ВОСКРЕСЕНЬЕ, 25 АВГУСТА 2019 ГОДА
1870 11-06-2018, 10:53

Дуальное обучение в Казахстане: опыт и перспективы


В Казахстане уже несколько лет проходит про­цесс внедрения дуаль­ного обучения. В нем наряду с государством активное участие при­нимает и бизнес-­со­общество.

Это вызвано потребностями самого бизнеса, который остро нуждается в современных квалифицированных кадрах. Чтобы получить их, предприятия предоставляют колледжам для обучения свой персонал и технические площадки.

За годы, которые действует программа дуального обучения, достигнут ряд позитивных результатов. В регионах качественно изменилась картина с приемом на работу молодых специалистов. А в целом кадровый резерв страны сейчас испытывает приток свежих сил.

Сейчас механизм взаимодействия выглядит следующим образом.

В нем участвуют несколько сторон – региональные палаты предпринимателей, предприятия и учреждения образования. Эти стороны первоначально заключали между собой меморандумы о взаимодействии. Главная задача в том, чтобы обеспечить прозрачность трудовых отношений. Ведь бизнес-сообщества будут заключать трудовые договоры с учащимися, и все время, которое они проведут на практике, а это два или три года, засчитывается им как трудовой стаж.

За последние годы в разных регионах Казахстана был аккумулирован необходимый опыт, выявлены главные и второстепенные задачи дуального обучения, которые требуют совместного решения со стороны государства и его партнеров в бизнес-среде.

В ближайшие пять лет Казахстан намерен направить на развитие программы дуального обучения около 118 миллиардов тенге. Ежегодно программа будет привлекать 22 000 молодых людей. Это ученики 9-11 классов, которые будут осваивать не менее двух специальностей в различных отраслях экономики.

За эти годы были апробированы и внедрены самые различные формы подготовки кадров через систему дуального обучения. К примеру, только в прошлом году 3258 человек из регионов Казахстана проходили обучение в рамках проекта «Бастау Бизнес», а всего им было охвачено 80 районов Казахстана.

Проект «Бастау Бизнес», реализованный в пилотном режиме в 2016 году, с 1 января 2017 года был принят в качестве инструмента обучения основам предпринимательства в республиканском масштабе после включения в Программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства в декабре 2016 года.

Проект «Бастау Бизнес» охватил 15 тысяч безработных и самозанятых из самых разных регионов страны. Результатом проекта планируется запуск 3 тысяч новых субъектов бизнеса и, соответственно, создание новых рабочих мест.

Наибольшее количество охваченных районов в Южно-Казахстанской (8 районов), Алматинской (7 районов), Восточно-Казахстанской (7 районов), Карагандинской областях (районов), чуть меньше в Мангистауской области (4 района).

Был произведен отбор наиболее подготовленных бизнес-тренеров, который был осуществлен в два этапа. В результате из 134 бизнес-тренеров продолжили двухнедельное обучение 96 бизнес-тренера.

В общей сложности 4118 человек участвовали в этапе тестирования, из них 3258 человек прошли обучение в рамках первого потока обучения.

Для повышения эффективности обучения бизнес-тренеры обеспечиваются едиными учебно-методическими материалами: подготовлено учебное пособие – руководство для бизнес-тренера, рабочая тетрадь на казахском и русском языках.

После завершения практического тренинга для бизнес-тренеров на постоянной основе проводится дистанционное обучение бизнес-тренеров по таким направлениям, как основы финансового моделирования, основы сельхозкооперации, налогообложение для МСБ, психология бизнес-мышления, особенности онлайн-тестирования и другим направлениям.

Запуску проекта предшествовала подготовительная работа: помимо обучения бизнес-тренеров были оборудованы учебные классы, сформированы графики обучения, сформирован контактцентр проекта, созданы рабочие группы по реализации проекта в региональных палатах предпринимателей и районных филиалах РПП.

«Проект «Бастау Бизнес» был включен в Программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, зарекомендовав себя в качестве эффективного формата обучения в пилотном режиме в 2016 году. Мы считаем, что основным преимуществом проекта «Бастау Бизнес» станет его завершенность – от этапа тестирования, обучения и микрокредитования до дальнейшего сопровождения. Интерес к проекту огромный – за четыре дня в тестировании приняло участие около 3000 человек», – рассказывает заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Эльдар Жумагазиев.

«Условия микрокредитования привлекательны для стартапов – 6 процентов годовых. Наличие системы гарантирования от государства и установление максимальной суммы кредита в размере до 18 млн. тенге делают проект более привлекательным», – считает Э.Жумагазиев.

Следует подчеркнуть, что формат обучения практический и состоит из 12 модулей. В ходе обучения участник получает необходимые знания для открытия нового и расширения действующего бизнеса под руководством бизнес-тренера в течение 80 часов обучения, а также индивидуальных консультаций (120 часов на одну группу). Участник проекта готовит бизнес-план, который затем защищается в рамках областной комиссии при РПП. Обучению предшествует онлайнтестирование на определение предрасположенности к занятию предпринимательством.

Впервые Национальной палатой предпринимателей было проведено масштабное обучение более 100 кандидатов в бизнес-тренеров по специальной программе на базе Высшей школы экономики КазГЮУ с привлечением бизнестренеров-практиков, представителей финансовых институтов – АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», «Аграрная кредитная корпорация», а также специалистов НПП «Атамекен», заинтересованных министерств и ведомств.

Для мониторинга обучения создана аналитическая группа для информационно-методической поддержки бизнес-тренеров, реализуется дистанционное обучение бизнес-тренеров в формате вебинаров. Данная группа будет внедрять апробацию нововведений в рамках утвержденной программы обучения.

В целях определения удовлетворенности участников качеством обучения внедряются следующие инструменты: телефонные опросы, введение SMS-анкеты для определения удовлетворенности обучающихся, устанавливаются видеокамеры, планируется внедрение автоматизированного учета посещений.

В этом году Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» начинает обучение по повышению квалификации руководителей высшего и среднего звена в регионах в рамках реализации Единой программы развития и поддержки бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020» по проекту «Деловые связи».

Обучение пройдет в 8 регионах. Проект состоит из двух этапов.

На первом этапе обучение осуществляется внутри страны. Участники пройдут бизнес-тренинги, в ходе которых получат навыки и знания, необходимые для разработки бизнес-плана развития их предприятия под руководством иностранных и отечественных бизнес-тренеров.

Второй этап предусматривает для участников проекта бесплатную тематическую бизнес-стажировку за рубежом, в том числе для установления деловых связей с иностранными партнерами.

Как считают эксперты, система ТиПО Казахстана может послужить хорошим базисом для дальнейшего развития дуального обучения.

Внедрение дуального обучения в Республике Казахстан было отмечено президентом Н.Назарбаевым в качестве одной из важных задач. При этом глава государства указал на необходимость изучения и внедрения опыта дуального обучения передовых стран мира, в частности Германии.

Система ТиПО Казахстана, хотя и испытывает определенные трудности, имеет историю и опыт практического обучения, которые могут послужить хорошим базисом для развития дуального обучения. В течение последних 10 лет в Казахстане был принят ряд экономических и институциональных реформ, а также национальных стратегий развития. Значительные ресурсы, получаемые от экспорта сырья, были направлены на реструктуризацию национальной экономики с целью достижения задачи развития – стать одной из 50 самых конкурентоспособных стран в глобальной экономике. В свою очередь, это привело к существенным изменениям на рынке труда и в требованиях к профессиональному образованию и обучению (ПОО), включая компонент обучения на рабочем месте (ОРМ).

Комментарии