Совпадение календарных сроков проведения президентских и парламентских выборов в Казахстане изначально ставило вопрос о переносе каких-то из них на более ранний период. И хотя предпочтение было отдано первым, не исключено, что такая же участь постигнет и вторые. О том, как скоро и каким образом обновится казахстанский парламент, мы беседуем с известным отечественным политологом Максимом Казначеевым.
- Предыдущие, тоже внеочередные, президентские выборы прошли в апреле 2011-го. И в конце того же года были назначены внеочередные выборы уже в парламент, которые состоялись в январе 2012-го. Не готовится ли такой сценарий и сейчас?
- Пока с уверенностью можно говорить лишь то, что выборы в парламент не пройдут в конституционно установленные сроки – это не в стиле политтехнологов «Ак Орды». Но говорить о конкретной их дате еще рано. Многое будет зависеть от внеочередных президентских выборов 26 апреля. Причем не столько от конечного результата (он и так всем известен), сколько от оценки большого количества технических параметров: степени использования административного ресурса, реальной и «нарисованной» явки, реакции внешних игроков и т.п.
Кроме того, необходимо учитывать и факторы социально-экономического порядка: ухудшение либо улучшение состояния внешних рынков, возможности бюджета в плане проведения еще одной избирательной кампании, вероятность роста социального недовольства в стране после президентских выборов.
- Заинтересована ли власть в повторении сценария 2011-го? Или же это ей не нужно, и в таком случае парламентские выборы состоятся «по плану»?
- Главным смыслом текущей внеочередной президентской избирательной кампании была заявлена необходимость консолидации общества перед лицом внешнеэкономических и геополитических вызовов. В то же время характер ее проведения как референдума о продлении полномочий Нурсултана Назарбаева не способствует расширению круга сторонников политического курса власти – с соответствующим снижением интереса населения к выборам. А потому заявленная цель – консолидация общества - может быть кратковременной и потребовать новой электоральной «встряски». На этот раз через процедуру парламентских выборов как более конкурентных по своей сути.
Индикатором того, готовится к ним власть или нет, во втором полугодии 2015-го будут шаги в социально-экономической сфере. Если текущий курс на максимальное смягчение социальной напряженности будет продолжен – значит, вероятность досрочных парламентских выборов высока. Если же власть начнет сворачивать работу по профилактике социальных и трудовых конфликтов, то можно будет сделать вывод, что выборы пройдут не раньше 2016 года. Упрощенно говоря, если «Ак Орда» проведет девальвацию тенге после президентских выборов, то парламентские придется проводить уже в 2016-м, когда всплеск социальной протестности пойдет на спад.
В целом власти сохраняют пространство для маневра и могут выбирать наиболее оптимальный для себя алгоритм проведения парламентской избирательной кампании.
- А какой сценарий, по-вашему, лучше?
- Если эффект от попытки консолидировать элиту и общество в рамках текущей президентской кампании будет минимальным, то было бы целесообразней провести внеочередные выборы в парламент уже в нынешнем году.
Сейчас у власти нет каких-либо внутренних ограничителей – оппозиционных партий, НПО, СМИ. Единственный источник внутриполитических рисков – стихийные социальные и трудовые протесты. Они по своей природе не связаны с периодичностью избирательных циклов, но чувствительны к общей социально-экономической динамике, конъюнктуре на внешних рынках.
А потому пока «Ак Орда» в состоянии выполнять взятые на себя социальные обязательства, уровень протестности будет сохраняться в управляемых границах. И было бы рационально использовать «окно возможностей», предоставляемое стабилизацией цен на нефть, для решения вопросов текущего избирательного цикла. Не факт, что в 2017 году ситуация будет лучше.
- На ваш взгляд, начнется ли с выборов депутатов нового созыва продекларированный властью переход к президентско-парламентской форме правления? И каковы шансы на то, что будет возвращена, хотя бы частично, мажоритарная система их избрания?
- Необходимо внести ясность: переход к президентско-парламентской форме правления увязан с реализацией пяти институциональных реформ. Эти реформы позиционируются как стержень следующей каденции Нурсултана Назарбаева, т.е. рассчитаны на ближайшие четыре-пять лет. И только после оценки эффективности их реализации будет приниматься решение о дальнейшем политическом реформировании, в том числе и о переходе к президентско-парламентской форме правления.
В случае, если заявленные реформы не принесут ожидаемого результата, вопрос политического реформирования в озвученной президентом форме будет снят с повестки. Поэтому на данном этапе имеет смысл рассматривать заявление о возможном политическом реформировании не более как дежурную предвыборную риторику.
Если обратиться к проблеме возвращения мажоритарной системы выборов, то эта процедура может быть осуществлена и вне общего плана политического реформирования. Однако целесообразность такого шага для властей пока неочевидна.
В свое время отказ от мажоритарной системы и переход к пропорциональной аргументировались необходимостью повышения роли партий в политическом процессе. Расчет был на то, что ведущие олигархические группы «вложатся» в институт политических партий, чтобы иметь инструменты общественной политики. Однако дальнейшее развитие событий не подтвердило этот расчет. «Ак Орда» очень болезненно отреагировала на «приватизацию» политических партий отдельными представителями контр-элиты. Другим игрокам стало ясно, что власть еще не созрела для тех стандартов публичной политики, которые она сама же и предложила обществу и внутриэлитным группам.
В результате переход к пропорциональной системе выборов оторвал депутатов от мажоритарных избирательных округов, перед которыми они прежде несли моральную и политическую ответственность. В то же время и об усилении политических партий говорить не приходится, поскольку они не стали привлекательным инструментом для защиты интересов внутриэлитных групп.
- А вообще, насколько казахстанские партии готовы к возможным внеочередным парламентским выборам? Если бы они состоялись, допустим, в ближайшее воскресенье, то как, по-вашему, изменился бы партийный состав мажилиса?
- На мой взгляд, к внеочередным парламентским выборам в большей степени готовы парламентские партии – в силу того, что они имеют определенный уровень узнаваемости, их представителей цитируют в СМИ, в рамках текущей кампании некоторые партии открыли общественные приемные и т.п. Из непарламентских партий можно отметить ОСДП, которая периодически проявляет общественную и информационную активность. Остальные же пока пребывают в состоянии анабиоза. Я даже не исключаю того, что некоторые из них выставлены «на продажу» на партийном рынке и ждут новых собственников.
Поскольку активность партий даже в рамках текущей предвыборной кампании невысока, полагаю, что в случае проведения парламентских выборов в ближайшее воскресенье партийный состав мажилиса останется таким же, как и сейчас. Непарламентским партиям для прорыва в группу лидеров необходимо приложить сверхусилия, но они к этому не готовы.