1451 30-07-2019, 15:01

Бизнес как наука

Государственная программа «Дорожная карта бизнеса (ДКБ) – 2020» уже давно стала настольной книгой для казахстанского предпринимательства. Ее популярность объясняется не только беспрецедентными мерами финансовой поддержки, которую государство оказывает малому и среднему бизнесу, но и открывающимися перед бизнесменами перспективами профессионального роста, что обусловлено специально разработанными обучающими программами.

Нефинансовые меры поддержки представителей отечественного малого и среднего бизнеса появились в ДКБ в далеком 2011 году. За довольно короткий промежуток времени количество желающих принять участие в этом направлении государственной программы увеличилось настолько, что пришлось серьезно пересмотреть подходы к его реализации. В результате было принято, наверное, единственно правильное решение – привлечь к работе по повышению профессиональных компетенций предпринимателей Национальную палату предпринимателей (НПП) «Атамекен». Она вот уже пятый год подряд выступает оператором нефинансовой поддержки ДКБ-2020 и реализует такие проекты, как «Бизнес-Советник», «Бизнес-Рост», «Проектное обучение», «Деловые связи», «Старшие сеньоры», занимается развитием центров предпринимательства в моно- и малых городах, а также в районных центрах.

Обучающие программы рассчитаны как на начинающих предпринимателей, так и на действующих. Проблемы, с которыми сталкиваются и те, и другие, одинаково серьезны. Попытки представителей бизнеса не решать их, а загнать в дальний угол, нередко приводят к самым печальным последствиям.

Что касается людей, только начинающих свое дело, то, как отмечают в НПП «Атамекен», самыми распространенными среди них проблемами являются отсутствие перспективных планов, ошибки в организации финансовой деятельности, неудовлетворительный бухгалтерский учет, просчеты в менеджменте, маркетинговой политике и многое другое. «Большое количество предприятий терпят неудачу уже в первый год своей работы, после чего закрывают бизнес или переходят в категорию бездействующих. Все это серьезно сказывается на дальнейших предпринимательских инициативах», - констатируют в «Атамекене».

Чтобы первый блин не вышел комом, будущих и начинающих предпринимателей обучают основам ведения бизнеса, маркетинга, управления человеческими ресурсами, юридическим аспектам ведения бизнеса, финансов. Для уже состоявшихся предпринимателей предусмотрена другая программа, имеющая целью придание их деятельности новых импульсов и стимулов. В частности, речь идет о помощи тренеров в формировании у них навыков эффективного управления бизнесом, ресурсами, в том числе направленных на снижение себестоимости производимой продукции, временных и финансовых затрат, что впоследствии может стать их важным конкурентным преимуществом.

Уникальной в своем роде можно назвать программу проектного обучения. Это, по сути, пошаговая инструкция, при помощи которой предприниматель может открыть свое дело, сведя к минимуму возможные риски. Ему предлагается реализовать один конкретный проект в том населенном пункте, в котором он проживает (например, открыть швейный цех), причем предварительно вместе с наставником, имеющим опыт работы в данном бизнесе, просчитать его успешность, обозначить юридические аспекты, составить производственный, технологический, операционный, финансовый планы, изучить имеющиеся подводные камни и узнать, как их можно обойти.

В проекте «Деловые связи» могут принять участие только руководители среднего или высшего звена компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу, работающих в приоритетных секторах экономики, поскольку он направлен на оказание поддержки в модернизации производств за счет установления деловых связей с иностранными партнерами. Сначала предприниматели проходят серию тренингов в Казахстане, а затем тематическую бизнес-стажировку за рубежом, в ходе которой получают возможность установить деловые связи с иностранными партнерами, например, по вопросам приобретения оборудования и технологий, франшиз и лицензий, создания совместных предприятий. И все это бесплатно. Участники программы несут расходы, связанные только с проживанием и перемещениями внутри Казахстана.

Благодаря этому проекту более чем 130 предпринимателей повысили свою профессиональную компетенцию, 36 компаний увеличили годовой оборот, а 20 по его завершении подписали контракты с зарубежными партнерами. «Атамекен» делится историями успеха, ставя в пример участникам, только начавшим этот путь, тех, кто сумел схватить за хвост птицу удачи. Например, ТОО «Аршын», занимающееся производством бетонных изделий. После участия в «Деловых связях» компания приобрела у немецкого партнера современное оборудование и в пять раз увеличила свои производственные мощности.

Большие перспективы открывает перед предпринимателями и участие в проекте «Старшие сеньоры». Его суть заключается в профессиональных консультациях высококвалифицированных иностранных специалистов по вопросам внедрения новых методов управления, технологий производства, оборудования и обучения персонала в конкретных отраслевых сегментах. В этом проекте тоже могут принять участие только те предприятия, сфера деятельности которых программой ДКБ-2020 отнесена к числу приоритетных. И поскольку рассчитан он уже на состоявшийся бизнес, финансовое бремя ложится не только на государство, но и на самих предпринимателей – участников проекта. Затраты на привлечение и перелет иностранных экспертов, стоимость их услуг компенсируются за счет бюджета. Транспортные и суточные расходы иностранных экспертов, а также их проживание на территории Казахстана берут на себя бизнесмены. Но в данном случае, как говорится, овчинка стоит выделки. Программа консультирования включает в себя встречи эксперта непосредственно на территории предприятия, а также предоставление им практических рекомендаций, разработанных на основе анализа проблем предприятия. Словом, профессионалы, имеющие обширный опыт работы в разных странах, регулярно повышающие свои профессиональные компетенции, способны, как уже показала практика, на пальцах объяснить, как можно экономить время и деньги. Кстати, уже в этом году в Казахстане с подобными миссиями побывали специалисты из Франции, Марокко, Украины и многих других стран, проконсультировавшие казахстанских молочников, пекарей, владельцев гостиничного бизнеса, ресторанов и кафе…

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии