За последнюю неделю украинские политики сделали много громких заявлений в адрес России, в которых не только допустили усиление конфронтации между Россией и Украиной, но и выразили предположение о возможности военных действий между странами.
Антироссийская риторика стала усиливаться еще до событий февраля 2014 года. Тогда в борьбе против Виктора Януковича оппозиционные силы активно использовали тезис о вмешательстве российской стороны во внутренние дела Украины.
После государственного переворота антироссийская риторика отдельных политиков переросла в официальный внешне- и внутриполитический курс украинского государства. На смену сдержанному сотрудничеству, в котором был заинтересован Виктор Янукович для решения внутриполитических и экономических проблем, пришла конфронтационная политика, направленная на обострение российско-украинских отношений.
К этому украинские власти подталкивали западные страны, которые после государственного переворота получили в Украине руководство, готовое не только дистанцироваться от Москвы, но и пойти на обострение двусторонних отношений. Подобных шагов западные страны настойчиво добивались от Леонида Кравчука и Леонида Кучмы, подталкивали к этому Виктора Ющенко и Виктора Януковича. Однако бывшие украинские президенты в силу разных причин не торопились идти на разрыв отношений с Россией, предпочитая лавировать между Москвой и Вашингтоном.
Новый украинский президент, парламент и правительство оказались готовы учитывать интересы западных стран. США и ЕС получили возможность не только участвовать в формировании внешней политики Украины, но и создали условия, при которых российско-украинские отношения стали носить конфронтационный характер. При этом Киев рассматривается западными странами в качестве инструмента, с помощью которого можно оказывать давление на Россию, препятствуя ее планам по реализации интеграционных проектов на постсоветском пространстве.
Курс на конфронтацию с Россией устраивает официальный Киев, который заинтересован в повышении градуса антироссийской пропаганды. Антироссийская риторика помогает сохранять власть, заручившись поддержкой западных стран, которые, в свою очередь, закрывают глаза на недемократические методы ведения политической борьбы. Кроме того, антироссийская политика положительно воспринимается в западных и центральных областях Украины, что важно для националистических партий в сохранении электоральной базы.
Занимать жесткую и бескомпромиссную по отношению к России позицию Киев подталкивает отсутствие прогресса в урегулировании конфликта в Донбассе. Ответственность за это украинская власть перекладывает на Россию, одновременно нагнетая ситуацию внутри страны. Помимо конфликта в Донбассе антироссийская риторика используется украинскими политиками для объяснения сложной экономической ситуации. Киев постоянно приписывает России планы по дестабилизации ситуации в Украине.
Антироссийская пропаганда поддерживается, а зачастую и инициируется в западных странах, которые выражают одобрение политики нынешней украинской элиты. Подобная позиция США и европейских стран придает Киеву уверенности в обострении отношений с Москвой.
В проведении информационной политики в отношении России Киев использует различную проблематику. Одним из направлений украинской политики выступает использование фактора Крыма, который вошел в состав России. Постоянными темами в украинских СМИ являются нарушения прав человека, требования освободить «оккупированные территории» полуострова. При этом в расчет не берутся итоги референдума, на котором большая часть населения Крыма высказалась за вхождение в состав России.
Формирование негативного образа России в Украине имеет четкие цели. Для западных стран антироссийская политика Украины в информационной сфере имеет геополитическое измерение. В краткосрочной перспективе она позволяет оказывать давление на Россию, требуя от нее отказа от своих национальных интересов. В долгосрочном плане формирование образа врага снижает вероятность восстановления политических и экономических двусторонних отношений между Россией и Украиной. Конфликтные отношения между двумя странами служат для западных стран надежной гарантией того, что Россия будет ограничена в возможностях усилить свое влияние на постсоветском пространстве.
Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук