К 25-летию казахстанско-французских дипломатических отношений
Моцарт - он и в родном ему Зальцбурге Моцарт, и в Париже, и в Астане, и в Алматы. Он дарит свою искромётную музыку в равной степени всем, поверх языковых барьеров, поверх пристрастий, убеждений и сословных границ. Иное дело Дебюсси. Наверное, французы как никто способны вникнуть в подоплёку его новаторских исканий. И, кстати, - из того же ряда Сезар Франк, этот загадочный француз бельгийского происхождения, несущий своей музыкой мощный посыл высокой классики. Но в его мелодическом речестрое уже кроется магический зов новейших времен.
Мы это услышали, мы в этом убедились - и в Астане в Камерном зале театра «Астана Опера», и в Алматы в Большом концертном зале Казахской национальной консерватории. В наших столицах, северной и южной, прошли концерты Божественной Жании Аубакировой. Причем, она сумела с королевской непринужденностью вовлечь в это действо блистательный струнный квартет VOLTA застенчиво-пылких французов - Юга Борсарелло и Лорана Мано-Палласа (скрипка), Арно Торетта (альт) и Готье Эррманна (виолончель), они явили нам всю лучезарность Моцарта, его струнного квартета «Миланский». Вообще-то квартет «Миланский» в течение двух столетий якобы ошибочно приписывался Моцарту, в действительности он сочинен его младшим современником Йозефом Шустером. Но там такое проникновение в моцартианство, такое полное родство и слияние душ, что эта частность представляется второстепенной, хочется вновь и вновь внимать этой вечной гармонии.
Но Моцарта уже сменил Дебюсси с его неожиданно страстным посылом. То был единственный уникальный квартет Дебюсси, он уже не смог повторить подобный опыт. Но музыка эта бередила сердце и понуждала слушающего к напряженной работе души.
И все же кульминацией концерта было его второе отделение - уже с участием Жании. Дочь азиатских степей, которой доступны вершины мировой фортепианной музыки, она как бы заново одухотворила квартет утонченных парижан, придала концерту второе дыхание. Мы, затаившись, слушали Фортепианный квинтет Сезара Франка. Вопреки своей камерной сути, эта мощная по звучанию музыка. О квинтете надо говорить особо, ибо он открыл собой ряд зрелых сочинений Франка, задавших планку для всех его последующих сочинений. Святослав Рихтер с восторгом говорил, что «в фортепьянной литературе ничего похожего нет. Надо очень мало накануне спать, чтобы это хорошо сыграть». А сыграно это было безукоризненно.
Остается сказать лишь о том, что предваряло концерт и лежало за его рамками. А предваряло концерт приветственное выступление Генерального консула Франции в Алматы Патрика Ренара. «Подобные торжественные мероприятия оказывают немалую поддержку культурным взаимоотношениям между нашими странами», - сказал он. Можно лишь догадываться, скольких трудов стоило Жание Аубакировой организовать приезд именитых музыкантов в Казахстан. И как резюме вот вам строки из пресс-релиза Консерватории: «Полный зал зрителей аплодировал стоя, долго не отпускал Жанию Аубакирову и французский квартет со сцены. В зале не было случайных людей. Для меломанов, музыкантов, гостей вечера концерт стал самым ожидаемым музыкальным событием».
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты