять деньги, чтобы задействовать отдаленные регионы. В нынешней ситуации некоторые каналы в прибыли, некоторые работают "в ноль", третьи - в убытке. Сказать, что каналы получают мегаприбыль - это неправильно. Для того, чтобы все зарабатывали, нужно улучшить контент и увеличить количество рекламодателей. А они придут только тогда, когда увидят, что телевидение вновь популярно. К слову, телевидение - самый дешевый способ рекламы, который имеет самую обширную аудиторию.
Это политический вопрос. Мне кажется, что у Казахстана есть качественные медиаресурсы, в том числе онлайн-платформы, которые становятся все более популярными. Соответственно, если нужно доносить объективную информацию до нашего населения, у нас для этого есть все возможности. Развивая наше собственное производство, мы становимся еще более конкурентоспособными. Это стратегически важно - формировать правильные ценности и увеличивать долю собственного контента, потому что это вопрос информационной безопасности.
Я уверен, что они есть. Например, отечественные новостные сайты, которые наравне конкурируют с такими известными порталами, как NEWSru.com, Lenta.ru, предоставляя актуальную информацию не только о Казахстане, но и о всем мире, тем самым избавляя от необходимости посещать другие ресурсы. Профессионалы есть, но их немного. Могло бы быть и больше и должно быть больше. Это стратегическая задача государства - чем больше у него ресурсов, чтобы доносить информацию до своих граждан, тем сильнее информационная безопасность страны.
TENGRINEWS: Благодарю за интервью!
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты