Парламентские выборы оставили много обиженных: это и Газиз Алдамжаров вместе с Коммунистической партией Казахстана, и незарегистрированная "Алга!", и Серикжан Мамбеталин с примкнувшими к нему национал-патриотами, и ОСДП с рядом других партий, не прошедших в мажилис. Как дальше поведет себя оппозиция: снова впадет в спячку или все же, напротив, активизируется? Завтра, 28 декабря, ОСДП намерена провести в Алматы очередной митинг протеста против результатов выборов, который в соцсетях уже прозвали "Днем гнева". Первая аналогичная акция, как известно, состоялась 17 января и собрала всего лишь около 200 человек.
Хотя недовольных результатами прошедших парламентских выборов много, все они выражают свое недовольство поодиночке. Это, по мнению директора Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрея Чеботарева, лишний раз демонстрирует разобщенность казахстанской оппозиции и неспособность представляющих ее партий и движений к устойчивой и долгосрочной консолидации друг с другом. Вместо объединения они занимаются выяснением того, кто "оппозиционнее".
- Разобщенная оппозиция не представляется для значительной части казахстанцев серьезной политической силой, которую они могли бы поддержать. Отсюда неспособность соответствующих партий и движений мобилизовать потенциальных сторонников и проводить свои акции протеста в более массовом характере и с резонансом по всей республике. С другой стороны, определенные усилия оппозиционных сил натыкаются на равнодушие в обществе. В этих условиях легитимность прошедших выборов и их результаты серьезному сомнению среди населения не подвергаются. Поэтому основы для массовых политических протестов, аналогичных тем, которые прошли в соседней России после выборов в Госдуму, у нас нет, - уверен А. Чеботарев.
К тому же неудача с организацией митинга 17 января показала, что внутренних ресурсов у оппозиции не хватает. Поэтому ее лидеры все активнее будут обращаться к внешним силам в поисках поддержки, полагает директор Центра исследований общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов. "Отчет миссии ОБСЕ оставляет для ОСДП надежду на то, что давление на Ак Орду со стороны Запада по вопросам диалога с оппозицией будет возрастать. Иных инструментов влияния на власть у противников режима практически не осталось. Равно как и не видно шансов на апгрейд оппозиционного поля", - полагает эксперт.
Говоря о дальнейших действиях казахстан¬ской оппозиции, А. Чеботарев не исключает того, что она, как это уже не раз бывало после безуспешных для нее парламентских выборов, опять попытается объединиться. Например, в 1999-м был создан Форум демократических сил Казахстана, в 2004-м - Координационный совет демократических сил Казахстана, в 2008-м - Общественный парламент "Халык Кенесі" ("Народный совет").
- Причем в состав последнего вошли даже лояльные к властям партии "Ауыл", "Руханият" и КНПК. Однако все эти образования оказались недолговечными и по разным обстоятельствам распались. Поэтому нет никаких гарантий, что вероятное новое объединение оппозиционных сил не будет обречено на провал, - считает политолог.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Главным недостатком оппозиции, на взгляд А. Власова, является то, что на протяжении долгого периода она представляет собой партии лидеров, но не идей. Власть все время переигрывает ее, перехватывая лозунги и больные для общества темы.
Помимо дефицита креативности и новых идей, способных мобилизовать потенциальных сторонников, в перечень слабых сторон оппозиции, по оценке А. Чеботарева, следует включить:
1. отсутствие у большинства оппозиционных партий четкой стратегии и, как следствие, их непоследовательность в своих действиях и позициях, подверженность влиянию политической конъюнктуры;
2. неспособность реагировать на определенные текущие процессы в жизни общества и использовать их в своих интересах;
3. слабую работу и соответственно низкий уровень связи большинства оппозиционных партий с населением, особенно в регионах;
4. неспособность к долгосрочной целенаправленной консолидации;
5. низкий уровень рекрутирования новых политических лидеров, или кризис преемственности;
6. отсутствие устойчивых каналов взаимодействия с действующей властью, включая представителей в государственных органах;
7. отсутствие доступа к электронным СМИ, прежде всего к телевидению;
8. отсутствие у большинства оппозиционных партий четко выраженной социальной базы и, как следствие, идеологии, отражающей интересы соответствующих слоев и групп населения.
К сильным сторонам оппозиции директор Центра актуальных исследований "Альтернатива" относит:
1. элитный состав партийного руководства;
2. наличие связей среди политической, в том числе правящей, и бизнес-элиты республики;
3. популярность и авторитет отдельных лидеров оппозиции среди населения;
4. относительно устойчивый характер деятельности большинства оппозиционных партий;
5. сравнительно высокий организационный, кадровый и материальный потенциал;
6. способность к актуализации общественно значимых проблем и вопросов;
7. способность использовать в своих интересах фактор преследования со стороны властей;
8. высокий уровень спроса оппозиционной прессы со стороны населения;
9. большой уровень известности и связей на международном уровне.
ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ
Между тем прошедшие выборы со всей очевидно¬стью продемонстрировали кризис нынешней партийно-политической системы, которая начала формироваться лет 10-15 назад. Соответственно они, на взгляд Айдоса Сарыма, руководителя Фонда Алтынбека Сарсенбайулы, во многом отражают действительность, страхи и фобии, истории побед и поражений, расколов и склок того периода.
- Но жизнь меняется. Время ускоряется, а пространство, благодаря современным технологиям, уплотняется. То, что мы видели на этих выборах, включая старых лидеров и старые лозунги, - лучшее тому доказательство. Можно, конечно, идти против течения, но соревноваться со временем, по-моему, бессмысленно, - считает политолог.
Нынешней оппозиции, уверен он, нужны новые лозунги и форматы, которые позволят им соответствовать духу времени. По его мнению, было бы правильным взять некий тайм-аут после выборов и попытаться как минимум переосмыслить причины своего поражения.
- Ведь, если говорить прямо, дело не только в кознях коварной власти и административном ресурсе. Должна быть ответственность партийных лидеров перед своими сторонниками. Это в Америке любая попытка, даже самая неудачная, рассматривается как позитив. Помните фильм "Полет над гнездом кукушки"?! Там главный герой проигрывает, но со спокойным сердцем признается: "Я хотя бы попытался". И это воспринимается правильно и позитивно. У нас менталитет немного другой. У нас любят победителей или батыров. Когда не удается взять числом, берут геройством, голосом, красивым словом. Именно это и пытается осуществить сегодня оппозиция. Речь идет о сохранении лица. И к этому надо относиться спокойно, - считает А. Сарым.
В ПОИСКАХ НОВЫХ ЛИДЕРОВ
Эксперты солидарны в том, что публичные фигуры из оппозиционного лагеря исчерпали себя в нынешнем формате и образе "непримиримых", - в это уже мало кто верит. Гораздо большую опасность для Ак Орды, по мнению А. Власова, представляет "сетевая оппозиция" в лице молодежных групп. Хотя на выборах, признает он, им не удалось сформировать целостную картину фальсификаций и "обмана избирателей": приведенные в рассылках факты явно не годились для тотального обличения режима.
- Дело даже не в том, "ручная" это оппозиция или нет - дело в отсутствии перспектив на обновление: который год одна и та же песня про "неправедную власть". По отдельности Булат Абилов и Амиржан Косанов (сопредседатель и генеральный секретарь ОСДП "Азат" - прим. ред.) - интересные и сильные политики, но коня и трепетную лань все никак не удается впрячь в повозку общего дела. Возможно, Косанову стоит попробовать себя в новом качестве, не связанном со "старой оппозицией", - резюмирует российский политолог.
Кстати, похожую мысль в ходе "круглого стола" по итогам парламентских выборов в Казахстанском институте стратегических исследований высказал его директор Булат Султанов: "Если вместо Жармахана Туякбая на теледебаты выдвинули бы Амиржана Косанова, я убежден, что процент был бы выше. Но когда выступает человек с прокурорским, стальным взглядом, у всех начинают трястись поджилки. У нас в Казахстане традиционно не любят прокуроров и полицейских. А этот человек упорно пытается навязать любовь к себе".
Увы, но, как говорится в известной сентенции, мы имеем те правительство и оппозицию, которые заслуживаем. Оппозиция слеплена из того же материала, что и избиратели, подмечает А. Сарым.
- Каких-то ницшеанских "сверхчеловеков" или чингизовских "людей длинной воли" в их рядах я пока не вижу. Но, видимо, скоро они появятся, - надеется он. - Их надо искать среди новой генерации общественных деятелей, возможно, среди тех, кому сегодня едва перевалило за 20 лет. С другой стороны, говоря об оппозиции, мы должны перестать ее демонизировать. Оппозиция - это наши же граждане, коллеги, друзья, которые имеют всего-навсего иной взгляд на происходящие вещи и события. И было бы правильным, если бы мы ее проводили в парламент и в маслихаты. От этого выиграли бы все.
Политолог убежден, что настало время формировать новую политическую культуру, которая бы исключала деления политического спект¬ра только на белое и черное, только на своих и чужих.
- Более того, если власть серьезно задумывается над тем, что будет через 10-20-30 лет в нашей стране, она долж¬на сама способствовать формированию оппозиции (и правой, и левой), - уверен он. - Не за счет их клонирования или финансирования, а через создание условий для настоящей, полноценной конкуренции. В этом залог нашего общественного здоровья.
Пока же у политических партий нет внятной партийной идеологии, нет партикуляции общества по идеологическим признакам и ценностям. А это приводит к тому, что люди находят себе далеко непартийные идейные ниши, в том числе религиозный экстремизм. Поэтому крайне важно, подчеркивает А. Сарым, чтобы для начала парламентские партии начали становиться идеологическими и ценностными.
САУЛЕ ИСАБАЕВА