Плохо ли, хорошо ли, но Казахстан пережил очередную электоральную кампанию. Говоря словами известного российского писателя Сергея Минаева, «все получили то, во что играли». Власть – необходимые голоса, так называемая оппозиция – шанс на возвращение в реальную политику. Но что будет завтра? Если сценарий, по которому двигается первая, расписан посекундно, то будущее второй весьма туманно и неопределенно, хотя в ближайшей перспективе маячат новые выборы – в парламент. Точки над i мы попросили расставить экспертов, обратившись к ним с вопросами: какие уроки должна извлечь оппозиция из прошедших выборов и всего того, что им сопутствовало; что ей делать теперь?
Андрей Чеботарёв, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»: «Сила оппозиции в единстве»
- Самый главный урок, который наша оппозиция до сих пор не выучила, - это необходимость следования принципу «В единстве - сила». В ходе прошедших президентских выборов проявили себя как минимум пять оппозиционно настроенных групп казахстанцев. Одну из них представляли Амиржан Косанов и поддерживавшая его команда. Остальные же группы в том или ином формате выступили за бойкот выборов. Даже в рамках созданного год назад форума «Жана Казахстан» изначально обозначился раскол на участвующих и бойкотирующих. Поэтому нет ничего удивительного в том, что это объединение теперь распадается. Причем отсутствие единства в оппозиционной среде, как и раньше, обусловлено не какими-то идеологическими или тактическими разногласиями, а сложными межличностными взаимоотношениями между разными ее представителями. Это обстоятельство в свое время похоронило достаточно мощные и подававшие серьезные надежды оппозиционные организации и коалиции. И, похоже, ничего в этом смысле не меняется.
Второй урок заключается в известной пословице «Готовь сани летом, а телегу зимой». Оппозиционные объединения и политики в случае поражения на тех или иных выборах либо бойкотирования их обычно заявляют о том, что им не дали подготовиться к полноценному участию в избирательной кампании. Свою позицию они оправдывают тем, что практически все парламентские и президентские выборы в нашей стране проводятся досрочно. То есть факторы неожиданности и дефицита времени работают, мол, против них. Но посмотрите на то, как ведут себя политические партии и движения во многих других странах. Чуть ли не сразу после подведения итогов одной избирательной кампании они начинают готовиться к следующей, вне независимости от уровня предстоящих выборов (национальные, местные) и времени их проведения. У нас же большинство партий в межэлекторальный период вообще никак себя не проявляет. Хотя в политике надо постоянно быть готовыми ко всему, в том числе и к досрочным выборам.
Третий урок – это то, что прежние подходы, прежние шаблоны политического поведения и участия в выборах сегодня уже не работают. Если партии и отдельные политики намерены участвовать в той или иной избирательной гонке, то им следует четко прорабатывать ключевые моменты своей кампании, включая внешний вид и риторику кандидатов, содержание предвыборных программ, качество агитационных материалов, повестку для встреч с избирателями и т.п., и с учетом текущего момента. В частности, на мой взгляд, большая часть оппозиции в недостаточной мере использует и во время выборов, и в своей повседневной деятельности социальные сети и видеоресурсы интернета. Хотя, к примеру, те же предвыборные дебаты, пусть не со всеми, а с отдельными оппонентами, вполне можно организовывать на любых площадках со съемкой и последующей трансляцией на YouTube. Если же оппозиция призывает бойкотировать те или иные выборы, то она не должна путать бойкот с обычным неучастием в них. Бойкот в данном случае предполагает активную работу с населением по разъяснению своей позиции и мобилизацию на этой основе потенциальных сторонников. В противном случае его никто даже и не заметит, а значит, никакой политической пользы для себя его инициаторы не получат.
Что касается предстоящих парламентских выборов, то они, скорее всего, снова будут проходить одновременно с выборами депутатов маслихатов всех уровней. А последние теперь, как и мажилисмены, будут избираться по партийным спискам. Пока неясно, пройдут они в официальные сроки, то есть в 2021 году, или же опять будут досрочными. Но оппозиции, равно как и всем другим политическим силам страны, следует уже сейчас начать готовиться к ним.
Скорее всего, к моменту их объявления расклад на партийно-политическом поле страны изменится. Сегодня большой запрос на свои партии есть у разных групп влияния в правящей элите и у общественности. Определенная часть оппонентов власти делает ставку на ОСДП «Акикат». Однако могут появиться и новые партии, в том числе под руководством Амиржана Косанова. В таком случае на парламентских и местных выборах произойдет очередное «распыление» оппозиции и ее потенциальных сторонников. Для власти такая ситуация будет выгодной с учетом известного принципа «разделяй и властвуй». В этих условиях оппонентам Акорды следует хотя бы не уходить в односторонние или взаимные обвинения. А как оптимальный вариант – договориться о координации действий и определенной поддержке друг друга во время выборов.
Уразгали Сельтеев, политолог: «Надо создать хотя бы минимальные условия для развития политической конкуренции»
- Какие уроки должна извлечь оппозиция из президентских выборов и всего того, что им сопутствовало? Не соглашусь с такой постановкой вопроса. Правильнее будет сформулировать его так: какие уроки должна извлечь власть и что ей делать дальше?
Прежде всего, надо сказать, что реальной политической оппозиции в стране нет. Поэтому любые рассуждения о политической конкуренции являются пустыми и бессмысленными. Сейчас очевиден только ключевой тренд – протестное движение начинает обретать более отчетливые формы. То есть обозначилась кристаллизация протестной массы, которая переходит из латентного состояния в манифестируемое. Что касается политэмигрантов, которые заметно активизировались, то они существенного влияния на внутриполитическую ситуацию оказать не смогут.
Я уже неоднократно говорил, что в условиях закрытой политической системы и обозначенной трансформации суперпрезидентской формы правления может быть лишь один путь появления реальной политической оппозиции. Речь идет о неизбежном расколе правящего окружения в постназарбаевский период. То есть в будущем контрэлита выйдет из рядов нынешней элиты, состоящей из политических тяжеловесов госаппарата и крупнейших олигархов.
То, что происходит сейчас в условно называемом «оппозиционном лагере», - это мышиная возня с элементами низкопробной имитации и игры под прикрытием. Однако в этом есть и позитивные моменты. Важно выстроить такую конструкцию, когда власть, внутриэлитные группы, протестные движения, гражданские активисты, общество в целом сформулируют общепринятые правила игры, начнут закладывать традиции политического взаимодействия. Речь идет, в первую очередь, о формировании основ пусть и имитационной, но публичной политики.
Соответственно, на прошедших президентских выборах не было никакой оппозиции. Все кандидаты выступали в роли спарринг-партнеров кандидата от власти. Была лишь неплохая попытка искусственно реанимировать отдельные оппозиционные субъекты через легитимизацию Амиржана Косанова. Но этот проект его кураторы и государственные «политтехнологи» провалили, как и всю президентскую избирательную кампанию. Можно было сделать все красиво, чтобы развернуть внутриполитический процесс сонаправленно протекающим в стране переменам. Однако написанный на бумаге сценарий оказался абсолютно неработающим на практике.
Главная ошибка заключается в том, что власть не знает общество, с которым ей приходится работать и которое изменилось структурно и содержательно. На протяжении многих лет оставались недооцененными нарастающий уровень социального недовольства и перезревшая готовность граждан к протестной активности. При реализации важнейших государственных решений не брались в расчет умонастроения и интересы ключевых социальных групп. Не был удовлетворен запрос на перемены, который предполагал заблаговременное реформирование общественно-политической сферы в целом. В результате возникла опасная тенденция, когда протестные настроения переместились в обеспеченные слои общества. Поэтому теперь без реальных реформ политической системы снять напряжение не удастся. Любые неуклюжие действия в виде невыполненных обещаний могут привести к непредсказуемым и неуправляемым последствиям. Об этом свидетельствует опыт политического перехода большинства стран мира. Власть, которая неспособна вовремя меняться, становится слабой и уязвимой.
Сейчас мы оказались в таком состоянии, когда обозначается неформальное противостояние между обществом и властью. То есть условной оппозицией становится значительная и опорная часть общества, чьи интересы не представлены на политическом уровне.
Поэтому досрочные парламентские выборы должны быть проведены совершенно по-новому. Следует создать хотя бы минимальные условия для развития политической конкуренции. Важно не препятствовать формированию новых политических партий, нужно вернуть смешанную систему выборов, чтобы у любого человека был шанс на прямое участие в политике без вступления в партийные ряды. Действующие политические и общественные институты должны начать реализовывать свои полномочия.
Если же реальных политических реформ не будет и все останется в нынешнем виде, то усугубление кризисной ситуации неизбежно в ходе и после парламентских выборов. «Нур Отан» как партия власти испытает колоссальное давление и будет утрачивать свои позиции. Фактор протестного голосования уже адаптирован, а теперь еще больше усилится. В крайнем случае, люди будут голосовать за любую другую партию, в том числе за парламентские – «Акжол» или КНПК.
ОСДП «Акикат», которая лишь на словах пытается позиционировать себя как политическая оппозиция, давно себя дискредитировала. При появлении новых политических партий ОСДП «Акикат» моментально окажется на грани окончательного вымирания. Если же ныне существующий партийный расклад сохранится и если эта партия примет участие в парламентских выборах, то вполне может стать собирателем протестных голосов.
Газиз Абишев, политический аналитик: «Оппозиции необходимо прочистить каналы коммуникаций»
- Главный урок, который должна вынести оппозиция, – это понимание того, что у значительной части населения Казахстана сформировался запрос на перемены. Оппозиции необязательно быть агрессивно-диссидентской. Ей достаточно стать альтернативой правящей партии и аккуратно, спокойно декларировать тезисы о политической либерализации – и тогда на ее стороне будут сотни тысяч голосов и огромное число гражданских активистов, готовых за бесплатно работать наблюдателями и агитаторами. Таким образом, оппозиции необходимо лишь прочистить каналы коммуникаций, найти смотрибельных спикеров, дать им набор простых и всем понятных месседжей, и тогда она сможет добиться очень хороших результатов.
Перед предстоящими парламентскими выборами оппозиционным партиям необходимо провести качественные социологические исследования, определить реальные социально-демографические группы избирателей, понять, чего конкретно хочет каждая из них. И после этого решить, на какие группы лучше всего делать ставку. Затем под эти выбранные группы сформулировать внятную адекватную программу, упростить ее до удобоваримых лозунгов и направить по соответствующим каналам коммуникаций через своих представителей.
Объединяться необязательно – оппозиция должна атаковать пьедестал с нескольких сторон, чтобы усложнить правящей партии задачу электоральной обороны.