ПОНЕДЕЛЬНИК, 7 МАРТА 2016 ГОДА

Надир Надиров: "Курды очень хорошо ладят с казахами и не испытывают никаких притеснений"

6047 13-03-2015, 00:30
курдский вопрос

Сегодня в рамках рубрики "Чест¬но о диаспорах" у нас особенный гость - почетный президент Ассоциации "Барбанг" ("Расцвет") Надир Надиров, который прошел тяжелый путь от мальчика из депортированной семьи до первого в мире академика-курда. Можно очень долго перечислять звания и регалии этого человека, но, думаем, достаточно сказать, что в Казахстане его знают и ценят как основателя нефтехимической науки и признанного наставника многих ученых и руководителей отрасли. Что касается самих курдов, то для них он, несомненно, является большим моральным авторитетом и примером того, как благодаря тяжелому труду и упорству можно воплотить в жизнь самые смелые мечты.

 

"ДО СИХ ПОР НЕ ЛЮБЛЮ ПОЕЗДА…"
- Надир Каримович, расскажите, как курды появились в Казахстане?
- Первые курды появились в Казахстане в 1937 году. Они были депортированы из Азербайджана и Армении. В их числе была и наша семья. Мне тогда исполнилось всего пять лет. Я восьмой, предпоследний, ребенок у своих родителей. Отца не стало в 1936 году, а в 1938-м мы потеряли старшего брата (о его судьбе мы узнали лишь полвека спустя - он был расстрелян по приговору "тройки", судебно-репрессивного органа тех лет). Мама всеми силами старалась сохранить нас, малолетних детей. И ей это удалось, она вырастила дружных сыновей и дочерей, преодолела с нами голод, нужду, унижения.
Когда нас отрывали от родных мест, то ничего не объясняли. Только потом мы узнали истинные причины. Дело в том, что мы жили в полосе, приграничной с Турцией, которая в то время была во враждебных отношениях с СССР. Советское руководство считало, что мы можем без труда пересечь небольшую реку Аракс и вступить в сговор с турецкими курдами, поэтому таким вот жестоким способом оно пыталось предотвратить эту связь...
Депортация проводилась крайне бесчеловечными методами. Нас выселяли зимней ночью, без вещей и старших мужчин (их незадолго до этого увели в неизвестность), потом мы проехали в вагонах "для перевозки скота" тысячи километров без еды и питья, это больше 20 суток. До сих пор не люблю поезда…
Пассажиров нашего эшелона привезли в Джамбул. Там пересадили в грузовики, которые доставили нас через несколько дней в голую степь: ни дороги, ни деревца, ни домика, ни юрты. Обживались как могли. Причем распределяли людей по две-три семьи в разные колхозы. Несколько лет затем понадобилось выжившим, чтобы найти разбросанных по районам Казахстана родственников. Наша семья оказалась в необжитом ущелье Сары-Суйского района, затем в горном местечке Аулие-Атинского уезда (ныне Таласский район). Позже на карте Джамбулской области появились названия поселений Буденный и Каска-Булак, ставших основой "Казахстанского Курдистана". Спасибо местным жителям - казахам, которые приняли нас очень тепло, с истинно степным радушием и помогли выжить в этих нечеловеческих условиях.
Вторая волна депортации пришлась на 1944-й. Тогда курдов, проживавших близ советско-турецкой границы, переселяли из Грузии. Третья волна произошла в 1990 году в результате армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Армяне стали вытеснять курдов, обвинять их в том, что они мусульмане - братья азербайджанцев, избивали, поджигали дома. Те в итоге вынуждены были уехать в Азербайджан, Россию, а большая часть - в Казахстан.
Понятно, что эти три группы курдов немного отличаются друг от друга интеллектом, языком, обычаями. К примеру, многие курды, депортированные в 1944 году, в своей речи используют турецкие слова или приставку "оглы" к фамилиям.
- Сколько курдов сегодня живет в Казахстане?
- Согласно национальной переписи 2009 года, в Казахстане проживают около 40 тысяч курдов. Но мы считаем, что их более 100 тысяч.
- Почему такая огромная разница?
- Дело в том, что многие курды, получая документы, записывают себя азербайджанцами, турками. Много и тех, кто еще не получил гражданства, в основном это курды из Армении и Грузии.
- А в каких областях они проживают?
- В основном там, куда их изначально депортировали - в Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областях. В последние годы курды просочились и в Северный Казахстан. Я был в СКО около 15 лет назад, и тогда там проживали всего две курдские семьи. Одна из них моего племянника Рашида Надирова, известного в том регионе человека, президента местной ассоциации фармацевтов. Он уехал туда работать и остался. А сегодня там уже целая диаспора. Был даже создан областной филиал республиканской ассоциации курдов "Барбанг", председателем которого выбрали Рашида Надирова. В основном курды стали перебираться в СКО после известных событий в селе Маятас осенью 2007 года. За это время они успели устроиться там, найти работу. Сейчас живут спокойно.

 

"МАЯТАС ЗНАЮТ КУРДЫ ВСЕГО МИРА"
- События в Маятасе стали, пожалуй, единственным черным пятном в истории совместного проживания курдов и казахов. Какова ваша оценка этого межэтнического конфликта?
- В событиях в Маятасе лично я вижу много несправедливости. Когда это случилось, я приехал в село, разговаривал с жителями, встречался с руководством местных правоохранительных органов и даже с Калмуханбетом Касымовым (он занимал в тот момент должность первого вице-министра внутренних дел РК). Во-первых, я очень резко сказал им, что не было необходимости на всю страну кричать, что курдский мальчик надругался над казахским мальчиком. Зачем в таких случаях называть национальность? Ни в коем случае нельзя было этого делать. Тем самым они натравили казахов на курдов.
Во-вторых, они сделали из подозреваемого виновного. Родители пострадавшего мальчика обратились в полицию только через восемь дней после инцидента. То есть, не имея на руках результатов экспертизы (их просто не было) и никаких других доказательств, они голословно его обвинили, да еще и "разнесли" это на всю страну.
А что получили в результате? В селе начались межэтнические столкновения, дома курдов забрасывались камнями, выдвигались требования о выселении всех курдов из села. Волнения перекинулись на другие районы, начались поджоги домов, массовые беспорядки. Естественно, этим воспользовались третьи силы, которые подливали масла в огонь. Мы даже знаем фамилии. Их целью было показать, что в Казахстане не все спокойно, существует межнациональная рознь, нестабильность.
Слава богу, этот кошмар закончился. Сегодня Маятас знают курды всего мира. Для всех нас те события стали уроком.
И вы правы: кроме того случая, между нашими народами не было конфликтов. Да, были бытовые стычки. А у кого их нет? При этом, когда дерутся казах с казахом, никто же не говорит об их национальности или родовой принадлежности?! С этим нельзя играть, это очень опасно.
- На тот период пришелся пик межэтнических конфликтов в Казахстане. К счастью, последние годы были относительно спокойными. Чем вы это объясните?
- В первые годы независимости среди молодежи случались ссоры, во время которых часто проскальзывало: "мол, уезжайте к себе на родину, это наш Казахстан". Я тогда говорил своим знакомым и родственникам, которые жили в аулах, чтобы они не уезжали, что ситуация скоро разрешится, что Нурсултан Назарбаев - дальновидный стратег и не допустит притеснений. И был прав. Буквально через два-три года была создана Ассамблея, в которой равнозначно представлены все 130 народов, проживающих в Казахстане, и мы в том числе. С ее появлением все успокоилось, страсти поутихли.
Не секрет, что наша модель дружбы народов - единственная в своем роде. О ее важности неустанно повторяет глава государства. И недавно, после событий в Украине и в мире, он еще раз подчеркнул, что на сегодня это главный вопрос, и мы должна беречь нашу стабильность как зеницу ока.
Одно время журналисты часто писали о том, какая национальная идея нужна Казахстану. Кто-то говорил, что таковой должен стать казахский язык, то есть все должны его знать, кто-то предлагал экономические блага, чтобы все жили в достатке. Когда мне задали этот вопрос, я ответил так. Представьте себе, что в один прекрасный день все граждане страны заговорили грамотно на государственном языке, и у всех появились роскошные дома и автомобили. А теперь задумайтесь: разве это поможет нам избежать конфликтов и разногласий? Ведь главное - это стабильность в обществе, когда все люди дружны и живут как в единой семье, понимают и уважают друг друга. Тогда и знание казахского языка само по себе придет, не говоря уже об экономическом развитии и всем остальном.

 

"НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ТУТ НИ ПРИ ЧЕМ…"
- Каковы сегодня отношения между курдами и титульной нацией? Есть жалобы на притеснения по языковому или национальному признаку?
- 95% казахстанских курдов живут в аулах и поэтому очень тесно общаются с казахами. Они нам ближе, чем все остальные проживающие в республике народы. Тем более что у нас много общего - в культуре, обычаях, нравах, традициях, отношении к старшим, религии. Даже на казахском языке большинство курдов, в основном сельских, говорят так же свободно, как и сами казахи. Исключение составляют некоторые городские курды, но и от них мы постоянно этого требуем. Я полностью согласен с нашим президентом, что необходимо знать четыре языка - казахский, русский, английский и свой родной. И я не устаю говорить об этом своим детям и внукам.
Единственный вопрос, который часто возникает, - почему во власти нет курдов? В советское время была такая практика - если министр казах, то его заместителем назначают русского или представителя другой национальности. Такая смешанная модель позволяет работать эффективно и адекватно ситуации, тем более в таком многонациональном государстве, как Казахстан. Сейчас этого нет, но, я думаю, в скором времени этот вопрос будет отрегулирован.
А в целом курды очень хорошо ладят с казахами и не испытывают никаких притеснений по национальному признаку.
Здесь я хочу вспомнить, как меня избирали академиком в 1983 году. В советское время эта процедура была очень сложной и долгой. Списки кандидатов на получение столь высокого звания, пройдя многочисленные инстанции как в Москве, так и в Алма-Ате, легли на стол члена Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева. Он пригласил к себе в кабинет тех, кто от имени Совета министров, Верховного совета и Академии наук республики должен был решить, соответствует ли тот или иной претендент столь высокому рангу, рекомендовать ли его общему собранию Академии наук для избрания действительным членом АН Казахской ССР. И вот Димаш Ахмедович зачитывает первую фамилию. Начинается обсуждение. Затем - вторую фамилию, снова обсуждение. Доходят до моей:
- Надиров. Есть замечания?
Ему ответил президент Академии наук Аскар Минлиахмедович Кунаев:
- Нет, везде поддерживают: и в Москве, и в Алма-Ате… Только есть одно "но"...
- Какое? - остановил Димаш Ахмедович взгляд на президенте Академии наук.
- Он курд.
И тут первый секретарь ЦК Компартии Казахстана преподал присутствовавшим отличный урок гуманизма и интернационализма:
- Курд - это что, клеймо? Национальность "курд" - это не замечание к его работе. Наша республика многонациональная, и каждый ее представитель по заслугам может претендовать на любую должность. У нас нет разделения людей по национальностям. Есть замечания по деловым качествам? Нет. Все, общему собранию Академии наук рекомендуем…
Я уже 18 лет являюсь первым вице-президентом Национальной инженерной академии РК. Я говорил Бахытжану Турсыновичу Жумагулову, президенту НИА, что мне пошел 84-й год, и правильнее было бы назначить на мое место более молодого человека. Но он даже слышать об этом не хочет. Это, конечно, говорит о том, что у нас в стране нет никакого разделения по национальному признаку. И тем, кто пытается поднимать подобного рода вопросы, я всегда говорю: "А ты покажи, что можешь приносить пользу своей стране, и тебя все начнут уважать. Национальность тут ни при чем…".

 

"ИМЕННО ТАК МЫ И ВОСПИТЫВАЕМ КУРДОВ…"
- Кого из представителей диаспоры вы бы назвали наиболее влиятельными?
- Таких много, всех не перечислишь. Но первым я хотел бы отметить Князя Мирзоева, президента Ассоциации курдов РК. Он - заслуженный деятель Казахстана, кавалер ордена "Курмет", член совета Ассамблеи народа Казахстана, был проректором Алматинского государственного педагогического университета им Абая. Также могу назвать Азиза Алиева, первого президента Ассоциации курдов, а ныне крупного бизнесмена. Это очень влиятельные люди в нашем курдском обществе.
- А как часто курды вступают в межнациональные браки?
- Такие факты есть, но их не так много, как среди представителей других национальностей, которые проживают в Казахстане. Хотя никаких запретов в этом плане у нас нет.
- Какие проблемы испытывают курды в повседневной жизни?
- Это стандартные проблемы. К примеру, как и все остальные, наша молодежь испытывает определенные трудности с получением образования. Поскольку оно сейчас платное, не у всех есть возможность выучиться, получить хорошую специальность…
И, конечно, есть проблемы с трудоустройством. Даже если молодой человек получит диплом, то сразу устроиться на работу сложно, да и зарплата маленькая. Как жить, как содержать семью? Не говоря уже о том, чтобы приобрести собственное жилье. Очень тяжело. Надо над этим думать, работать.
Сколько бы ни ругали советскую власть, я всегда говорю, что если бы не она, то у нас не было бы нынешнего поколения руководителей, ученых, специалистов. За примером далеко ходить не надо. Наш президент Нурсултан Назарбаев - сын обычного крестьянина. Если бы тогда образование было таким дорогим как сейчас, разве его семья смогла бы позволить себе направить сына учиться в Украину?… Или я, простой спецпереселенец. Только благодаря помощи государства смог выучиться, встать на ноги, работать на разных должностях и достигнуть вот таких высот в науке.
- А чем казахстанские курды зарабатывают на жизнь?
- Род деятельности курдов в сельской местности - животноводство, другие отрасли сельского хозяйства. Городские курды, как правило, заняты в малом и среднем бизнесе. В основном это кафе, рестораны, магазины...
- Каким вы видите будущее вашей диаспоры в Казахстане? Что бы вы посоветовали?
- Я считаю, что надо создавать такую систему, чтобы граждане страны, независимо от того, какими внутренними проблемами они недовольны, всегда оставались ее подлинными патриотами. Чтобы ради своей родины они были готовы отдать свои жизни. Именно так мы и воспитываем курдов. Мы им с детства твердим: "Ты патриот этой страны, ты родился здесь, отдай ей все, что можешь".
Иногда курды на собраниях говорят: "Вот, мол, наша историческая родина…". Я всегда их поправляю: "Это родина наших предков. Твоя родина там, где ты родился!".
Недавно я был на одной курдской свадьбе, на которую пригласили 450 человек. Оказалось, что из тех, кто пережил депортацию, были только я и гость из Жамбыла, примерно мой ровесник. Мы долго беседовали, вспоминали. Когда мне дали слово, я сказал: "Только мы вдвоем знаем, что такое депортация, только мы видели, как голодали и умирали курды. Все остальные присутствующие - почти 450 человек - родились здесь, в Казахстане. Вы счастливые люди. И надо беречь авторитет Казахстана, достоинство и бороться за честь своей Родины".

Комментарии:
Астана: -6 °C
Алматы: 8 °C
    
$ 345.02
379.66