ЧЕТВЕРГ, 13 АВГУСТА 2020 ГОДА
3033 28-08-2014, 15:07

Деньги на внеочередные парламентские выборы в Казахстане есть! - анализ "Радиоточки"


 

Деньги на внеочередные парламентские выборы в Казахстане есть! - анализ "Радиоточки"

На фоне разгоревшихся вновь разговоров о возможных внеочередных парламентских выборах вспоминается тот факт, что большинство электоральных процессов в стране были внеурочными. Мы постарались понять, можно ли в стране в ближайшие месяцы провести выборы в нижнюю палату парламента и каковы причины такой скоропостижности.

История роспусков и "спонтанных" выборов берет свое начало с последнего созыва Верховного совета Республики Казахстан. Двенадцатый созыв, избранный в независимом Казахстане, был распущен, не просуществовав и года. В последний раз такая коллизия возникла в ноябре 2012 года, когда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ "О роспуске мажилиса парламента Республики Казахстан четвертого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов мажилиса парламента Республики Казахстан".

Мотив самороспуска парламента был путанный и не выдерживал критики. Аргументы инициаторов этого процесса - депутатов мажилиса Нуртая Сабильянова и Виктора Рогалева - заключались в том, что на фоне ожидания в 2012 году второй волны мирового финансового и экономического кризиса целесообразно сосредоточиться на его преодолении, не отвлекаясь на проведение избирательного цикла, поэтому загодя необходимо сформировать парламент не менее чем из двух политических партий. Под обращением подписались 53 депутата нижней палаты парламента.

Проанализировав выдвигаемые сегодня мотивы для нового витка парламентской нестабильности, мы выделили несколько аргументов, которые выдвигают эксперты.

Один из них – неудобство проведения одновременно президентских и парламентских выборов в 2016 году. Тогда как наступающую сенатскую кампанию можно совместить. Еще один аспект – вступление в действие Евразийского союза с 1 января 2015 года, которому может предшествовать необходимость изменений в составе нижней палаты парламента. И, наконец, может быть применен тот же мотив, которым воспользовались в прошлый раз Рогалев и Сабильянов. В свою очередь, мы добавим такой аргумент, как необходимость конституционной реформы. Вполне возможно, таковая может быть проинициирована в любой момент, поскольку не противоречит линии администрации президента. Напомним, в начале года была уточнена концепция правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года. И, возможно, нам предстоит небольшая встряска в виде конституционных изменений. А для этого вполне возможна и встряска парламента.

Задавшись вопросом, насколько реально спонтанно объявлять выборы в Казахстане, мы обнаружили, что финансирование статьи "Проведение выборов" из республиканского бюджета производится ежегодно, причем в достаточных объемах для проведения выборов чуть ли не раз в квартал. В доказательство этого приведем недавние слова председателя Центральной избирательной комиссии РК Куандыка Турганкулова: "Всего на проведение выборов депутатов сената парламента Республики Казахстан в 2014 году из республиканского бюджета выделено 136 миллионов тенге".

Отметим, что в законе Республики Казахстан от 3 декабря 2013 года № 148-V "О республиканском бюджете на 2014-2016 годы" на статью "Проведение выборов" выделено 429 642 000 тенге. Но и это еще не все, ведь мы теперь работаем по трехлетнему бюджету. В законе Республики Казахстан от 23 ноября 2012 года № 54-V "О республиканском бюджете на 2013-2015 годы" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.11.2013 г.) на статью "Организация проведения выборов" выделено 492 481 000 тенге, а на статью "Проведение выборов" - 334 985 000. И, наконец, в законе Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2012-2014 годы от 29 ноября 2011 г. на статью "Организация проведения выборов" - 436 945 000 тенге, а на статью "Проведение выборов" - 8 183 726 000 тенге. То есть, на период 2012-2014 гг. изначально была выделена колоссальная сумма, и, видимо, ежегодно еще "добавляли".

К сожалению, найти расчеты, как на самом деле ЦИКом расходуются средства, оказалось сложно. Неплохую картину дает отчет Счетного комитета.
Правилами регламентируется, что статья "Проведение выборов", финансируемая из средств республиканского бюджета, покрывает расходы на массу вещей, таких как заработная плата освобожденных членов избирательных комиссий; дополнительная оплата труда членов избирательных комиссий; начисление на заработную плату; техническое обеспечение; транспортные расходы; публикация в средствах массовой информации;  услуги связи, почтово-телеграфные расходы; полиграфические расходы; аренда помещений; командировочные расходы; оплата труда консультантов, экспертов, членов лингвистической комиссии; выступления кандидатов, кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, в средствах массовой информации; проведение публичных предвыборных мероприятий кандидатов и выпуск агитационных материалов кандидатов, кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам и т. д.

Остаток неиспользованных подотчетных сумм в трехдневный срок по окончании выборов, республиканского референдума сдается председателями территориальных избирательных комиссий в кассу аппарата акима для зачисления на специальный счет местного исполнительного органа по соответствующим спецификам экономической классификации расходов.

Но ведь то, что выделяется в трехлетний срок Центральным казначейством, остается. А это означает, что в любой момент года Казахстан может провести хоть выборы, хоть референдум – деньги у нас на это есть в излишке…

Подробнее: http://www.radiotochka.kz/news/full/3860.html
Любое использование материалов только при наличии гиперссылки на Radiotochka.kz

Комментарии