«Транзитный период» коснется внутренней и внешней политики Акорды
Календарное лето обещает быть жарким, но при этом многие большие чиновники и правоохранители будут лишены отпусков. Наверное, мы не откроем большого секрета и не покусимся на государственную тайну, если скажем, что страну ждут серьезные изменения. Изменения, которые должны пройти под строгим контролем и без вмешательства сторонних сил, как внутри страны, так и за ее пределами – в «переходный период» по-другому нельзя.
Сначала экономика
Для начала необходимо разобраться, что на самом деле происходит вокруг нашей страны, при этом избавившись от стереотипов и громких лозунгов. Это первое. Второе – при всем тесном переплетении экономики и политики в современном мире все-таки придется ставить что-то в приоритет. И таким приоритетом является экономика, стабильность (в хорошем смысле этого слова) которой является важнейшим условием устойчивости политической системы, особенно на постсоветском пространстве.
Конечно, общемирового финансового кризиса сейчас нет – по крайней мере, в тех масштабах, которыми нас привычно пугают с высоких трибун, и потому вовсе не он явился причиной кризиса казахстанской экономики. Вхождение в Евразийский союз тоже не принесло обещанных выгод. Да и наше родное правительство не смогло эффективно переориентировать экономику страны. Но все эти очевидные вещи по понятным причинам не могут быть открыто признаны на самом высоком уровне, хотя, судя по всему, понимание есть.
В том числе и понимание того, что не стоит слишком уж активно входить в орбиту экономического влияния главного «таможенного союзника». Нурсултан Назарбаев, говоря в 1990-х о Евразийском союзе, представлял себе несколько иную картину будущего, нежели она вырисовывается сейчас – тем более когда она изрядно подпорчена кризисом в самой России, который усугубился после введения санкций Запада.
Если говорить языком цифр, то за последние пару лет объем взаимной торговли между РК и РФ упал почти вдвое – с 17,7 млрд. до 9,6 млрд. долларов, хотя по планам должен был расти из года в год. Поэтому есть основания переключить свое внимание с севера на восток, что, в принципе, уже и делается – объем торговли с Китаем растет и достиг уже 40 млрд. долларов в год. Растет и объем китайских инвестиций.
Откуда деньги, Зин?
Для Москвы деньги из Поднебесной сегодня являются чуть ли не единственной возможностью остаться на плаву (о выходе страны из кризиса речь пока не идет), но имперские амбиции наряду с экономической необходимостью заставляют продолжать продвижение больших проектов, в которых все чаще виднеется политико-идеологическая составляющая. Речь, конечно, идет о Евразийском экономическом союзе.
Но тут появился другой масштабный проект – «Экономический пояс Шелкового пути». Эта тема заслуживает отдельного разговора, а пока мы только отметим, что для Казахстана он является более привлекательным, чем ЕАЭС (даже при том, что Пекин и Москва говорили о возможном совмещении этих двух систем).
Здесь стоит сказать пару слов и о самой России. Уже сейчас надо определяться, на каком уровне останутся наши политические и экономические (а также культурные, социальные и просто человеческие) взаимоотношения. И это тоже зависит от многих факторов, в том числе от внутренних противоречий, существующих в РФ. Ведь политические силы в этой стране, несмотря на кажущееся единство и сплоченность вокруг президента всея Руси, далеко не однородны.
Так, имеются серьезные противоречия между кремлевской группой и олигархатом, который действует в интересах транснациональных компаний. Самым показательным примером здесь может служить нарастающий конфликт между Владимиром Путиным и главой «Роснефти» Игорем Сечиным. Поэтому с Россией трудно строить долгосрочные планы, даже учитывая то, что «у нас одна дорога» и схожие политические системы. Ведь там тоже может произойти все, что угодно.
В такой ситуации альтернативой видится равноправное, взаимовыгодное и разностороннее сотрудничество с Тюркским миром. В этом плане даже противники пантюркизма и одновременно наши «вечные союзники» могут сквозь пальцы смотреть на такие контакты. Вон, на днях они сами уже стали говорить о возможном возобновлении экономических отношений с Турцией. И вообще, по прогнозам иностранных аналитиков, Турция в ближайшее время станет настоящим региональным лидером, с которым будут считаться как на Востоке, так и на Западе (Россия тоже претендовала на эту роль, но вела себя слишком амбициозно, а потом и вовсе дискредитировала себя на международной арене). Ну а добрые отношения между Казахстаном и Турцией, а также ряд обоюдных инициатив (в том числе об открытии зоны свободной торговли) делают турецкое направление для нас не только полезным, но и приятным.
На просторах Мәңгiлік Ел
Вернемся в нашу страну, но при этом слишком на землю не опускаясь – нужно обозреть то, что происходит на отечественном политическом Олимпе. Там тоже присутствуют две основные группировки (некие союзы кланов). Одна из них искренне считает северный вектор единственно правильным и исторически обоснованным, тем более что там присутствует и их немалый финансовый интерес. Другая ориентирована на транснациональные компании и многовекторность, что тоже влияет на их материальное благополучие в настоящем и будущем. При этом обе стороны говорят о государственных интересах и особо не противоречат «генеральной линии».
И та, и другая имеют солидный медиа-ресурс, который всегда может быть усилен рядом СМИ, находящихся в данное время «не при делах». Если понадобится, будет включена и судебная ветвь власти – чтобы вывести лишних игроков с информационного поля или переориентировать их в нужное русло. Кстати, недавние скандалы с популярным сайтом, национальным телеоператором, а также «дело Матаева», вполне возможно, и есть предвестники будущих информационных баталий.
Неким арбитром во всем этом выступает сам президент РК, известный своей способностью находить компромиссные решения. Именно ему предстоит более четко определить приоритетный вектор. И, судя по всему, предпочтение будет отдано «Шелковому пути» и турецкому направлению. А вот как будет компенсироваться тактический отход Казахстана от ЕАЭС, пока неизвестно, но это явно вызовет недовольство Москвы и может привести к серии небольших торговых войн.
Вполне возможно, что более четкие рамки этих направлений будут определены в ходе визита Нурсултана Назарбаева в Китай, где на начало сентября намечен саммит G-20 («Большой двадцатки»).
Думается, что особых надежд на прошедший недавно Астанинский экономический форум руководство Казахстана не возлагало, хотя и были сделаны серьезные заявления о создание более благоприятного инвестиционного режима. Тем более что западные инвесторы все чаще стали обращать внимание на наличие гражданских прав и свобод с странах, куда они собираются вкладывать деньги, – хотя бы в качестве гарантии того, что их инвестиции вернутся. Настроения западных инвесторов, в принципе, могут измениться, если в стране произойдут какие-то перемены к лучшему.
Что будет
Итак, 4-5 сентября президент Казахстана примет участие в работе G-20, а до этого он по традиции должен выступить на совместном заседании палат парламента, в котором примут участие члены правительства и главы регионов. Как правило, это мероприятие становится неким «посланием» президента всем трем ветвям власти. Что будет на этот раз, сказать трудно, но, скорее всего, нужно исходить из того факта, что к тому времени очертания транзитного периода будут видны уже не только политологам, но и просто политически подкованным и немного соображающим гражданам страны.
А теперь немного о прогнозах. Новый политический сезон будет жарким, а временами ожидается невиданный накал. Причем «изменение климата» будет ощущаться на различных уровнях, среди всех слоев населения и, как говорится, по всем статьям (в том числе Уголовного кодекса).
Не надо быть оракулом или иметь информатора в Акорде, чтобы предсказать: репрессии будут продолжаться и усиливаться пропорционально протестным акциям – в том числе акциям в ответ на сами эти репрессии. Такая «терапия», как отмечалось ранее, призвана раздразнить протестный электорат, чтобы выявить всех потенциальных инакомыслящих. На их место должно прийти новое гражданское общество», сформированное под бдительным оком власти и одной из группировок. Оно будет с новыми лицами, новыми задачами и совершенно другими побуждающими эффектами
Ведь к тому времени (когда «транзит» уже станет приобретать видимые не только политологами черты) должны с успехом пройти суды над «активистами-террористами», народ уже примет и проглотит закрепленный казахстанской фемидой вердикт о попытке раскачать и захватить власть, и уже мало кто будет удивляться тому, что у нас внедрен «узбекский вариант». В Узбекистане, помнится, всех инакомыслящих или просто пытающихся думать и анализировать тоже объявили террористами.
Естественно, будут и новые рокировки, включая премьер-министра и руководителя администрации президента. Возможно, кресло главы кабмина займет один из нынешних вице-премьеров, а АП возглавит наиболее преданный нынешнему президенту человек. Ведь когда закон о лидере нации наконец-то заработает, то «ноль второму» на первых порах будет нужен «правильный» куратор. Впрочем, как это не раз бывало раньше, в последний момент все могут переиграть – исходя из ситуации и новых вызовов времени.
Ожидается переформатирование сил как в центральной власти, так и в регионах. Вот тогда-то мы и увидим, в чем заключалась истинная роль нового мажилиса, а также созданных сверху общественных советов (последние хорошо укладываются в упомянутый выше сценарий «нового гражданского общества»). А как все это отразится на главном, по мнению большинства казахстанцев, аспекте – хлебе насущном, точно сказать трудно. Судя по чересчур радужным прогнозам отечественных чиновников, которые дезавуируются ими же при помощи демонстрации сокращения бюджетных социальных программ, оснований для оптимизма нет.
Взгляд из-за рубежа тоже достаточно пессимистичный. Так, Всемирный банк прогнозирует в этом году рост ВВП в РК до 1,1 % (в 2013-ом был около 3%), а аналитики из BMI щедро дают рост в 1,7 %, но при условии, что цена за бочку нефти вернется к прежней. А это вряд ли – прежней жизни ни у нефтеторговцев, ни у нас уже не будет…