Что стоит за фиаско сборной Казахстана по футболу?
Национальная сборная Казахстана начала новый сезон. Начала крайне неудачно: с двух поражений от далеко не самых сильных соперников с интервалом в четыре дня (22 и 26 марта), причем одно из них пришлось на матч отборочного турнира чемпионата мира. Вероятность того, что главная команда страны наконец-то станет радовать болельщиков игрой и результатами, все больше отдаляется.
Есть что вспомнить…
Для футбольной сборной Казахстана 2017-й – это год юбилеев.
1 июня она отметит 25-летие со дня своего официального рождения: в первый день лета 1992-го состоялся ее дебют на международном уровне – в рамках Кубка Центральной Азии она сыграла с командой Туркменистана.
Чуть раньше, 11 мая, будет повод отпраздновать 20-ю годовщину ее старта в отборочном турнире чемпионата мира. Кстати, тот квалификационный цикл, продлившийся с мая по ноябрь 1997-го, был самым успешным за весь период пребывания Казахстана в Азиатской конфедерации. Наши футболисты не только преодолели первый раунд, выиграв в Багдаде у сильной сборной Ирака (2:1), но и во втором, решающем, выглядели более чем достойно. Они не проиграли в родных стенах ни одного из четырех матчей, отобрав очки у главных фаворитов того турнира – корейцев (которые спустя пять лет войдут в «топ-4» по итогам чемпионата мира 2002-го) и японцев, а также разгромив команду ОАЭ (3:0).
25 апреля исполнится 15 лет со дня официального обретения казахстанским футболом прописки в УЕФА. Таким образом, наши сборные (не только национальная, но и молодежная, юношеская, женская, футзальная) получили возможность на регулярной основе играть с сильнейшими командами Европы, а значит, и мира.
Наконец, совсем недавно болельщики отметили 10-летие самой громкой победы главной футбольной дружины Казахстана за все время пребывания в УЕФА: 24 марта 2007-го она в рамках отборочного турнира чемпионата Европы одолела на центральном стадионе нашей южной столицы сборную Сербии (2:1), за которую играло немало «звезд» европейского уровня.
Игра в чехарду
Однако сегодня перспективы национальной сборной выглядят туманными. И объясняется это прежде всего тем, что у руководителей Федерации футбола Казахстана (ФФК) отсутствует внятная стратегия в ее отношении. Они бросаются из одной крайности в другую, постоянно меняют цели и задачи (главная ставка делается то на результат, то на омоложение, то еще на что-то), у них нет четкого видения того, на каких принципах следует строить команду, по каким критериям подбирать для нее главного тренера.
Посмотрите на список тех, кто руководил сборной Казахстана на протяжении пятнадцати лет европейского периода ее истории. Нынешний главный тренер Александр Бородюк – уже восьмой по счету. Причем в последнее время срок пребывания того или иного специалиста у руля команды неуклонно сокращается. Например, Арно Пайперс, Бернд Шторк и Мирослав Беранек работали с ней по 2-2,5 года каждый. Следующий, Юрий Красножан, получил в свое распоряжение чуть больше полутора лет. Несмотря на вроде бы неплохой (относительно двух предшественников) результат и прогресс сборной в чисто игровом плане, от его услуг в конце концов отказались. В качестве основной версии нежелания продлевать с ним контракт называлась слишком высокая зарплата российского специалиста, но, возможно, на такое кадровое решение повлиял и приход в ФФК новых людей.
После долгих поисков сменщика выбор пал на казахстанского тренера Талгата Байсуфинова. Произошло это год назад, в марте 2016-го. Старт сборной в отборочном турнире ЧМ-2018 минувшей осенью следует признать более чем удовлетворительным. Да, были два крупных поражения в гостях, но была и сенсационная волевая ничья (2:2 после 0:2) в поединке с главным фаворитом группы «Е» – сильной командой Польши, которая, кстати, затем выиграла все четыре отборочных матча и сейчас с приличным запасом лидирует в нашем секстете. Кроме того, казахстанские футболисты сыграли вничью с румынами – участниками финального турнира Евро-2016. Два очка в четырех матчах со сборными, реально претендующими на выход в финальную часть ЧМ, – вполне достойный результат. Да и качество игры подопечных Байсуфинова в ряде встреч вызывало пусть и осторожный, но оптимизм.
Казалось бы, следовало дать ему возможность продолжить начатое, ведь процесс создания конкурентоспособной команды занимает не один год. Но в ФФК опять сменилась власть, а новые люди в руководстве оказались заражены старым зудом – снова все поменять, поставить своих людей, в том числе на пост главного тренера национальной сборной. В итоге место Байсуфинова, который успел полноценно поработать менее восьми месяцев (антирекорд!), занял россиянин Александр Бородюк.
Назначен… по собственному желанию
Это назначение огорошило многих из тех, кто имеет отношение к казахстанскому футболу. Во-первых, почему оно произошло менее чем за месяц до очередного официального матча сборной? Ведь на то, чтобы просмотреть и оценить (не формально, а по-настоящему) игру всех потенциальных кандидатов в команду, отобрать сильнейших, требуется куда больше времени. А во-вторых, и это главное, почему именно Бородюк?
Все помнят его бесславное прошлогоднее пребывание в должности главного тренера алматинского «Кайрата». При нем команда провалила подготовку к чемпионату страны, набрала лишь 1 очко из 9 возможных (причем в матчах с далеко не самыми сильными соперниками). В результате он был вынужден подать в отставку, а «Кайрат» так и не смог наверстать упущенное на старте сезона и уступил в чемпионской гонке «Астане».
Да, Бородюк в свое время помогал Гусу Хиддинку и Дику Адвокату в национальной сборной России. Но опыта работы в качестве главного тренера – ни на клубном уровне (за исключением одного сезона в московском «Торпедо», где он занимал эту должность, скорее формально, поскольку, в отличие от фактически руководившего командой Николая Савичева, имел лицензию Pro), ни на уровне сборных – у него нет.
Что же касается оценки его квалификации, то приведу небольшой отрывок из статьи, которую автор этих строк написал год назад: «…И вот с таким скудным багажом он попадает в амбициозный «Кайрат». В клубе собраны очень квалифицированные футболисты, которые уже хорошо сыграны друг с другом. То есть, по большому счету, учить и тем более переучивать игроков не требовалось – надо было лишь правильно подвести их к чемпионату, а значит, соответствующим образом организовать в межсезонье учебно-тренировочный процесс. В общем-то, не самая сложная задача для грамотного тренера, однако даже она, как выяснилось, не под силу Бородюку».
Тем не менее он оказался в фаворе у новых руководителей ФФК. С чем это связано – остается только догадываться. Сообщение о его назначении было очень коротким, но обе фразы, которые содержались в пресс-релизе, вызвали ухмылку.
Первая – «основным фактором (при принятии федерацией этого кадрового решения – прим. авт.) стало желание самого Александра Генриховича работать с нашей национальной сборной». Он что – специалист калибра Моуриньо, Симеоне или хотя бы Слуцкого, чтобы определяющим было его «желание»?
Вторая фраза – «Перед новым главным тренером поставлены задачи завершения процесса смены поколений, омоложения сборной, раскрытия местных талантов». Но, извините, мы это уже проходили в 2008-2009 годах при Шторке, однако затем ФФК отказалась от такого курса в пользу текущих (или назовите их сиюминутными) результатов. И где гарантия, что история не повторится?
Проигрывает тренер…
Кто-то скажет: да, у Бородюка на клубном уровне не заладилось, но, может, он из той категории тренеров, предназначение которых – работать со сборными? Конечно, нельзя исключать такого варианта, однако игра, которую наши футболисты показали 26 марта в поединке с армянами, навевает совершенно иные мысли.
До этого, четырьмя днями раньше, наша сборная встречалась в гостях с командой Кипра (поражение со счетом 1:3), и именно тогда состоялся дебют Бородюка в новой для него роли. Правда, матч был товарищеским, телевизионная трансляция отсутствовала, а размещенная на сайте ФФК шестиминутная нарезка основных событий игры не позволяет делать далеко идущие выводы. Но уже тогда насторожило то, как российский специалист реализует тактическую схему с тремя защитниками. Из этих троих лишь один (Малый) привык действовать в центре обороны, а вот двое других (Бейсебеков и Шомко), будучи фланговыми игроками, вообще не имеют такого опыта. Тот же Красножан нередко использовал аналогичную схему, но ставил всегда именно центральных защитников: например, сочетание Логвиненко – Абдуллин – Воротников (позже Малый).
После поражения от киприотов Бородюк решил заменить вратаря, видимо, усмотрев лишь его вину в трех пропущенных голах, а вот линию обороны на матч (уже официальный, в рамках отборочного турнира чемпионата мира) в Ереване с армянами выставил ту же.
Надо сказать, что нынешняя сборная Армении – команда примерно такого же уровня, что и наша. Только Мхитарян из английского «МЮ» стоит особняком, но он лишь один из почти дюжины футболистов. И, как показала игра, наши ребята вполне могли добиться положительного для себя результата: армяне ничего особенного не показали. Это мнение не только автора этих строк, так считают многие отечественные специалисты.
Есть выражение «выигрывает команда – проигрывает тренер». Обычно никто не понимает его буквально, но в нашем случае, думается, именно грубые просчеты Бородюка стали главной причиной поражения. Еще до стартового свистка спортивные журналисты, обмениваясь комментариями в «Фейсбуке», назвали авантюрой то, как он выстраивает игру в центре обороны. Впрочем, до перерыва наши защитники (которым в поте лица своего помогали не только «бровочники» и опорные хавбеки, но даже главный плеймейкер Исламхан, из-за чего страдала игра команды в атаке) со своей задачей худо-бедно справлялись – благо армяне наступали числом, но никак не умением. Правда, уже к 20-й минуте Малый и Бейсебеков получили по желтой карточке. А в середине второго тайма Малый заработал еще одну и был удален с поля.
Таким образом, в составе сборной Казахстана не осталось ни одного чистого центрального защитника. Счет на тот момент был 0:0, и напрашивался выход кого-то на позицию Малого. Но Бородюк никак не отреагировал на изменение ситуации. Расплата не заставила себя ждать: после атаки (кстати, именно по центру) Мхитарян открыл счет, а через пару минут в наши ворота влетел второй мяч, причем в этом эпизоде центральная зона обороны вообще оказалась оголенной. И лишь только тогда, когда судьба поединка была фактически решена (счет 0:2 больше не менялся), Бородюк выпустил на поле центрального защитника Дмитренко. Как говорят в таких случаях, «поздно, доктор: я уже помер».
В общем, в ходе подготовки к этому матчу и самой игры Бородюк проявил себя как тренер, во-первых, плохо знакомый с человеческим «материалом», который оказался в его распоряжении, во-вторых, неспособный учиться на собственных ошибках и, в-третьих, не умеющий управлять ходом игры, оперативно вносить коррективы в действия своей команды. По опыту его работы в «Кайрате» можно назвать и ряд других профессиональных изъянов. Первый из названных недостатков со временем, возможно, удастся устранить, а вот как быть со всеми другими? И в состоянии ли такой тренер создать конкурентоспособную сборную Казахстана?
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты