Выступление главы государства Нурсултана Назарбаева на недавнем расширенном заседании политсовета партии "Нур Отан" стало внеочередным посланием народу страны. По мнению ряда аналитиков, досрочное появление программного документа означает неизбежность и досрочных выборов в парламент.
Досрочные парламентские выборы давно стали одним из инструментов поддержания действующего в Казахстане режима. Но если в 1990-х они проводились в основном для того, чтобы не допустить присутствия в мажилисе представителей демократической оппозиции, то результаты выборов 2012 года несколько удивили наблюдателей. Ведь вместе с "Нур Отаном" и вполне лояльной к властям в нынешнем своем виде партией "Ак жол" в парламент прошли представители КНПК, которую, строго говоря, нельзя отнести к внесистемной оппозиции.
Напомню, что в нижней палате заседают 107 депутатов, из которых 98 избираются по партийным спискам. Для прохождения в парламент партия должна преодолеть 7-процентный барьер. Остальные 9 депутатов добавляются после избрания их Ассамблеей народа Казахстана. Срок действия мандата мажилисмена - 5 лет. Сегодня в нижней палате 83 человека представляют "Нур Отан", 8 мандатов у партии "Ак жол" и 7 - у КНПК. 9 парламентариев - беспартийные.
Насколько изменится состав мажилиса в случае досрочных выборов? И почему о них сейчас так много говорят? Ответ на второй вопрос содержится в выступлении главы государства. "С учетом новых внешних рисков для развития экономики нам нужны новые инициативы по стимулированию деловой активности и занятости", - это одна из ключевых фраз внеочередного послания, которая и позволяет сделать вывод о том, что досрочные парламентские выборы могут состояться в ближайшее время. Однако ключевым в программном документе следует считать акцент на социальную сферу, которая ставится во главу угла при реализации новой экономической политики.
И это дает основания говорить о том, что состав мажилиса должен будет учитывать реалии, сложившиеся на политической авансцене.
За последнее время в партийной жизни Казахстана произошли серьезные изменения. Вовсе ушли из нее и оставили большую политику такие люди, как Булат Абилов и Ораз Жандосов. После ареста Владимира Козлова сошла с арены партия ДВК. Внутренние разборки произошли в "Ак жоле". Появившаяся на свет партия "Бирлик" еще никак себя не проявила. Лишь ОСДП временами напоминает о себе, несмотря на все попытки дискредитировать ее лидера Жармахана Туякбая. Из-за отсутствия финансовых средств эта партия сосредоточила свое внимание на социальной проблематике, разрабатывая предложения и рекомендации по поддержке неимущих слоев населения и пенсионному законодательству. К слову, в ОСДП довольно эффективные акции проводит молодежное крыло партии - будь то защита прав погорельцев или выражение протеста против роста цен на коммунальные услуги и бензин.
Какая из этих партий пройдет в парламент, и как изменится портрет мажилиса? Этот вопрос становится сегодня главным. Нет сомнений в том, что "Нур Отан", располагающий мощным административным ресурсом и имеющий огромную финансовую подпитку, получит большинство и в новом составе нижней палаты. А кто составит ему компанию?
Политолог Адрей Чеботарев считает, что власть сформирует более оптимальный для нее в политическом отношении депутатский корпус. "В частности, в мажилис может пройти партия "Бирлик", руководство которой близко к Тимуру Кулибаеву", - подчеркивает эксперт. По его мнению, проведение досрочных выборов вполне может стать реальностью. При этом доминирующие позиции в парламенте останутся за партией "Нур Отан" при бессменном руководстве Нурсултана Назарбаева. Вместе с тем, указывает Андрей Чеботарев, некоторые группы влияния через подконтрольные им партии тоже получат представительство в мажилисе. "Это позволит в определенной степени перевести межгрупповое соперничество в русло парламентской деятельности и, возможно, как-то снизить последующий "накал страстей" в период передачи президентской власти", - считает политолог.
Он согласен с тем, что контуры нового состава парламента во многом будут определяться внеочередным посланием президента. Исходя из общей тональности этого документа, можно сделать вывод, что власти будут держать курс на упреждение и предотвращение ситуации, схожей с украинской. Превентивные меры, принимаемые властью, вполне допускают присутствие в парламенте альтернативного мнения, которое сегодня в стране выражает ОСДП. Микширование протестных настроений, упор на минимизацию факторов, составляющих социальные недовольства, - то, что вытекает из ноябрьского выступления главы государства.
А вот что думает по этому поводу политолог Шынгыс Нурланов:
- Несомненно, выступление президента на расширенном заседании политсовета партии "Нур Отан" получилось очень неожиданным. Примечательно, что даже многие участники этого заседания не подозревали о том, что глава государства обратится с посланием. Изначально планировалось, что будут рассмотрены вопросы, связанные с реализацией предвыборной платформы партии "Казахстан. Цели-2017. Национальный план действий", и проект программы противодействия коррупции на 2015-2025 годы. Тем не менее, президент пошел еще дальше.
Это свидетельствует о довольно высокой роли, которая отведена "Нур Отану" в выполнении пунктов послания. Тот же факт, что документ был озвучен не в начале года, как делалось обычно, а в ноябре, говорит о нежелании руководства страны откладывать решение поднятых вопросов в долгий ящик.
У Казахстана амбициозные цели по макропоказателям. Падение цен на нефть, девальвационное давление, конфликты между странами - все это если не прямо, то косвенно касается и нас. В такой ситуации для достижения макроцелей необходимо пересматривать и тактику. Это не значит, что меняется стратегия. Вовсе нет. Однако для достижения стратегических целей порой необходима гибкость, и, я думаю, в этом послании продемонстрирована именно такая гибкость.
Многие эксперты после выступления президента заговорили о досрочных выборах. Я тоже не исключаю этого. Состав политсовета партии "Нур Отан" был изменен в прошлом году. Его омолодили, включив людей из более обширного круга представителей общества. Не удивлюсь, если то же самое сделают и с мажилисом. К примеру, количество молодых депутатов сегодня отнюдь не отражает долю молодежи в населении страны. Кроме того, для решения новых задач, поставленных в послании, могут потребоваться новые люди со свежим взглядом. Думаю, если досрочные выборы состоятся, то в обновленном парламенте мы увидим больше представителей бизнеса.
Сейчас сложно говорить о том, какие именно партии пройдут в мажилис. Есть "Бирлик", образованный на базе "Адилета" и "Руханията". Есть "Ак Жол" и коммунисты. Все эти партии точно не смогут конкурировать с "Нур Отаном", однако не исключаю, что всем им может найтись место в обновленном мажилисе, если они покажут, что готовы работать ради достижения мегацелей.
"Окончательное решение будет принимать президент"
Так считает политолог Максим Казначеев. Его мнение отличается от точки зрения предыдущих экспертов, и тем оно любопытнее.
- Выступление главы государства на расширенном заседании политсовета партии "Нур Отан" было несколько неожиданным…
- Выступление получилось не совсем к месту - оно было бы более органичным в рамках расширенного заседания правительства. Все-таки заседание политсовета партии власти должно быть в большей степени идеологически насыщенным. Пока можно предположить, что в идеологической сфере "креативщикам" "Ак-Орды" вообще нечего предложить, потому они и сгенерировали на скорую руку "Новую экономическую политику".
Данное выступление обозначено как очередное послание, однако не "тянет" на него ни по структуре, ни по содержанию. Даже необходимый протокол не соблюден - послания обычно озвучиваются на совместном заседании палат парламента.
Объективным плюсом содержательной части выступления следует признать более трезвую оценку экономических возможностей и кадрового потенциала страны. Однако публичного признания ущербности "прорывных экономических инициатив", которые содержались в прошлых посланиях, так и не прозвучало. А это несет риски рецидива гигантомании в будущем.
- Многие уже сделали вывод, что это выступление не случайно и что нас ждут досрочные выборы. Если да, то почему?
- Я предложил бы более простую версию, не "привязывающую" досрочные выборы конкретно к этому выступлению: после 2005 года ни одни выборы общереспубликанского формата не проводились в конституционные сроки. Поэтому и следующий электоральный цикл может начаться раньше. А поскольку уже в 2016-м предстоит избирать президента, то у власти для проведения досрочных выборов остается только 2015-й год. Однако у "Ак-Орды" есть возможность маневра: проводить парламентские выборы или же президентские? И тут ставка на досрочное избрание депутатов не столь очевидна. Ведь с точки зрения консолидации общества и элиты президентские выборы предпочтительнее.
- Какими будут контуры нового мажилиса? Какие партии, на ваш взгляд, туда пройдут, а какие останутся за бортом? И что станет главной задачей обновленного парламента?
- Положение на партийном поле стабильное. Более-менее активно работают парламентские партии. Из непарламентских эпизодическую активность проявляет ОСДП. Остальные либо распадаются, либо находятся в "анабиозе" до лучших времен.
А потому и кардинального изменения состава парламента не стоит ожидать - "Нур Отан", "Ак жол". Допускаю ротацию КНПК на "темную лошадку" - партию "Бирлик", но только потому, что у последней собственники и кураторы - более молодые и амбициозные политики, способные в нужный момент подключить административный ресурс. Остальные партии по показателям поддержки электората в мажилис пока не проходят.
Поскольку создания новых партийных структур пока не намечается, то и конфигурация возможного "обновленного" парламента остается прежней. Соответственно, и задачи он будет решать прежние. Сейчас существуют версии того, что необходимы усиление роли парламента, расширение его полномочий и функций. Однако окончательное решение по этому вопросу будет принимать президент.